При возникновении аварийных ситуаций в Арктике
Действия экипажей круизных судов
В последние годы интерес к Арктике стали проявлять не только полярные исследователи, специалисты по добыче полезных ископаемых, грузоперевозчики, но и обычные туристы, которые хотели бы полюбоваться норвежским фьордами, побывать в царстве белых медведей или водрузить флаг на Северном полюсе.
Предприимчивые туроператоры предлагают немало маршрутов, связанных с арктическим туризмом, в которых задействованы пассажирские круизные лайнеры, а также дизель-электрические и атомные ледоколы. К слову сказать, использование ледоколов, и особенно атомных, которые в первую очередь предназначены для обеспечения проводок по СМП, вызывает немало дискуссий, особенно в плане нецелесообразности их нецелевого использования.
В любом случае, организация арктических круизов требует особого внимания по обеспечению безопасности всех участников этих рейсов, проходящих, как правило, в сложных метеорологических и ледовых условиях.
Достаточно обратиться к истории и вспомнить такие катастрофы как гибель «Титаника» в 1912 году, авария пассажирского лайнера «Монте-Сервантес» в 1928 году, гибель парохода «Челюскин» в 1934 году или сравнительно недавняя авария круизного лайнера «Nordlys» у берегов Норвегии в 2011 году, чтобы убедиться в том, что пренебрежение мерами безопасности в сложных арктических условиях может привести к катастрофическим последствиям.
Спасатели ледокола «Красин» заделывают пробоину на пассажирском лайнере «Монто-Севантес» в 1928 г. у берегов Шпицбергена.
Курсанты технологического отделения СПбМТК при прохождении стажировки на пассажирском лайнере «Принцесса Мария» компании «ST.PETER LINE» большое внимание уделяют вопросам не только связанным своей основной специальности, но и действиям экипажа при возникновении аварийных ситуаций.
Численность пассажиров в круизных рейсах нередко достигает 1500 – 2000 человек и более, среди которых немало детей и лиц пожилого возраста. Поэтому каждый член экипажа в экстремальных ситуациях должен быть готовым не только действовать по строго указанным инструкциям и расписаниям по тревогам, но быть в состоянии руководить действиями пассажиров, которые оказались в труднодоступных местах, оказывать им необходимую помощь.
Согласно статистике основными причинами аварий на пассажирских судах в последние годы являются повреждения корпуса при столкновениях и посадках на мель, а также пожары в жилых и служебных помещениях. Не исключена возможность и террористических актов.
Пожар на пассажирском лайнере Nordlys в Норвегии в 2011 г.
В случае повреждения корпуса и поступлении воды в нижние части отсека судна действия экипажа и эвакуация пассажиров, могут осложняться в связи с образованием крена корпуса на величину 10-12° и более. В этих случаях перемещение пассажиров по путям эвакуации значительно осложняется и возрастает вероятность получения травм. Это относится в первую очередь к судам, на которых пути эвакуации не предназначены для одновременной эвакуации большого числа людей (например, ледоколы, используемые для круизных рейсов).
Трап на ледоколе «50 лет Победы»
При возникновении пожара следует обращать внимание не только на опасность теплового воздействия, но и на опасное воздействие таких факторов, как задымление помещений и выделение токсичных продуктов горения. Особое внимание следует уделять такому явлению, как общая вспышка (внезапное воспламенение газовоздушной среды в объеме всего помещения). Следует обратить внимание также на особенности распространения пожара в судовых жилых и служебных помещениях в отличие от жилых зданий и производственных объектов.
Что касается обслуживающего персонала, следует учесть, что, несмотря на сравнительно невысокий уровень подготовки по действиям в аварийных ситуациях по сравнению с командным составом, эти члены экипажа должны хорошо владеть такими навыками как:
1. Действовать с первичными средствами пожаротушения и оказания медицинской помощи
2. Знать свои обязанности в соответствии с расписанием по тревогам
3. Знать расположение аварийных выходов и путей эвакуации
4. Уметь оказывать помощь пассажирам на пути к местам сбора и посадки в спасательные средства включая;
4.1 Уметь отдавать четкие и убедительные распоряжения
4.2 Управлять пассажирским потоками в коридорах, выгородках трапов и проходах
4.3 Оказывать дополнительную помощь при эвакуации пассажиров с детьми и пассажиров с ограниченными возможностями.
Проведение учебных тревог, разъяснения инструкций и демонстрация применения спасательных средств должны производиться в строгом соответствии с действующими нормативными документами. Следует учесть, однако, что не следует при этом нагнетать излишнюю напряженность, чтобы не испортить пассажирам общее впечатление о круизном рейсе и работе экипажа.