Тема: Предмет и метод бухгалтерского учета

Вопрос 1.

Хоз учёт – это полное отражение и качественная характеристика хоз явлений в целях контроля и активного воздействия на них. Он состоит из наблюдения, измерения, регистрации и группировки управляемых явлений.

В показателях учёта раскрываются качественные стороны хоз деят.

При любом строе хоз учёт обязан:

1) полностью удовлетворять потребности управления в информации о фактически свершившихся хоз процессах и явлениях

2) отразить эти процессы и явления таким образом, чтобы на основе количественных явлений можно было получить достоверную качественную хар-ку.

Одной из важнейших функций, кот выполняет хоз учет, явл контроль. Для реализации контрольной функции необходима достоверность и правдивость учетной информации.

Единая система хоз учета в РФ включает в себя 3 вид учета:

1. Оперативный учёт - проводится на местах совершения хоз операций, в устной и письменной форме

2. Статистический учет - проводится с use специально разработанных форм при изучении массовых социально-экономических явлений в области науки, культуры, экономики, здравоохранения и т.д. Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии экономики, движении рабочей силы, складывающихся ценах, численности и составе населения, и т.д. Статистике присущи особые методы сбора и обработки данных (наблюдение, обработка первичных данных, исчисление средних индексов). Для получения первичных данных статистика use бухгалтерские данные и данные специальных статистических наблюдений.

3. Бух учет - представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации путем сплошного, непрерывного документального учета всех хоз операций.

Каждый вид учета рассматривает одни и те же хоз процессы, но с разных позиций. В настоящее время применение всех видов хоз учета, их своевременность, полнота и объективность позволяют коллективу организации вести хоз деятельность экономично, расчетливо и избегать потерь и брака продукции, при этом постоянно изыскивать резервы производства и повышать производительность труда и увеличивать прибыль.

Вопрос 2.

Требования к хоз учету:

1. Своевременность. Это предупреждает возможные недостачи, растраты, помогает управленческому аппарату во время принимать правильные решения, своевременно устранять недостатки. Несвоевременное поступление учёта данных исключает возможность оперативного руководства.

2. Достоверность. Показатели учета должны быть правдивы, точны и объективны. Данные учета должны подтверждаться документами. Всякая неточность в учете приводит к его запутыванию и создает возможность различных злоупотреблений. За искажение учетной информации несет ответственность руководитель.

3. Сопоставимость. Данные должны быть сопоставимы, иначе исключается возможность контроля. За выполнением плана и разработки прогнозов, дальнейшей работы организации.

4. Доступность. Учет должен быть доступен для понимания.

5. Учет должен быть экономичным и рационально организованным. Что достигается его упрощением, совершенствованием и use компьютеризацией.

Вопрос 3.

Ведение хоз учета прежде всего предполагает количественные изменения учитываемых объектов с этой целью use след учетные измерители:

1. Натуральные измерители. Служат для отражения в учете хоз средств и процессов в их натур выражении. Применение натуральных измерителей зависит от особенностей (физ свойств) учитываемых объектов. Объекты могут измеряться единицами массы, счётом (кол-во штук, пар). А также мерами длины (см, м). С помощью натур учета ведется систематическое наблюдение за состоянием и движением конкретных средств организации и осуществляется контроль за их сохранностью.

2. Трудовые измерители. Применяются для отражения в учете кол-ва затрачиваемого рабочего времени, кот может исчисляться в днях, часах, минутах. Трудовые измерители в сочетании с натур use для исчисления з/п и выявления производительности труда.

3. Денежные измерители (универсальные). Занимают центральное место в учете и use для отражения разнообразных хоз явлений и обобщения их единой денежной оценки. Так с помощью этого измерителя можно посчитать общую стоимость разнородного имущества п/п (зданий, материалов и т.д.). Денежные измерители выражается в рублях и копейках. По средством их суммируются про-ные затраты п/п, ранее выраженные в трудовых и натур измерителях. Денеж измеритель необходим для калькуляции с/с п-ции и определения прибыли и убытков организации.

Объектами бух учета явл: имущество организации, их обязательства и хоз процессы в деятельности организации.

Вопрос 4.

Согласно Положению по ведению бух учёта и бух отчётности РФ бух учёту предъявляются след требования:

1) организация ведёт бух учёт имущества, обязательств и ... операций путём двойной записи на взаимосвязанных счетах бух учета, включенных в рабочий план счетов бух учета;

2) рабочий план счетов бух учета должен быть составлен на основе плана счетов, утвержденного Минфином РФ;

3) бух учет имуществ, обязательств ведется в валюте РФ. Все регистры бух учета ведутся на русском языке, первичные учетные документы, составленные на др языках, должны иметь построчный перевод;

4) для ведения бух учета в организации формируется учтенная политика, предполагающая имущественную обоснованность и непрерывность деятельности организации;

5) в бух учете организации текущие затраты на про-во и затраты, связанные с капит и фин вложениями, учитываются раздельно.

Вопрос 5.

Основные задачи бух учета:

1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении. Необходимы внутренним пользователям бух отчетности и внешним;

2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям за соблюдением законодательства РФ при осуществлении операций, связанных с хоз деят;

3) контроль за use матер, трудовых и фин р-сов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами для предотвращения отриц результатов хоз деят орг.

Общее руководство бух учетом осуществляет правительство РФ. БУ регламентируется след документами:

v Федеральным законом о бу;

v Планом счетов бу и инструкцией по его применению;

v Положениями по бу (ПБУ);

v Различными методическими указаниями и нормативными документами.

Тема: Предмет и метод бухгалтерского учета

1. Классификация хоз средств по составу и размещению.

2. Классификация хоз средств по источнику образования и целевому назначению.

3. Характеристика предметов бух учета.

4. Характеристика методов бух учета.

Вопрос 1.

Для осуществления хоз деятельности каждая организация должна располагать определенными средствами. Размер средств, характер использования зависят от вида и объема деятельности. Хоз средства любой организации бухгалтерия рассматривает с двух точек зрения:

1) с одной стороны, необходимо знать, из каких видов эти средства состоят и в какой сфере размещены;

2) с другой стороны, необходимо знать, за счёт каких источников это имущество приобреталось и формировалось.

Хоз средства организации - это товарно-материальные ценности и денежные средства как принадлежащие организации так и временно находящиеся вне ее собственности. Все эти средства являются активом организации и классифицируются по составу на внеоборотные и оборотные средства.

Активы

Внеоборотные активысостоят из:

1.ОС - это предметы, срок службы кот составляет более одного года. Они use в хоз деят длительное время, не изменяя своей формы и изнашиваясь постепенно, что позволяет включать их стоимость в затраты на производство п-ции частями по мере износа через амортизационные отчисления. Имеют стоимость более 40 000 руб. К ним относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты и т.д.

2.Нематериальные активы - это вид средств, не имеющих материально вещественной физ структуры, но при этом use в производстве п-ции при выполнении работ или оказании услуг, или для оказания управленческих услуг организации в течение длительного времени (свыше 12 мес.). Если организация не предполагает последующей перепродажи данного имущества, тогда к нематериальным активам могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности:

- исключительное право автора или др правообладателя на топологии интегральных макросхем;

- исключительное право патентообладателя на изобретение или промышленный образец;

- исключительное право владельца на товарный знак;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ и базы данных.

3.Оборудование, установки - это технологическое, энергетическое и производственное оборудование требующее монтажа и предназначенное для установки на строящихся объектах. К оборудованию, требующему монтажа, относится:

- оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей;

- комплект запасных частей;

- измерительная аппаратура.

4.Вложение во внеоборотные активы – затраты п/п на объекты, кот в последствии будут приняты в бух уч в качестве основных средств и нематериальных активов.

Оборотные активы участвуют только в одном кругообороте капитала и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. Основное их отличие в том, что они в короткий срок могут быть обращены в деньги, и к ним относятся:

1.Производственные запасы:

- материалы: сырье, топливо, запасные части, инвентарь, тара и т.д.;

- животные на выращивание и откорм;

- резервы под снижение стоимости материальных ценностей;

- заготовление и приобретение матер ценностей;

- НДС;

2.Затраты на производство (расходы по обычным видам деят, кроме расходов на продажу):

- основное про-во - затраты про-ва, продукция кот явилась целью создания данной орг;

- п/ф собственного про-ва;

- вспомогательное про-во - это затраты про-ва, кот являются вспомогательными для основного про-ва орг;

- общепроизводственные расходы - расходы по обслуживанию основных и вспомогат производств;

- общехозяйственные расходы - расходы для нужд управления непосредственно не связанные с про-ным процессом;

- брак в производстве;

- обслуживающие производство и хозяйство затраты - затраты, связанные с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

3.Готовая п-ция, товары:

- выпуск продукции, товары - это товарно-материальные ценности, приобретенные для последующей перепродажи;

- торговая наценка;

- сама готовая продукция;

- расходы на продажу;

- товары отгруженные - отгруженная п-ция, выручка от продажи которой не может быть указана в бух учете некоторое время, или же это готовые изделия, переданные др организациям для продажи на комиссионных началах;

- незавершенное про-во - это выполненные этапы по незавершенным работам.

4.Денежные средства - это денежная наличность в российской и иностранных валютах и находящаяся в кассе на расчетных, валютных и др счетах, а также цб, платежные и денежные документы:

- кассы;

- расчетные счета – это денежные средства в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в банке;

- валютные счета - денеж средства в иностр валюте на валютных счетах организации, открытых в банках на территории РФ и за её пределами;

- специальные счета в банках - это денеж средства в рублях и иностр валюте, в аккредитивах, чековых книжках, платежных документах;

- переводы в пути - это денеж средства, внесенные в банк, но еще не зачисленные на расчетные или валютные счета;

- финансовые вложения – это инвестиции орг в гос ценные бумаги, акции, облигации, а так же предоставленные др организациям займы;

5.Расчеты:

- расчеты с покупателями и заказчиками;

- расчеты с подотчетными лицами - лица, которым выданны деньги на мелкие хоз расходы: покупку канц товаров, ремонт орг техники, командировочные и представительские расходы на создание имиджа и т.д.

- расчеты с дебиторами. Дебиторская задолженность - это задолженность различных организаций или различных лиц данной организации.

Вопрос 2.

Пассивы

По источникам образования и целевому назначено хоз средства организации подразделяются на 2 группы.

I группа: Собственные средства. Сюда входит:

1) уставный К - образуется при формировании организации за счет вкладов учредителей;

2) собственные акции - это акции, выкупленные у акционеров для послед перепродажи или аннулирования;

3) резервный К - создается за счет отчислений от нераспределённой прибыли и предназначен для покрытия убытков организации за отчетный год;

4) добавочный К – образуется за счет прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемых по результатам их переоценки;

5) нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);

6) целевое финансирование - это средства, предназначенные для осуществления мероприятий нецелевого назначения, а так же средства поступившие от др организаций или из бюджета на выполнение какой-либо программы;

7) Прибыли и убытки - это конечный финансовый результат деят орг.

II группа: Заемные средства (привлеченные). Сюда входит:

1) расчеты по краткосрочным кредитам и займам – это суммы краткосрочных кредитов и займов на срок не более 12 месяцев;

2) расчеты по долгосрочным кредитам и займам;

3) кредиторская задолженность - это задолженность данной организации перед др орг и лицами. Кредиторами называют организации/лица, которым мы должны. Кредиторская задолженность возникает, в частности, если материалы и товары поступают в организацию раньше чем она произвела платёж за них, т.е. поступление товарно-материальных ценностей предшествует оплате. К обязательствам относят:

- задолженность бюджетов по налогам и сборам;

- задолженность коллективу по оплате труда (начислена, но ещё не выплачена);

- задолженность по соц. обеспечению и страхованию.

Вопрос 3.

Предметом БУ явл наличие и движение имущества, источники его формирования, а так же возникшие обязательства и полученные результаты деят экономического субъекта.

Предметом БУ также явл хоз операция, кот хар-ет действия, кот вызывают изменения в составе, размещении и источниках образования имущества. При этом хоз операции могут затрагивать только имущество организации или же только источники его образования или одновременно и имущество и источники его образования, или одновременно и имущество и источники его образования.

Основу деят любой орг составляют 3 хоз процесса:

1) заготовление – приобретение товарно-материальных ценностей различного вида, необходимых для про-ных и хоз нужд;

2) производство - при данном цикле выполняется основная задача орг - это изготовление п-ции;

3) реализация - осущ договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, а выручка от продажи п-ции зачисляется на расчетный счет.

Все эти процессы образуют круговорот имущества организации.

Вопрос 4.

Метод БУ - это совокупность всех приемов и способов, с помощью кот в бух учете отражается движение и состояние хоз средств, а также источников их образования.

Он включает в себя след приемы и способы, кот принято называть элементами метода БУ. К ним относятся:

1. Документация - письменное свидетельство о совершении хоз операций, каждая хоз операция должна оформляться документами. Документ служит не только основанием для совершения операции, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация случит целям контроля, позволяет проводить документальные проверки и обеспечивает сохранность имущества.

2. Инвентаризация - это способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре, сданными ...

3. Оценка – это способ, с помощью кот хоз средства получают денежное выражение. Оценка хоз средств базируется на их фактической себестоимости, благодаря чему достигается реализм.

4. Калькуляция - use для исчисления с/с объектов учета, а также за величиной затрат.

5. Наблюдение - use для постоянного контроля за процессами организации.

6. Экономическая группировка объектов - позволяет получать показатели, необходимые для текущего наблюдения.

7. Система счетов БУ - позволяют получать обобщенные хар-ки объектов учета.

8. Двойная запись - заключается во взаимосвязанном выражении хоз операций на 2х счетах бух учета.

9. Баланс - позволяет проводить контроль за всей совокупностью объектов в бух учёте.

10. Бух отчетность – это единая система информации о фин положении хоз субъекта.

Темабухгалтерский баланс

1. Понятие о ББ. Его содержание и строение

2. Виды балансов

3. Типы изменения балансов под влиянием хоз операций

Вопрос 1

Средства организации участвуют в организации непрерывно для руководства организации необходимо знать какими средствами оно располагает из каких источников эти средства получены для каких целей предназначены. На эти вопросы дает ответ ББ.

Схематично ББ можно представить как таблицу. Состоящую из 2х частей: левая- актив, отражает состав, размещение и использование средств организации, а правая-пассив, показывает те же средства. Но по источникам их формирования и целевому назначению. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса. Величина этих итогов наз-ся валютой балансы. Баланс составляется на опред дату. Как правило на начало квартала и показывает состояние средств и их источников на данный момент. Балансовое обобщение характеризуется двойственным отражением объектов. Объекты отражаются в балансе дважды и рассматриваются в двух точек зрения в зависимости от вида баланса. Все имущество в активе баланса и источники его образования в пассиве представлены в сгруппированном виде. Основным элементов ББ яв-ся статья, которая соответствует виду имущества, благодаря сжатой и удобной форме баланс дает представление не только об имущественном представлении но и о тех изменениях. Которые произошли на тот или иной период. Последние достигается при сравнении балансов з несколько периодов. бБ как и всю отчетность составляют только на основе проверенных бухгалтерских записях. Подтвержденных опред документами.

№ счета Название счета Сумма
Основные средства 250 000
Не материальные активы 80 000
Уставный капитал 300 000
   
Материалы 10 000
Резервный капитал 6 000
Непокрытый убыток 40 00
товары 18 000
Расчетные чета 12 000
Расчеты с подрядчиками  
Расчеты по налогам и сборам 1 500
Расчеты по оплате труда 10 000
кассы 1 000

1-60 актив

60-9.. пассив

Актив Пассив
Название Сумма Название Сумма
о/ ср Уставный капитал 300 000
Н/а 80 000   5 500
Материалы 10 000 Резервный капитал 6 000
Товары 18 000   40 000
Расчетные чета 12 000 Расчеты с подрядчиками 8 000
Касса 1 000   1 500
        10 000
Валюта баланса 370 000 370 000

Вопрос 2

Различают несколько видов баланса :

· Сальдовый баланс…..источники образования имущества по состоянию на опред дату. Составляется путем подсчета остатков (сальдо) по счетам учета

· Оборотный баланс. Помимо остатков средств и источников образования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении дебитовые и кредитовые обороты а отчетный период.

По времени составления различают балансы:

· Вступительны. В его активе отражается состав имущества организации, полученного при ее создании. Перед составление вступительного баланса как правило проводится инвентаризация имеющегося в организации имущества

· Текущие. Составляются на любую отчетную дату

· Ликвидационный. Составляется при ликвидации предприятия

· Соединительный при соединении компаний

· Разъединительный

По способу отчистки заличают балансы

· ….регулирующие статьи: амортизация ОС, нематериальных активов, торговая наценка

· Баланс нетто- отчисленный от регулирующих статей балансов

Вопрос3

Все изменения происходящие с составом хоз средств и источниками их образования в результате хоз деятельности наз-ся хоз операции. Ежедневно в организации совершается множество хоз операций. Кот оказывают влияние на валюту баланса и ан статьи баланса. Все хоз операции бывают 4 типов:

1. Операции этого типа вызывают изменение двух статей актива баланса: одна увеличивается, а др уменьшается на одну и ту же сумму. При этом валюта баланса остается неизменной. Таким образом для операций првого типабудет верна формула

А+Хо-Хо=П

А-актив

Хо- хоз операция

П-пассив

2. Операции этого типа вызывают изменения двух статей пассива баланса на одну и ту же сумму

А=П+Хо-Хо

3. Вызывает увеличение статей в А и П баланса на одну и ту же сумму, при это итоги актива и пассива увеличиваются на одну и ту же сумму, равенство остается.

А+Хо=П+Хо

4. Операции этого типа вызывают изменение статей А и П на одну и ту же сумму. При этот и актив и пассив уменьшается на одну и ту же сумму. Например рассчитывается за о\с с расчетного счета. На нет от 5 000 остается 0. А в пассиве от 18 000 отняли 5 000 и получили 13 000

А-Хо=П-Хо

Наши рекомендации