Данные: требования, разрывы, правила
При объяснении всех концепций используются лишь дневные ценовые данные, включающие цены открытия, закрытия, максимальную и минимальную цены акции или товара. Во многих случаях для акций цена открытия оказывается недоступной. В подобных случаях она заменяется ценой закрытия предыдущего дня. Исключением является тот случай, когда предыдущая цена закрытия выше сегодняшнего максимума. Тогда цену открытия заменяет сегодняшний максимум. Аналогичным образом, когда цена закрытия предыдущего дня ниже, чем сегодняшний минимум, в качестве цены открытия используется сегодняшний минимум. Это позволяет увидеть разрывы от цены закрытия одного дня к диапазону следующего.
Разрывы являются важной частью анализа свечей. Чтобы продемонстрировать, в чем разница между использованием и неиспользованием данных о цене открытия, были протестированы и проанализированы акции S&P100 с ценой открытия и без нее. Сначала были исследованы данные, имеющие цену открытия. Всякий раз, когда дневные максимумы и минимумы оказывались выше, чем максимум предыдущего дня, предпринимался анализ разрыва вверх (gap-up analysis). Точно так же всякий раз, как дневные максимумы и минимумы оказывались ниже минимума предыдущего дня, проводился анализ разрыва вниз (gap-down analysis). Как только день разрыва был идентифицирован, для определения положения цены открытия относительно дневного диапазона использовалась следующая формула:
[(открытие — минимум) / (максимум — минимум)] X 100
Результаты постоянно показывали, что цена открытия была на уровне 17 — 31% диапазона от максимума до минимума, следующего за разрывом. Если это был разрыв вверх, цена открытия попадала в диапазон 17 — 28% выше минимума. Аналогично, если это был разрыв вниз, цена открытия попадала в промежуток от 17 до 31% ниже максимума. Таким образом, даже не имея данных о цене открытия, можно представить, где примерно оно находится. Однако следует помнить, что это всего лишь статистика, высчитанная на большом объеме данных, так что здесь предполагаются обычные меры предосторожности.
РИСУНОК 6-1
Необходимо также осознавать, что определенных моделей свечей не может существовать, если нет цен открытия. То есть цена открытия не может быть заменена ценой закрытия предыдущего дня. Следующие модели не могут существовать, когда недоступны цены открытия:
— перевернутый молот;
— темные облака;
— пронизывающая свеча;
— встречающиеся свечи;
— две взлетевшие вороны;
— две вороны;
— особая впадина «три реки»;
— высокий прыжок;
— совпадение по нижнему уровню;
— смежные белые свечи;
— тройной удар;
— на линии шеи.
—
Существуют приемы, которые можно использовать при компьютерной идентификации моделей свечей и которые позволяют все-таки использовать эти модели. Например, можно выбрать некоторые параметры, устанавливающие связи между компонентами данных в терминах «больше, чем...» и «больше, чем... или равно...». В результате требование, чтобы дневная цена открытия была меньше, чем цена закрытия предыдущего дня, может быть изменено требованием, чтобы цены были равны. Хотя такой подход уводит философию распознавания моделей свечей слишком далеко, он, по крайней мере, позволяет использовать данные, не содержащие цен открытия.
Современные технологии позволяют трейдеру наблюдать дневные ценовые движения начиная от одного торгового тика, минутного штриха и любого вразумительного ценового прироста. В данной книге автор не задается целью выяснить, какой подход лучше, но, как говорится, иногда за деревьями не видно леса. Кроме того, нужно помнить, что модели свечей отражают краткосрочную психологию торговли, включая процесс принятия решений после закрытия рынка. Вот почему цены открытия и закрытия так важны. Использование внутридневных данных без реальных перерывов между ними по меньшей мере сомнительно.
Идея
Вопрос распознавания моделей за много лет не потерял своей актуальности. С помощью компьютера можно просмотреть и проверить огромное количество данных и накопить неограниченную статистику по моделям и их прогностическим возможностям. Однако такой подход основывается лишь на статистике, а другой важный фактор, объясняющий популярность той или иной модели (человеческая психология), недооценивается.