Принципы построения имитационной игры и их практическая интерпретация

Рассмотрим, каким образом раскрываются теоретические составляющие обучающих игр. Так, выделяются следующие принципы построения имитационной игры :

• наглядность имитационной игровой модели;

• автономность сюжетов и эпизодов игры;

• «открытость» игровой модели для дальнейшего расширения и развития;

• насыщение игровой системы управления техническими средствами сбора, передачи и обработки информации;

• сбор и систематизация наблюдений по изучаемой проблеме в игровом режиме.

Рассмотрим реализацию данных принципов подробнее.

А) Принцип наглядности. В имитационной игре необходимо отражать возможный набор управленческих функций. В ходе проведения «Бизнес-Курс: Коропорация+» использовались базовые – планирование, организация, мотивация, контроль. В то же время практика показала, что перенесение в игру всех функций (в том числе и специфических, например, диспетчирование) и процедур управления на разных уровнях иерархии, предусмотренных в системе-прототипе, сильно усложняет игру и снижает аналитические возможности игровой модели. По этим же соображениям информационная база игрового варианта системы должна быть визуализирована (таблицы, схемы, графики и т. д.) и, по возможности, упрощена. Это достигается выдачей студентам справочной информации на бумажных носителях по коэффициентам, индексам потребительских цен, уровню инфляции, варрантам стратегий. Кроме того, информативность обеспечивается собственно игровым интерфейсом системы и вариативностью получения информации через контекстное меню и инструментальную панель.

Б) Принцип автономности. Отдельные сюжеты и эпизоды имитационной модели позволяют «настраивать» игру для конкретного состава участников, дают возможность рационально построить учебный курс, когда имитационная игра становится стержнем изучаемой дисциплины. Реализация этого принципа означает, что отдельные блоки игры могут проводиться самостоятельно, что достигается разработкой нескольких вариантов информационного обеспечения игры. Самый полный вариант предусматривает жесткое информационное взаимодействие игровых сюжетов и эпизодов по входам и выходам (например, сюжет «оперативное управление производством» разыгрывается по результатам, полученным в сюжете «технико-экономическое планирование»). В остальных вариантах отдельные блоки игры функционируют по заранее подготовленным информационным выходам. В рассматриваемой имитационной игре данный принцип обеспечивается настройкой исходных данных – макро- и микроэкономических параметров, выполняемой преподавателем-экспертом в соответствующем диалоговом окне игры при настройке курса.

В) Принцип «открытости» игровой модели. Отдельные элементы имитационной игры могут входить готовыми блоками в последующие разработки. В частности, для проведения данной игры предусмотрены индивидуальный и коллективный варианты «Бизнес-Курс: Корпорация+», которые различаются по своему функционалу. Последняя версия данной игры включает функционал предыдущих и содержит расширенный аппарат по финансовому менеджменту.

Г) Принцип сбалансированности игровой деятельности и деятельности по поводу игры. От этого принципа зависит эффективность проведения имитационных игр. Поскольку именно в процессе этой деятельности обеспечивается реализация цели игровых экспериментов: изучение процессов функционирования организационно-экономических систем. Поэтому при реализации игры следует идти по цепочке: формулирование цели проведения игры – формирование деятельности по поводу игры - конструирование игровой деятельности.

В завершении раздела отметим, что в имитационной игре целесообразно следовать правилу: каждая игровая процедура должна занимать ровно столько времени в игре, сколько требуется для понимания участниками ее места и назначения в реальной производственной (сервисной) системе.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1.Поздняков, В.Я. Экономика фирмы.- М.: « Инфра-М», 2014.- 108с.

2. Вайс, Т.А. Экономика предприятия.- М.: «Кнорус», 2010.- 1опт.эл.диск.- (Электронная книга)

Электронные ресурсы

1.Фурсов, В. А. Экономика предприятия (фирмы).- Ставрополь: «Ставропольский государственный аграрный университет», 2013.- 349с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php

2.Экономика предприятия. Ч. 3. Сборник студенческих работ.- М.: «Студенческая наука», 2012.-1376с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php

Дополнительная литература

  1. Волков, О.И. Экономика предприятия.- М.: «ИНФРА-М», 2003.-234с.
  1. Грузинов, В.П. Экономика предприятия.- М.: «Финансы и статистика», 2002.-245с.
  1. Чуева, А.Н. Экономика фирмы.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007.- 416с.
  1. Сафронов, Н.А. Экономика предприятия. - М.: «ЭкономистЪ», 2007.- 618с.
  1. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия).- М.: ТК «Велби», «Проспект»,
2007.- 560с.
  1. Филатов, О.К. Экономика организаций.- М.: «Финансы и статистика», 2008.- 512с.
  1. Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг.- М.: «Финансы и статистика»,
2001.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ТРЕНИНГА

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать

–раздаточный материал по тренингу;

– аудивизуальные материалы;

– технические средства обучения (компьютерная техника, аудио-, видеоаппаратура).

Наши рекомендации