Карта осознанного питания
Упражнение «Уважай свою еду»
Это упражнение поможет вам повысить уровень осознанности в еде и раньше услышать сигналы насыщения. Вспомним: практически во всех культурах и религиозных направлениях существует практика обязательной молитвы перед едой. Этой молитвой человек выражает благодарность Богу за посланную ему еду, за изобилие, за сытость. Давайте представим себе, как еда попала на ваш стол. Закройте глаза и представьте себе людей, которые трудились, чтобы вы сегодня могли насладиться пищей, – сеяли семена, удаляли сорняки, выращивали скот, вымешивали тесто. Представьте себе их усталость, их заботу, их надежду.
Уделите минуту тому, чтобы мысленно поблагодарить этих незнакомых вам людей за возможность сегодня съесть это. Откройте глаза и еще раз посмотрите на то, что лежит в вашей тарелке. Теперь вы можете увидеть это как результат, совокупность труда и усилий многих людей, задача которых – чтобы вам было вкусно, чтобы вы набирались сил и здоровья от этой пищи.
Глава 21
Принцип 8. Учимся регулировать эмоции
Разум и чувства
Несмотря на то, что современная культура пытается убедить нас, что легитимны только положительные эмоции, это – неправда. Изначально эмоции предназначены для того, чтобы донести до нас определенную информацию. Важно помнить об этом: не бывает хороших и плохих эмоций, запретных и дозволенных, все они – просто информация. Обычно выделяют так называемые базовые эмоции, которые являются общими у всех людей и обнаруживаются у наших ближайших родственников-приматов. Это:
✓ радость;
✓ интерес;
✓ удивление;
✓ печаль;
✓ гнев;
✓ страх;
✓ отвращение;
✓ стыд.
Базовые эмоции нужны для того, чтобы изменить наше поведение в соответствии с происходящим вокруг. Испытываемая эмоция интереса заставляет встать, потянуться к книге с любопытным заголовком, пролистать ее, эмоция страха – закрыть, отодвинуть книгу, может быть, даже отбросить.
Однако существуют еще и вторичные эмоции – это эмоции по поводу эмоций. Вы рассердились – и вот вам за это стыдно, испугались – и разозлились на себя за это, опечалились – и удивились, а отчего, ведь повода же нет…
С эмоциями история ровно такая же, как с питанием. Самая неконструктивная идея – это мысль, что эмоции «нужно контролировать». Правда, с эмоциями чуть сложнее, чем с питанием, – идея, что эмоции «вообще никак не нужно никак регулировать» рискует прославить вас как заправского трамвайного хама и человека, малопригодного к общению. Как же быть?
Самое важное в процессе овладения собственными эмоциями – принять их как данность. Не пытаться сделать вид, что каких-то из них, неугодных вам или кому-то еще, не существует в принципе, не пытаться строить из себя Клинта Иствуда. Второй шаг – приняв, что вы – человек живой, можете испытывать и гнев, и печаль, и стыд, и страх, – отделить эмоции от самого себя. Они делают нам живыми, но не определяют, какие мы. Тот факт, что вы можете сердиться, грустить, удивляться, не делают вас вами. Все леди делают это. И не леди тоже. Вы просто тоже человек.
И третий, в точности как в известном афоризме Хармса: «Убивать детей нельзя, но надо же с ними что-то делать» – научиться «что-то делать» с эмоциями, которые нельзя уничтожать. Что именно – вот с этим мы сейчас и разберемся.
Как управлять эмоциями?
Существует теория, согласно которой люди с нарушенным пищевым поведением испытывают три основные сложности с эмоциями:
1) они не умеют их распознавать и называть словами – это состояние называется «алекситимия» и сопровождает многие как психические, так и соматические расстройства,
2) они имеют врожденный или приобретенный дефект эмоциональной регуляции – иными словами, эмоции у них есть, а вот тот тумблер, которым можно прикрутить интенсивность, – сломан или отсутствует,
3) и они, вероятно, гиперчувствительны к переживанию эмоций. Как гиперсензитивному к звукам ребенку шепот может казаться грохотом, так человеком, гиперчувствительным в эмоциональной области, то, что большинство людей оценивает как дискомфорт среднего уровня, переживается как внутренний шторм, как землетрясение, как катастрофа.
Мной было замечено, что у людей, страдающих булимией, например, булимические приступы часто возникают на фоне не просто переживания тех или иных негативных эмоций, а вкупе с ощущением, что эти переживания непереносимы, бессознательной фантазией, что они буквально не выдержат и разрушатся под натиском этих переживаний, погибнут, и поэтому нужно сделать все, что угодно, чтобы пригасить интенсивность этих переживаний.
С этим можно справиться, если владеть базовыми приемами распознавания и регуляции эмоций. Давайте начнем с распознавания: есть ли у меня трудности с этим? Всегда ли я знаю, что я чувствую, когда я что-то чувствую? Как научиться подбирать слова для того, что я сейчас чувствую?
Для начала – пройдите простой тест на алекситимию, убедитесь, что она у вас есть. Возможно, что вы просто мало практиковались в жизни в назывании чувств, поэтому это вызывает сложности. Между тем это чрезвычайно полезный навык: современные исследования показывают, что при назывании собственных негативных эмоций словами в нашем мозгу и теле происходят удивительные процессы: возбуждение значительно снижается, падает уровень производства кортизола – гормона стресса.
Торонтская шкала алекситимии
Методика шкалы алекситимии направлена на изучение алекситимии как свойства личности; была адаптирована в институте им. В.М. Бехтерева.
Тест состоит из 26 вопросов утверждений; ключ, нормы теста и интерпретация полученных значений Торонтской шкалы алекситимии (TAS) приведены ниже.
Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений. На каждое утверждение следует давать только один ответ:
✓ совершенно не согласен;
✓ скорее не согласен;
✓ ни то, ни другое;
✓ скорее согласен;
✓ совершенно согласен.
1. Когда я плачу, то всегда знаю, почему.
2. Мечты – это потеря времени.
3. Я хотел бы быть не таким застенчивым.
4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю.
5. Я часто мечтаю о будущем.
6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие.
7. Знать, как решать проблемы, важнее, чем понимать причины этих решений.
8. Мне трудно находить правильные слова для выражения моих чувств.
9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам.
10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам.
11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит.
12. Я способен с легкостью описать свои чувства.
13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать.
14. Когда я расстроен, то не знаю, печален ли я, испуган или зол.
15. Я часто даю волю воображению.
16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим.
17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле.
18. Я редко мечтаю.
19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так.
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.
21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях.
22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям.
23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства.
24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему.
25. Я не знаю, что происходит у меня внутри.
26. Я часто не знаю, почему я сержусь.
Подсчет баллов:
1) ответы вопросов 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26 оцениваются следующим образом:
✓ «совершенно не согласен» – оценивается в 1 балл,
✓ «скорее не согласен» – 2,
✓ «ни то, ни другое» – 3,
✓ «скорее согласен» – 4,
✓ «совершенно согласен» – 5.
2) Иначе оцениваются пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24.
В них ставим противоположную оценку в баллах по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2–4; 3–3; 4–2; 5–1);
Сумма баллов, полученная в результате сложения по всем пунктам, есть итоговый показатель «алекситимичности». Результаты могут распределиться в интервале от 26 до 130 баллов.
«Алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше. «Неаликситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Оказавшиеся в интервале от 62 до 74 баллов относятся к группе риска.
Если с распознаванием эмоций действительно есть трудности, попробуйте описать то, что вы чувствуете, по следующей схеме:
Карта эмоций
1. Какая ситуация спровоцировала эту эмоцию? («Я попросила подругу помочь мне с переездом. Она отказала, сославшись на занятость».)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Что вы испытываете в теле, в его отдельных частях – последовательно проанализируйте, что происходит с лицом, руками, ногами, животом и грудью, горлом? Какие в них есть ощущения? («Скованность в теле, холодные руки, комок в горле».)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Язык тела – что оно сейчас говорит? Каково выражение вашего лица – посмотрите в зеркало? Какую позу вы стремитесь принять? («Выражение лица напряженное, мрачное, поза – хочется свернуться клубком».)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Что вам хочется или тянет сделать, может быть, вы удерживаетесь от каких-то действий с трудом? («Хочется позвонить и накричать на нее».)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Какие убеждения, впечатления, оценки вы вынесли из этой ситуации? («Наша дружба – только миф, я ей не нужна на самом деле. Я никому не нужна. Я совершенно одинока. Я умру в одиночестве, окруженная тринадцатью кошками. Всем на меня плевать».)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. А теперь представьте себе реальность, в которой в этой ситуации что-то пошло не так, но обидеть вас никто не хотел. Возможно ли другое, не травмирующее вас объяснение этой ситуации? («На самом деле она хочет помочь, просто занята именно в эти выходные. Вероятно, я недостаточно внятно объяснила, как сложно мне справиться одной».)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Какова интенсивность переживаемой вами эмоции от 0 до 100?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ответив на все эти вопросы, попробуйте определить, что за эмоцию (или эмоции) вы испытывали?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Не беда, если заполнить всю карту и определить эмоции не получается сразу. Это – вопрос практики. Заполняйте такие карты каждый раз, когда испытываете негативные переживания, – и через короткое время вы обнаружите, что стали намного лучше распознавать то, что чувствуете.
Теперь займемся регуляцией эмоций. До сих пор вы успешно практиковали один и тот же стандартный способ эмоциональной регуляции – вы использовали для этого еду. Вы делали это не потому, что ленивы, недисциплинированны или испорчены с рождения – вы делали это потому, что это действительно работает.
В подходе диалектико-бихевиоральной терапии, одной из самых эффективных в работе с патологическим пищевым поведением, центральным является прием «серфинга». Этот прием оказался настолько эффективным, что с успехом применяется не только в психотерапии, но и в медицине для помощи людям, страдающим хроническим болевым синдромом, в ситуациях, когда повышать дозировку обезболивающего далее невозможно. Его можно использовать как для того, чтобы справиться с эмоцией, так и для того, чтобы пережить потребность заесть то или иное переживание.
Серфинг
Сядьте максимально удобно, прикройте глаза и расслабьтесь, насколько это возможно. Сфокусируйтесь на том переживании, которое вы сейчас испытываете. Как оно переживается в вашем теле? Сосредоточьтесь на осознанности текущего момента, ничего не предпринимайте – не пытайтесь подавить эмоцию или как-то изменить ее переживание. Просто наблюдайте какое-то время. Через некоторое время вы заметите, что в переживании есть пики, когда ощущение достигает своего «болезненного» максимума, и спады, когда переживание становится мягче, его интенсивность снижается. Наблюдайте какое-то время за сменой пиков и спадов, словно бы «скользя по волне», как делают серферы в море. Вскоре вы обнаружите, что пики длятся очень короткое время, а в остальные моменты вы вполне способны справиться с этими переживаниями, они неприятны, но переносимы. Приступ переедания всегда случается с вами на пике эмоционального переживания, потому что вам кажется, что максимум болезненных ощущений будет длиться вечно, никогда не закончится. Теперь вы знаете, что это не так.
Работа с уязвимостью
Часто бывает, что эмоциональные всплески и связанные с ними приступы переедания возникают легче и протекают тяжелее, если происходят с нами, когда мы находимся в уязвимом состоянии. Мы не можем защитить себя от уязвимости раз и навсегда, но можем понимать, что наша подверженность катастрофическому мышлению и ярким эмоциональным выплескам существенно выше, когда мы уязвимы.
Если с вами случился «неожиданный» приступ гнева, печали или совсем уж непонятный приступ переедания, проверьте, не связано ли это с повышением вашей общей чувствительности.
Карта уязвимости
1. Чувствуете ли вы симптомы приближающегося телесного недуга – гриппа, простуды, мигрени?
Многие люди прибегают к помощи еды, чтобы заглушить сигналы тела, сообщающего о неблагополучии. Важно уметь слышать эти сигналы и вовремя останавливаться, говоря себе и окружающим: «Стоп, я заболел. Я отправляюсь домой, ложусь в кровать и начинаю лечиться». Преодолевая подступающую болезнь, мы делаемся уязвимы к негативным эмоциям, нам существенно легче ощутить себя несчастными, и мы куда более склонны переесть.
2. Испытываете ли вы переутомление на работе?
Ни один человек не в состоянии 8 часов кряду заниматься одним и тем же видом деятельности. Монотония – однообразная деятельность – является одним из основных факторов утомления. В состоянии переутомления вы склонны переедать, чтобы заставить тело и мозг двигаться дальше, и вы куда больше подвержены негативным эмоциям – просто потому, что вы устали. Переутомление – состояние, которое нельзя пытаться «преодолевать», необходимо дать себе отдохнуть. Составьте для себя список приемов, которые работают для вас в ситуации переутомления:
1) выйти на 15-минутную прогулку (не говорите мне, что на вашей работе это невозможно. У вас на работе наверняка есть курильщики, выкуривание одной сигареты с дружеским разговором с коллегами занимает минимум 5–7 минут, в среднем курильщик выкуривает в день минимум 7–10 сигарет – а теперь подсчитайте, что получилось. И вы мне говорите, что не имеете права покинуть рабочее место на 15 минут?
2) запереться в кабинете, если есть такая возможность, и 10 минут полежать в йоговской позе «шавасана» – полностью расслабившись, закрыв глаза, притушив свет, руки безвольно лежат вдоль тела;
3) нтенсивно походить по лестнице вверх и вниз в течение 10 минут;
4) наконец, уйти с работы пораньше.
3. Достаточно ли вы спите?
Исследования убедительно показывают: как только вы перестаете достаточно спать, вы начинаете избыточно есть. Недосып делает нас чрезвычайно эмоционально уязвимыми – мы становимся более тревожными, более подозрительными, а значит, значительно легче усматриваем в реакции окружающих на наши слова или действия злой умысел, желание обидеть. Зачастую проблема недосыпа не связана с реальными проблемами с засыпанием, а относится к области психологических проблем – мне сложно закончить день, я не могу справиться с разочарованием по поводу того, что «свободное время» истекло и нужно спать. Помните, с состоянием сонливости можно адекватно справиться только одним способом: лечь вздремнуть.
4. Используете ли вы вещества, влияющие на эмоциональное состояние?
Ни бокал вина, ни чашка кофе не могут нести ответственность за эмоциональный всплеск и последующий пищевой срыв. Однако зачастую мы теряем счет чашкам кофе, выпитым днем в попытках проснуться и начать соображать быстрее, и бокалам вина или пива, выпитым вечером в попытках расслабиться и перестать думать о работе. И хотя вам наверняка далеко до статуса функционального алкоголика – алкоголь и кофеин делают вас уязвимыми. Алкоголь растормаживает нас эмоционально, и вот, вместо того, чтобы расслабиться и отдохнуть, мы начинаем жалеть себя, злиться, печалиться – просто потому, что соскользнуть в это состояние на фоне небольшой алкогольной интоксикации намного легче. Другая проблема – алкоголь растормаживает аппетит и снижает контроль. Кофеин же делает нас более раздражительными, менее стабильными и спокойными.
5. Достаточно ли вы двигаетесь?
Знаю, знаю, навязло в зубах. Я не отправляю вас в спортзал после работы – я говорю о необходимости небольшой прогулки ежедневно. Человек, испытывающий депривацию в отношении движения, делается значимо больше подвержен депрессивным переживаниям, от которых недалеко и до приступа переедания. То же касается и тревоги.
6. Совершенствуете ли вы в чем-либо свое мастерство?
Нет, это не опечатка. Исследования людей, хорошо справляющихся со своими эмоциями и способных их адекватно выражать, показали, что эти люди настойчиво развивали свои навыки в какой-то, интересной им, области, стараясь достичь высокого уровня мастерства. Далеко не всегда это было связано с извлечением дохода, часто это делалось просто ради удовольствия, на любительском уровне – будь то уроки музыки, рисование, пошив одежды или создание украшений – или участие в книжном клубе, помощь бездомным животным, математический кружок для детей… Есть ли навык или дело в вашей жизни, которым вы гордитесь и которое вам интересно было бы совершенствовать? Если нет – подумайте о том, что бы это могло быть.
Мы начинаем худеть, отказываем себе в «зажорах», не отдавая себе отчет, какую роль играет пища в нашей жизни, и никак не готовясь заменить ее функции чем-либо другим. Да и чем? Я – взрослая женщина или мужчина, у меня работа, дом и дети. «У меня сил не хватает даже телевизор смотреть!» (Вспомним «Трое из Простоквашино».)
Два года назад мой сын начал брать уроки фортепиано. Сыну нравится играть, он то и дело садится за инструмент, чтобы вполне добровольно поразучивать свои простые пьесы. Мы, родители, предпринимаем все возможное, чтобы никак его не принуждать и вообще всячески давать получать удовольствие от процесса.
В нашем доме на тех или иных музыкальных инструментах играют все, и для всех это огромный источник позитивных эмоций, расслабления – словом, типичный пример копинга-который-не-еда. Но это именно то, что у нас (по крайней мере, в России) чаще всего отнимают у ребенка, когда нагрузка в музыкальной школе становится огромной, и ее нужно тянуть параллельно с основной школой, а преподаватели авторитетно говорят, что без насилия учиться музыке невозможно. Итогом такого обучения становится некий процент великих исполнителей, занимающих призовые места на международных конкурсах, и весь остальной процент, среди которых немало тех, кому вкус и желание заниматься музыкой отбили начисто.
Поэтому обычный мой пациент рассмеется мне в лицо, если я предложу ему начать брать уроки музыки. Между тем какое простое и эффективное решение это могло бы быть для кого-то.
Одна из альтернативных находок, которую я придумала и мы начали использовать в терапии, – вспомнить свои детские хобби и, самое главное, несбыточные желания. У нас у всех они есть. Что-то, чего хотелось, но не разрешали родители, или не хватало средств, или слишком маленькая была квартира. Что-то из серии «когда мы будем жить просторней, мы купим Канчиля, и он будет жить в ванной». Я уверена, что это есть у всех. Можно ли устроить себе сбычу мечт? Я заметила, что многие люди находят легитимный способ делать это, когда у них рождаются дети. Эти замечательные люди покупают себе – вместе с ребенком – железную дорогу или красивую куклу. Они приносят из магазинов целую кучу поделочных материалов и с удовольствием «развозят грязь по квартире». Потому что как бы не себе, а ребенку, можно и нужно. А если все же себе?
В детстве арсенал доступных внешних средств для совладания со стрессом огромен, только внутренние инструменты не выработаны еще. Но ребенок полагает, что может все. Играть на музыкальных инструментах, лепить, рисовать, строить из песка и конструктора, шить, клеить и мастерить.
Ориентируя ребенка на результат, на достижения, мы готовим его к жизни во взрослом конкурентном мире, но лишаем будущих копинг-стратегий. Оставляя только еду.
А какие копинг-стратегии могли бы работать для вас?
Могли бы вы составить для себя список интересных вещей, которые вам хотелось в детстве или хотелось потом, но не было времени, сил, денег, кто-то был против?
Глава 22
Разум и чувства
Часто бывает, что мы испытываем проблемы только с одной, какой-то конкретной эмоцией – именно она чаще всего возникает, именно она не дает нам покоя. Что делать в таком случае?
Тревога
Если провести опрос, выясняющий, какие эмоции чаще всего становятся причиной заедания, то я уверена – с большим отрывом победит тревога. Это неудивительно, мы беспокоимся чаще, чем испытываем какие-либо другие эмоции.
Не будет преувеличением сказать, что современное общество находится в состоянии постоянной тревоги. Тревожные состояния и депрессии являются наиболее частым поводом обращения к психиатрам, психологам и участковым терапевтам. Тревога считается нормой жизни, частью культуры, необходимым условием выживания.
Во взаимоотношениях партнеров жутковатая максима «бьет – значит, любит», слава богу, понемногу отживает свое. Зато растет и колосится другая: «не беспокоится – значит, не любит». Любящий партнер любого пола обязан не только волноваться, благополучно ли вы добрались до дому в поздний час, он обязан постоянно бояться вас потерять – только это условие способно мотивировать это ленивое животное делать для вас что-то полезное. Только так и никак иначе – откройте любой гламурный журнал, там все об этом написано.
Ребенок обязан учиться беспокоиться с младых ногтей. Большой проблемой полагаются дети, которых не волнует, какую оценку получит их работа на конкурсе, какую отметку поставят за контрольную. Как научить их волноваться? – фактически вопрошают многочисленные обеспокоенные родители на многочисленных форумах, посвященных воспитанию детей.
Еще хуже взрослым, которым случилось вырасти неамбициозными. Им не очень хочется делать карьеру, им уютно там, где они уже есть – до поры до времени, пока друзья, знакомые и родные не начинают оценивать их жизнь как «бессмысленную», а их самих – как «ничего не добившихся». И все это под девизом «Ведь мы за тебя беспокоимся!».
Тем, кто карьеру делать хочет, ни чуточки не легче. Да, они «молодцыыыыы» (с). Но каким образом завоевать расположение противного начальника? Искать ли новую, лучшую работу или оставаться на месте? Как сделать следующий карьерный шаг? Когда, черт побери, повысят зарплату?
Самый большой простор для беспокойства обретают почтенные матери семейств. Опыт работы психотерапевтом позволил мне собрать множественные причины для беспокойства, а то бы так и померла в неведении. Не уйдет ли к другой мой муж? (поразительно, сколько женщин с высоким уровнем тревоги терзаются этим вопросом годами, не задаваясь симметричным – а не уйти ли к другому мне?). В какой сад и школу отдавать детей? Где получить наилучшие услуги здравоохранения? Безопасна ли еда, которую мы покупаем? Есть ли у мужа любовница? Как не утратить привлекательность? Что делать, если привлекательность уже утрачена – в спортзал или сразу пластику, или и то, и другое? Не уволят ли мужа с работы, и если да, что мы все станем есть? Кстати, почему у Люси – есть, а у меня нет? И не уйдет ли мой муж к Люсе? Утешает только тот факт, что Люся беспокоится не меньше.
Тревога является продуктом жизни в условиях постоянной конкуренции и высокой потребности получать самое лучшее.
Чем больше я сравниваю – себя, свою работу, партнера, детей, квартиру – с тем, что есть у других, тем больше у меня оснований для беспокойства. Но на развитие тревожности, как личностной характеристики, оказывает влияние множество других факторов.
Джон Боулби, основоположник теории привязанности (attachment theory), в соответствии с которой столь модно стало воспитывать детей (стиль родительства attachment parenting), определил, что первая привязанность – привязанность к родителям – может быть безопасной и небезопасной. Если ребенок вовремя получает отклики на сигналы о помощи и поддержке, если родитель ведет себя эмпатично, то есть отзывчиво – ребенок убеждается в том, что его связь с родителем стабильна. Формируется безопасная привязанность. Во всех остальных случаях формируется небезопасная привязанность, и тревожная форма привязанности – одна их них.
Для тревожного типа привязанности характерна парадоксальная форма взаимоотношений, в своем экстремальном виде выраженная в заглавии одной из лучших книг о психологии пограничного личностного расстройства: «I hate you, don’t leave me!» («Ненавижу тебя, не покидай меня!»). «Тревожно привязанный» будет бесконечно цепляться и прилипать к объекту привязанности, но в ключевые моменты будет отвергать заботу и саму идею просьбы о помощи. Быть объектом привязанности кого-то с таким паттерном поведения очень сложно: вы должны уметь читать мысли, угадывать, что именно происходит с вашим партнером прямо сейчас и предвосхищать его желания. Иногда складывается ощущение, что переживание тревоги дает тревожащемуся особые, уникальные права на личное, интимное пространство объекта любви. Нельзя прийти домой позже определенного часа, не надеть шапку в мороз, не позвонить вовремя – будут волноваться. Тревога другого обо мне позволяет замещать мои собственные потребности на потребности других.
– Петя, домой!
– Я замерз?
– Нет, ты хочешь кушать! (с)
Тревога прокладывает самый короткий путь к внутрисемейному насилию. Тревожащаяся за здоровье ребенка мать насильно, под мультики, песенки и пляски с бубном, впихивает ему еду, натягивает на него чрезмерно теплую одежду. Нет повода пытаться понять, что нужно ребенку, – мама ведь беспокоится. Не проблему ребенка пытаемся решить, а проблему мамы. Здоровенный бугай, с размаху влепляющий своей жене затрещину, беспокоится тоже – за возможность утраты контроля например. Так в чем же его обвинять – он просто беспокоился?!
На физиологическом уровне тревога и страх – поведение совершенно необходимое. Они обеспечивают возможность выживания, своевременной реакции на опасность. Нетрудно догадаться, что в дикой первозданной природе бесстрашным может себе позволить быть только очень крупное и очень хищное животное. Любое другое обязательно испытывает и тревогу, и страх.
Разница между тревогой и страхом состоит в том, что тревога – состояние беспокойства без объекта беспокойства, разлитое, тогда как страх имеет конкретный объект.
В нашем мозгу есть крошечное, но чрезвычайно важное парное образование – амигдала, или миндалина, отвечающее за регуляцию тревоги и страха (равно как и за ряд других базовых паттернов поведения, например – агрессии). Люди, пережившие разрушение миндалины вследствие заболеваний (например, очень редкой болезни Урбаха-Витте), теряют способность испытывать тревогу и страх. Бесстрашные теряют способность критически оценивать ситуации опасности, и риск травм и гибели возрастает значительно. Если же миндалина функционирует нормально, то в ситуациях, которые оцениваются мозгом как опасные, неблагоприятные или неопределенные, последний отправляет с ее помощью команду в симпатическую нервную систему, регулирующую деятельность органов и систем. Выделяются гормоны стресса – адреналин и норадреналин. Учащается пульс, расширяются зрачки, и сами глаза распахиваются шире, чтобы лучше обозревать окрестности («у страха глаза велики»), подскакивает давление, повышается мышечный тонус.
Все это делается для того, чтобы осуществить одну из трех возможных реакций организма на опасность – flight (беги), freeze (замри), fight (дерись).
Нелишне знать, что в эти моменты кровь максимально отливает от желудочно-кишечного тракта, чтобы снабдить нуждающиеся в поддержке мышцы. Именно с этим связана реакция, знакомая многим: «не могу есть во время стресса». При не слишком критическом уровне тревоги потребность «засунуть что-нибудь в рот» может быть связана с попыткой с помощью желудочной активности прервать последовательность симпато-адреналовых реакций и восстановить нормальное течение событий.
Культурные координаты тревоги в современном мире запутались еще больше, чем раньше. Потому что, с одной стороны, ты обязан беспокоиться, иначе ты равнодушный, незаботливый, неотесанный чурбан. С другой – беспокоиться ни в коем случае нельзя! Don’t worry, be happy! Иными словами, ты обязан беспокоиться, но так, чтобы этого никто не замечал. Дети не должны знать. На работе не должны видеть. Друзьям лучше не говорить. Как бы ты ни волновался, нормальное течение жизни ни в коем случае не должно быть нарушено.
И принимая эти правила игры, я немедленно попадаю в ловушку. Передо мной ставится задача не просто справиться с сильной и трудно контролируемой эмоцией, но еще и так, чтобы никто ничего не заметил. Успокоить пульс. Сузить зрачки. Втянуть кровь, прилившую к мышцам, обратно. Снизить давление. Безусловно, здесь заметна и работа классического магического мышления. Зажмурился – не видно. Если я спокоен и продолжаю жить как жил, значит, не так уж страшно все, что тревожит, так ведь?
Популярные журналы и ежедневные газеты изобилуют рекомендациями о том, как с тревогой надо «справляться». Я добросовестно прошерстила русско– и англоязычные источники в интернете и вынесла оттуда главную мысль: учиться расслабляться надо. Не умеешь расслабляться – тебе конец, иди за таблетками. Я не берусь утверждать, кто кого сборет – популяция людей, подавляющих тревогу с помощью транквилизаторов и антидепрессантов, или делающие это с помощью еды. И то, и другое решение призвано максимально блокировать реакцию организма на тревогу и заместить ее чем-то другим. Мы не пользовались бы таблетками и пирожными, если бы другие доступные способы работали так же просто и быстро, но, похоже, авторам подобных статей это невдомек. Другие популярные рекомендации тоже изобиловали оптимизмом. Оказывается, испытывая тревогу, нужно непременно продолжить работу, закончить ее и добиться запланированного – это повышает самооценку. А мужики-то не знают! Также нужно записаться на спорт, йогу и балет как минимум. И ходить туда. Сразу все как рукой, точно. Странно, что вы сами до сих пор не догадались и не записались. Если до балета не дойдете – то сразу в ванну, желательно с пузырьками. Что делать тем, кто в ванну ходит ежедневно, а тревога не проходит – не указано, наверное, сразу утопиться, прямо в пузырьках. Отдельного внимания заслуживают рекомендации самому на себе использовать техники когнитивно-поведенческой терапии, которые, без понимания теоретической подоплеки, выглядят как беседа идиота с идиотом: «Запишите тревожащие вас мысли, а теперь напротив запишите аргументы, показывающие, что это не так». Черт вас всех побери, если бы это было не так, неужели я бы беспокоился?!
Люди, страдающие расстройствами пищевого поведения, очень часто испытывают неумеренную, неконтролируемую тревогу. Сама роль тревоги в происхождении расстройств пищевого поведения не вполне ясна. Согласно статистике, чем вес при ожирении больше, тем больше вероятность диагностики генерализованного тревожного расстройства (одного из распространенных расстройств этой группы, основным симптомом которого является недифференцированное, разлитое, постоянное чувство тревоги). При ИМТ 30 и более 5,6 % выборки страдают этим расстройством, а при ИМТ 40 и более – уже 8,26 %. Добавьте сюда более 7 % популяции с ИМТ 30 и более, страдающих от панических атак, 8,71 %, страдающих социальной фобией и 15,15 %, страдающих специфическими фобиями (страх летать в самолете, например). В итоге получается, что около 40 % людей с лишним весом страдают диагностицированными тревожными расстройствами.
Не всегда это переживание достигает клинического уровня, но даже в таком проявлении остается мучительным. Главным образом потому, что вмешивается в планы «наладить питание», «взять себя в руки», «сесть на диету», «перестать есть сладкое после 6» самым немилосердным образом, разрушая их до основания. Именно чувство тревоги чаще всего становится причиной «пищевых срывов». Даже если вы всерьез занимаетесь «настройкой питания» по рекомендациям из этой серии текстов, я могу себе представить, насколько тревога может мешать. Мешать прислушиваться к себе, выбирать то, что хочется, сбивать и путать состояние контакта с самим собой.
Потребность «заесть» состояние тревоги совершенно нефизиологична – животные не делают так никогда. Почему же мы, люди, делаем это? Потому что мы слишком сложные. Увы, уровень развития нашей центральной нервной системы таков, что дает нам возможность гибко приспосабливаться к окружающим условиям – не с помощью рефлексов и их комбинаций, а с помощью сложных форм поведения. Другими словами, пытаясь избавиться от неприятного переживания тревоги, вы настойчиво ищете лекарство, и находите его.