Проблема учета межрегиональных различий в уровне цен

Экономика: понятие и измерение (валовой региональный продукт)

...

Если говорить о количественном измерении экономики региона, то общепринятым обобщающим показателем экономической деятельности региона, характеризующим процесс производства товаров и услуг, является валовой региональный продукт (ВРП). ВРП представляет собой вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенных на территории региона, и определяется как сумма вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона. Показатель ВРП является по своему экономическому содержанию близким к показателю валового внутреннего продукта (ВВП), однако между показателями ВВП (на федеральном уровне) и ВРП (на региональном уровне) есть существенная разница, о которой речь пойдет ниже в главе про ВРП. Именно с рассмотрения особенностей ВРП как основного показателя экономики региона мы начнем вторую часть книги, посвященную индикаторам состояния и развития экономики региона.

Составляющие диагностики экономики региона

Валовой региональный продукт – главный индикатор в диагностике экономики региона и вместе с тем недостаточный для того, чтобы получить полное представление о происходящем в экономике региона. Необходимо рассмотрение ситуации по отдельным составляющим экономики региона, при этом структурировать экономику региона можно по разным основаниям.

Первое и наиболее очевидное членение экономики региона, следующее из самого определения экономики – это отраслевая структура. Конечно, в рамках данной книги мы не можем детально рассматривать проблемы диагностики всех отраслей народного хозяйства. Отдельные главы книги посвящены промышленности, сельскому хозяйству, строительству и в целом сфере услуг. Причем в этих главах речь идет не только о показателях развития отраслей, отражаемых в статистике по ВРП (структуре производства ВРП), но и о других имеющихся в настоящее время в российской статистике индикаторах.

Выбор отраслей для отдельного рассмотрения в этой книге объясняется двумя факторами. Первый – значимость отрасли для экономики региона. Второй – наличие статистических данных для диагностики состояния отрасли. В силу этих причин мы вынуждены делать больший акцент на производственных отраслях: во-первых, экономика подавляющего большинства российских регионов является индустриальной или даже аграрной, аграрно-индустриальной (а не постиндустриальной, в которой главную роль играют непроизводственные отрасли), во-вторых, качество статистики сферы услуг в России на сегодняшний день серьезно уступает качеству статистики производственных отраслей. Кроме того, в данной книге не ставилась задача детально рассмотреть отрасли социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), поскольку диагностика социальной сферы регионов заслуживает отдельной монографии.

Еще одно основание для структурирования экономики региона – это размеры предприятий/организаций, составляющих отрасли материального производства и непроизводственной сферы. Иначе говоря, проводя диагностику экономики региона, можно отдельно рассматривать положение крупных, средних и малых предприятий и организаций. В научных исследованиях, при разработке государственной экономической политики особое внимание уделяется малому бизнесу в силу особой роли этого сектора в экономике любого региона (наличие малого бизнеса обычно рассматривается как залог успешного развития экономики, поскольку в промышленно развитых странах именно малый бизнес играет огромную роль в разработке и внедрении новых видов продукции). ...

Отдельного рассмотрения заслуживает диагностика инвестиций в регионе – совокупности затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства. Причем, как и при рассмотрении отраслей экономики, в главе по инвестиционной сфере речь идет не только и не столько о статистике по ВРП (структуре использования ВРП), сколько о других показателях, отражающих происходящее в инвестиционной сфере регионов.

Таким образом, в ходе диагностики экономики региона может рассматриваться валовой региональный продукт как количественный измеритель экономической деятельности в регионе, отдельные отрасли, сектора, сферы экономики региона. При этом во всех случаях диагностика может состоять из трех компонент:

– анализа ситуации на текущий момент;

– ретроспективного анализа динамики развития ситуации за тот или иной временной период или периоды;

– определения потенциала развития.

...

Проблема учета межрегиональных различий в уровне цен

Наконец, четвертая комплексная проблема связана с учетом межрегиональных различий в уровне цен. Оценка этих различий представляет собой самостоятельный вопрос исследования в рамках диагностики экономики российских регионов, однако еще важнее учет этих различий для корректного сопоставления субъектов Федерации по любым показателям в стоимостном выражении. При этом следует помнить, что в России межрегиональные различия в уровне цен заметно больше, чем в значительной части стран мира.

Начиная с 2000 г. имеются опубликованные данные Росстата / Госкомстата о стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения по всем регионам (не считая Чеченской Республики). Этот набор включает 83 наименования (30 видов продовольственных и 41 вид непродовольственных товаров, 12 видов услуг) и исчисляется на основе единых объемов потребления и средних цен. При всей субъективности включения тех или иных товаров и услуг в этот набор следует помнить, что при расчете других параметров субъективизм методик выражен еще ярче (например, исчисляемый Минфином при распределении средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации индекс бюджетных расходов).

Данные по муниципальным образованиям о стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг отсутствуют, что также является важной проблемой для некоторых регионов с большой межрайонной дифференциацией цен. Наиболее распространенными являются контрасты в уровне цен в крупных городах и на селе.

Хотя стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг является лучшим из всех имеющихся показателей, это не отменяет его недостатков. С одной стороны, введение в расчетную схему единых объемов потребления действительно позволяет сопоставить покупательную способность рубля при приобретении потребительских товаров. С другой стороны, использование такого фиксированного набора не позволяет учитывать стабильно существующие отличия в структуре потребительских расходов, обусловленные неодинаковыми потребностями жителей различных российских регионов. ...

С 1994 г. Госкомстат России публиковал также данные о прожиточном минимуме по регионам. Однако с 2000 г. его перестали рассчитывать как аналитический показатель в связи с использованием понятия "прожиточный минимум" для законодательно устанавливаемых сумм по отдельным субъектам Федерации. При отсутствии альтернативы именно величину прожиточного минимума (аналитический, а не законодательно утвержденный показатель) приходится использовать в ретроспективном анализе.

Таким образом, необходимо с сожалением отметить отсутствие адекватного показателя, выполняющего функцию оценки паритета покупательной способности рубля в различных субъектах Федерации. Тем не менее с некоторой долей условности для анализа ситуации после 2000 г. можно использовать стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения.

Наши рекомендации