Социальная инфраструктура

В современных условиях социальная инфраструктура – это важнейшая характеристика степени экономического и социального развития общества, показатель рациональности использования материальных возможностей для создания достойных условий жизнедеятельности людей. Для её улучшения разрабатываются планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, полномочиями по принятию и организации выполнения которых обладают непосредственно органы местного самоуправления. На них также возлагается задача выступать фактором стабилизации, обеспечивать минимально необходимую степень социальной защищенности и способствовать росту удовлетворения потребностей населения в материальных и духовных благах. Основными компонентами в структуре социальной сферы муниципального образования являются: образование, культура, здравоохранение, социальная поддержка населения, физическая культура и спорт.

К задачам оценки социальной сферы поселения относятся: составление перечня существующих объектов и анализ их состояние, а также определение потребности в объектах социальной сферы в расчете на существующую и перспективную численность населения.

Образование.Социальная политика в области образования включаетформирование интеллектуального потенциала, способного активно влиять на развитие экономики, науки и культуры. В сельском поселении существует сеть учебно-воспитательных учреждений, состоящая из объектов дошкольного образования и средних общеобразовательных школ.

Объекты образования

1. Детские сады:

- п. Хийтола, здание 1980 г. постройки со 100% износа, площадь занимаемая объектом – 1400 м2, мощность по вместимости 150 чел., на момент анализа объект являетсянедействующим;

- п. Тоунан (при школе), здание 1970 г. постройки с 10% износа, площадь занимаемая объектом – 200 м2, мощность по вместимости 25 чел., на момент анализа объект является действующим.

2. Школы:

- Райваттальская средняя общеобразовательная школа п. Хийтола, здание постройки до 1939 г. с 20% износа, площадь занимаемая объектом – 755,8 м2, мощность по вместимости 150 чел., на момент анализа объект является действующим;

- Тоунанская основная общеобразовательная школа п. Тоунан, здание 1970 г. постройки с 10% износа, площадь занимаемая объектом – 500 м2, мощность по вместимости 50 чел., на момент анализа объект является действующим.

Базовый образовательный уровень населения – важнейшая характеристика муниципального образования, определяющая его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений.

Культура.Социальная политика в области культуры включает меры по повышению уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материально-технической базы.

Объекты культуры

1. Дома культуры:

- п. Хийтола, здание 1972 г. постройки с 90% износа, площадь занимаемая объектом – 321,21 м2, мощность по вместимости 110 чел., на момент анализа объект является действующим;

- п. Куликово, здание до 1939 г. постройки со 100% износа, площадь занимаемая объектом – 316,73 м2, мощность по вместимости 20 чел., на момент анализа объект является ликвидируемым.

2. Клубы:

- п. Тиурула, здание клуба до 1939 г. постройки со 100% износа, площадь занимаемая объектом – 244,3 м2, мощность по вместимости 70 чел., на момент анализа объект является ликвидируемым;

- п. Ринтала, здание с высоким процентом износа и низкими эксплуатационными показателями, является не действующим.

2. Библиотеки:

- п. Хийтола, здание до 1939 г. постройки с 90% износа, площадь занимаемая объектом – 86,48 м2, мощность по вместимости 30 чел., на момент анализа объект является действующим;

- п. Тоунан, здание 1980 г. постройки со 90% износа, площадь занимаемая объектом – 50 м2, мощность по вместимости 20 чел., на момент анализа объект является действующим;

- п. Куликово, здание с высоким процентом износа, требует устранение физического и морального износа.

Развитию культуры необходимо уделять особое внимание, так как она оказывает большое влияние на состояние духовного потенциала общества.

Здравоохранение. Социальная политика в области здравоохранения включает гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, использование дополнительных источников финансирования по мере экономического развития первичной медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, улучшение обеспечения населения лекарствами.

Объекты здравоохранения

1. ФАП:

- п. Тоунан, здание 1977 г. (в жилом доме) с 30% износа, площадь занимаемая объектом 40 м2, мощность по вместимости 2 чел., на момент анализа объект является действующим;

- п. Куликово, здание 1970 г. (в жилом доме) с 45% износа, площадь занимаемая объектом 30 м2, мощность по вместимости 2 чел., на момент анализа объект является действующим;

- п. Тиурула, здание 1971 г. (в жилом доме) с 45% износа, площадь занимаемая объектом 22м2, мощность по вместимости 2 чел., на момент анализа объект является действующим.

2. Амбулатория в п. Хийтола, здание до 1939 г. постройки с 90% износа, площадь занимаемая объектом 350 м2, мощность по вместимости 4 койки, функционирует дневной стационар, на момент анализа объект является действующим.

Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования, обеспечивающее создание благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности. Кроме того, здравоохранение способствует улучшению здоровья населения, росту продолжительности жизни. Эффективное функционирование здравоохранения позволяет избавиться от ущерба, который мог бы быть нанесен национальной экономике в результате нетрудоспособности работников. Благодаря расширению системы здравоохранения, использованию современного медицинского оборудования, удается улучшить качество медицинского обслуживания, добиться уменьшения заболеваемости. Все это позволяет повысить производительность труда.

Физическая культура и спорт – приоритетное направление социальной политики государства. Вопрос развития данной сферы в поселении является актуальным, учитывая сложную социально-демографическую ситуацию и положение состояния здоровья населения. Значительная роль в решении данного вопроса отводится органам местного самоуправления. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет их полномочия по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Объекты физкультуры и спорта

- п. Хийтола: спортивная площадка, спортивный комплекс, каток;

- п. Тоунан: стадион;

Материально-техническая база объектов физической культуры и спорта поселения требуют капитального и косметического ремонта, благоустройства и оснащения современным спортивным оборудованием.

Кроме вышеперечисленных объектов социального назначения на территории поселения расположены и другие объекты, обеспечивающие решение важных социально-культурных задач. К числу таких объектов относятся объекты общественного питания, магазины, почта, баня, гостиница.

Качество телефонной связи и интернета – удовлетворительное. Кроме возможности выхода в Интернет через оператора сотовой связи, имеются также общественные пункты доступа. Территория Хийтольского сельского поселения охвачена сотовой связью российских операторов – MTC, MEGAFON.

Расчет потребности населения сельского поселения в объектах социальной сферы произведен в соответствии со СП 42.13330.2011. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (далее также – СП 42.13330.2011) .

Таблица 8

Расчет потребности в объектах общественного назначения и бытового обслуживания

для Хийтольского сельского поселения

Показатель Норматив Текущая потребность Потребность на расчетный срок ГП (2032 год)
Хийтольское сельское поселение
Детские дошкольные учреждения, место 85% от численности детей дошкольного возраста
Общеобразовательные школы, учащиеся 100% от числа детей в школьном возрасте
Внешкольные учреждения, место 10% от общего числа учащихся
п. Хийтола
Клубы, посетительское место 300 на 1 тыс. чел.
Сельские массовые библиотеки, тыс. единиц хранения для сельских поселений или их групп 7,5 на 1 тыс. чел. 6,0 6,4
Магазины, м2 торговой площади 335,4 на 1 тыс. чел.
Предприятия общественного питания, место 40 на 1 тыс. чел.
Предприятия бытового обслуживания, рабочее место 7,5 на 1 тыс. чел.
п. Куликово
Клубы, посетительское место 300 на 1 тыс. чел.
Сельские массовые библиотеки, тыс. единиц хранения для сельских поселений или их групп 7,5 на 1 тыс. чел. 4,9 5,1
Магазины, м2 торговой площади 335,4 на 1 тыс. чел.
п. Тоунан
Клубы, посетительское место 300 на 1 тыс. чел.
Сельские массовые библиотеки, тыс. единиц хранения для сельских поселений или их групп 7,5 на 1 тыс. чел. 4,0 4,0
Магазины, м2 торговой площади 335,4 на 1 тыс. чел.
п. Тиурула
Магазины, м2 торговой площади 335,4 на 1 тыс. чел.

Необходимость размещения (вместимость) объектов здравоохранения и структура лечебно-профилактических учреждений не нормируется СП 42.13330.2011, определяется органами здравоохранения и указывается в задании на проектирование

Выводы

1. На территории поселения остро стоит вопрос с обеспеченностью детскими дошкольными образовательными учреждениями. Детский сад в п. Хийтола с мощностью 150 мест с износом более 50% является не действующим. Удовлетворяется потребность лишь на 25 чел. за счёт объекта, расположенного на территории п. Тоунан (при школе). На расчётный срок реализации генерального плана обеспеченность детскими садами должна составить порядка 185 мест в целом по поселению.

2. Существует дефицит в мощностях общеобразовательных школ. На момент осуществления анализа наблюдается недостаток - 84 мест, и к 2032 г. он составит 100 мест.

3. На территории муниципального образования остаются действующими клуб в п. Тиурула и Дом культуры в п. Хийтола мощностью 110 чел., остальные два ДК в п. Куликово и клуб п. Ринтала с износом до 100% на момент исследования являются не действующими. В целом по поселению к 2032 г. обеспеченность объектами культуры должна составить порядка 780 чел.

3. В сельском поселении наблюдается дефицит таких объектов социальной сферы как внешкольные учреждения, больницы, предприятия общественного питания и бытового обслуживания.

Наши рекомендации