И организация статистики

ФГБОУ ВПО

БЕЛГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. В.Я. ГОРИНА

Кафедра финансов и экономического анализа

А. И. ЧЕРНЫХ, Е.В. ТЕТЮРКИНА

СТАТИСТИКА

КУРС ЛЕКЦИЙ

Белгород - 2012

А.И. Черных, Е.В. Тетюркина

Статистика. Курс лекций

Белгород 2012

УДК 311: 339. 13

ББК 65. 422 - 05

Ч - 49

Черных А.И., Тетюркина Е.В.Статистика. Курс лекций: - Белгород: Изд-во БелГСХА,2012. – 110с.

Рецензент:

доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, кандидат экономических наук, Л.Н. Груздова

Подготовлено в соответствии с примерными учебными программами по специальности 080114 «Экономика и бухучет (по отраслям)», рекомендованной Учебно-методическим объединением по образованию в области финансов учета и мировой экономики.

Черных А.И., Тетюркина Е.В.

«Статистика. Курс лекций».

Подписано в печать Уч.-изд.л.6,87

Усл.печ.л.7,0 Тираж Заказ №

308503, п. Майский Белгородской области.

Белгородская государственная сельскохозяйственная академия

Типография БелГСХА им. В.Я. Горина

© Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Я. Горина, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Курс статистики дает представление о сущности статистического метода, особенностях его применения к изучению социально-экономических явлений и процессов.

Учебное пособие подразделяется на два модуля: общая теория статистики и социально-экономическая статистика. В первом модуле методология статистики излагается в единстве методов, формул расчета показателей и их содержании. Описаны предмет статистики, её история, рассмотрены понятия и методы расчета абсолютных и относительных величин, сводки и группировки, средние величины, выборочное наблюдение, индексы. Второй модуль также составлен в соответствии с программой курса для студентов высших учебных заведений и охватывает все его основные разделы, посвящен примерам применения методов теории статистики к изучению социально-экономических процессов, путем использования обобщающих показателей на макро- и микроуровне.

Цель учебного пособия заключается в оказании помощи студентам в постановке задач исследования социально-экономических проблем и практическом использовании системы статистических показателей и методов анализа для решения этих задач. Задачи и примеры построены на материалах, взятых из статистических сборников и на условных данных.

Данное пособие предназначено для студентов финансово-учетного факультета.

МОДУЛЬ 1

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЗАДАЧИ

И ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ

1.1. Предмет и задачи статистики

1.2. Статистическая методология

1.3. Виды учёта

1.1. Статистика – как отрасль знаний, возникла на базе хозяйственного учёта и имеет многовековую историю. Статистика как наука сложилась на базе немецкой описательной школы и английской школы политических арифметиков. Немецкая описательная школа была основана немецкими учеными Г. Ахенвалем и Г. Конрингом, которые трактовали статистику как государствоведение. Основателями английской школы политических арифметиков были В. Петти и Дж. Граунт, которые путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений.

Термин – статистика - произошёл от латинского – Stato (государство), или Status (положение вещей). Первоначально он употреблялся в значении слова «государствоведение» (описание государственного устройства). В целом под данным термином понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу статистических данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления жизни общества. В научный обиход статистика вошла в XVII веке.

Между статистикой наукой и практикой существует тесная взаимосвязь. Статистика, используя данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

Возникновение и развитие статистики было обусловлено общественными потребностями. По мере развития общества расширяется сфера деятельности статистики, а также совершенствуются её приёмы и методы.

На современном этапе статистика изучает ряд отраслей народного хозяйства, в связи с чем, выделяют несколько разделов статистической науки:

1) общая теория статистики, где излагаются общие принципы и методы статистического исследования;

2) социально-экономическая статистика, - разрабатывающая принципы и методы построения системы показателей уровня и развития общества;

3) отраслевая статистика – изучает отдельные отрасли народного хозяйства, в частности сельское хозяйство, его структуру, взаимосвязь, развитие.

Таким образом, статистика – это самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной и исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства изучаемых явлений. В статистике к важнейшим категориям относят: совокупность, единицу совокупности, признак, вариацию, закономерность.

Единица совокупности – множество элементов, образующих статистическую совокупность, являющихся носителем признаков, подлежащих регистрации (в совокупности жителей области или студентов Вуза единицей будет являться человек или студент, группа людей, студенческая группа и т.д.).

Признак – качественная особенность единицы совокупности, характеризующейся общими свойствами по каким-либо явлениям, процессам и т.п. (место жительства, возраст, пол, национальность, успеваемость и т.д.). По характеру отображения свойств единиц совокупности признаки могут быть: количественные и качественные (атрибутивные); дискретные и интервальные; главные (существенные) и несущественные; факторные (аргументы) и результативные; прямые и косвенные; альтернативные; варьирующие.

Вариация – количественные изменения значений признака при переходе от одной единицы совокупности к другой. Вариация возникает под действием случайных причин.

Статистический показатель – числа, выражающие количественные характеристики соотношения признаков, общественных явлений и отражающие результат измерения единиц совокупности. Бывают объёмными и расчётными.

Система показателей – совокупность показателей, отражающая взаимосвязи между явлениями.

Статистическая закономерность – форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с высокой степенью вероятности.

Основная цель статистики сводится к расширению достоверной, качественной, оперативной и общедоступной статистической информации о состоянии экономики и социальной сферы страны. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1) всестороннее исследование происходящих в обществе глубинных преобразований экономики и социальных процессов, на основе научно-обоснованной системы показателей: их уровня и структуры.

2) обобщение и прогнозирование различных отраслей народного хозяйства.

3) выявление имеющихся резервов эффективности производства;

4) характеристика многоукладности экономики предприятий различных форм собственности и их структуры производства.

5) раскрытие сущности массовых явлений и процессов, и присущих им закономерностей.

1.2. Теоретическую основу статистики, как и любой другой науки составляют категории, в которых выражаются основные принципы данной науки.

Для изучения и познания предмета статистики разработаны и применяются специфические приёмы и способы, которые, в совокупности и образуют методологию статистики.

Основой методологии статистической науки служит диалектический метод познания, заключающийся в том, что общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимосвязи и причинной обусловленности. Таким образом, под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений.

Специфика статистических методов заключается в их комплексности и

системности, что обусловливает многообразие форм статистической закономерности, и сложностью процесса статистического исследования, состоящего из трёх этапов: статистического наблюдения; сводки первичного материала; обобщения и анализа полученных статистических данных. В свою очередь прохождение каждой стадии также сопряжено с применением своих методик.

Начальной стадией статистических исследований является статистическое наблюдение – научно организованный сбор сведений об изучаемых социально-экономических процессах и явлениях. Полученные в результате статистического наблюдения данные являются исходным материалом для выполнения последующих этапов статистического исследования. Вторым этапом после наблюдения является сводка, которая необходима для получения обобщающих характеристик исследуемого процесса или явления.

Следующая стадия статистического исследования представляет собой комплекс последовательных действий по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность в целях выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. На этой стадии важнейшим методом является метод группировок, предполагающий расчленение совокупности на группы по определенным наиболее существенным признакам с последующей характеристикой этих групп.

Метод обобщающих статистических показателей (абсолютных, относительных и средних величин). Данный метод играет важную роль в процессе обобщения статистических данных.

Метод вариации показывает допустимые нормы отклонения от среднего уровня в абсолютных и относительных величинах.

Метод рядов динамики характеризует изменение явлений во времени.

Индексный метод характеризует изменение массовых общественных явлений, состоящих из непосредственно несоизмеримых элементов.

Корреляционно-регрессионный метод изучает закономерности причинно-следственных связей общественных явлений.

Аналитические возможности данных методов расширяются при использовании табличного метода, предполагающего наиболее рациональное, сжатое представление статистической информации.

Графический метод позволяет наглядно представить тенденцию изменения и зависимости статистических показателей.

Большое значение для развития статистической методологии имеет компьютеризация статистических исследований, позволяющая создавать базы статистических данных и программы их обработки, в значительной мере сократить сроки обработки информации, широко использовать многомерные методы, улучшать качество и наглядность проводимого анализа.

1.3. Под учётом понимают цифровую характеристику количественных и качественных сторон развития общества в целом.

Всестороннее изучение социально-экономических процессов, обусловливает необходимость применения различных видов учёта:

1. Первичный – определённая система записей единичных факторов, фиксирующих осуществление хозопераций. Основной источник информации. Их содержание сводится к регистрации актов производств и хоздеятельности (чеки, квитанции, накладные и т.д.), в момент, близкий к возникновению и осуществлению данных операций, фактов.

2. Оперативно-технический – осуществляет контроль за текущей работой. Регистрирует отдельные факты, события и т.д., в момент их свершения.

3. Бухгалтерский – решает задачи непрерывного учёта наличия, состава и движения производственных ресурсов в хозяйственно-обособленных подразделениях. Непрерывен, сплошной, документальный. Особенности в том, что он ведётся по материальным ценностям и средствам труда в стоимостном и натуральном выражении, фиксируются все операции (выборность не применяется), не выходит за рамки конкретного предприятия.

4. Статистический – научно-организованный сбор данных о массовых социально-экономических явлениях, их обобщение и анализ. Особенности: ведётся в натуральных, условно-натуральных, стоимостных (фактических и сопоставимых ценах), трудовых единицах измерения, использует сплошное и выборочное наблюдение; основывается на оперативно-техническом, бухгалтерском, специально организованных переписях, опросе, наблюдении.

Наши рекомендации