Повышение эффективности предприятия за счет мотивации трудовой деятельности АБЗ ОТСТ, ПОТОМ ПУСТ СТР
Чтобы получить представление о важности мотивации труда для работы предприятия, нужно рассмотреть понятие мотивации.
Мотивация составляет ядро, стержень всего социального управления. Управление человеком — это управление его мотивацией. Практически любое социально значимое поведение (за исключением простейших импульсивных реакций) так или иначе мотивировано. Хотя при совершении простых, привычных действий мотивационный процесс осуществляется почти незаметно и для самого человека, и для окружающих, поскольку в случае формирования у него в предшествующий период устойчивых установок и соответствующих поведенческих навыков этот процесс становится как бы автоматическим, свернутым. В рамках мотивационной системы осуществляется личностно значимый анализ ситуации, выявление и выбор поведенческих альтернатив, принятие решений и управление реальными действиями.
Мотивация характеризует процесс сложного взаимодействия человека, его психики и среды.Мотивация представляет собой сложный процесс детерминации поведения и мышления человека, его побуждения к определенному поведению и деятельности под воздействием внутренних внешних факторов. Она — результат многоступенчатого взаимодействия внутреннего мира человека, и прежде всего его потребностей, стимулов, способных удовлетворить их, а также ситуации, в которой осуществляется восприятие стимула и проявляется активность, направленная на его получение.
Понятие мотивации включает два аспекта: объективный, отражающий влияние на человека среды, внешнего мира, и субъективный, связанный с особенностями его восприятия и реагирования на него.
Эти два аспекта нашли свое выражение в понятиях мотивирования, т.е. побуждения человека к определенной деятельности с помощью внешних и личностных факторов, и мотивированности как психологического состояния, характеризующего готовность индивида к определенному поведению. В этом, втором аспекте о мотивации говорят как о состоянии потребностей, ценностей, убеждений и установок человека, детерминирующих его поведение. В психологической литературе мотивацию чаще отождествляют с состоянием мотивированности, его возникновением и динамикой, с процессом психологической детерминации поведения, в экономической — с мотивированием или стимулированием. ФОРМАТИРОВАНИЕ?
Мотивация труда — стимулирование работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.[13.7]
Главные рычаги мотивации — стимулы и мотивы. Под стимулом обычно понимают какое-либо материальное поощрение определенной формы, например, заработная плата. Отличие мотива от стимула в том, что он является внутренней побуждающей силой: желание, влечение, ориентация, внутренние установки и др.
Основные формы мотивации работников предприятия
Заработная плата. Характеризует оценку вклада работника в результаты деятельности предприятия, определяется в зависимости от квалификации, личных способностей и достижений в труде. К ней приплюсовываются различные доплаты и премии, а также доходы от участия в прибылях и акционерном капитале предприятия.
Система внутрифирменных льгот работникам предприятия:
· субсидированное и льготное питание;
· продажа продукции предприятия со скидкой (обычно 10%);
· полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;
· предоставление беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента;
· оплата больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников за счет средств предприятия и др.
Нематериальные (неэкономические) льготы и привилегии персоналу:
· предоставление права на скользящий, гибкий график работы;
· предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе;
· более ранний выход на пенсию и др.
Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост — привлечение работников к управлению предприятием.
Создание благоприятной социальной атмосферы:
· устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления;
· развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива;
· моральное поощрение работников.
· Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.
Анализ вышеизложенного материала свидетельствует о том,что мероприятия по повышению мотивации труда позволяют более эффективно использовать трудовой потенциал предприятия и повысить его конкурентоспособность на рынке.
Список литературы
1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 264 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
2. Горфинкель В.Я. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф.Т.Г. Попадюк, проф. Б.Н. Чернышева. - 2-е изд. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. — 296 с.ISBN978-5-9558-0294-7 (Вузовский учебник) ISBN978-5-16-006485-7 (ИНФРА-М)
3. Дорофеев, В. Д. Эффективность управления трудовыми ресурсами предприятия при внедрении системы менеджмента качества [Электронный ресурс] : монография / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2008. - 210 с. - ISBN 978-5-94170-212-1.
4. И. Н. Кузнецов Деловое общение: Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*, 2013. — 528 с.
5. Иванов И.Н. Экономика промышленного предприятия: Учебник. — I 2011. —395 с. — (Высшее образование).
6. Ивашковская И.В.Финансовая архитектура компаний. Сравнительные исследования на развитых и развивающихся рынках: Монография / Степанова А.Н., Кокорева М.С.Под науч. ред. д-ра экон. наук И.В. Ивашковской. — М.: ИНФРА-М, 2014. - 238 с. — (Научная мысль), -www.dx.doi.org/10.l2737/2898.
7. Кибанов Л.Я., Гагаринская Г.П., Калмыкова О.Ю., Мюллер Е.В.Управление персоналом: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 238 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
8. Красноженова Г.Ф., Управление трудовыми ресурсами: Учеб. пособие./Симонин П.В. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 159 с. — (Высшее образование»).
9. Лопарева А.М.Экономика организации (предприятия) : учебно-методический комплекс/А.М. Лопарева. — М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2013. — 400с. — (Высшее образование. Бакалавриат).
10. Минёва, O.K.Оплата труда персонала: учебник/О. К. Минёва. — М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2014. — 192 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].- (Бакалавриат)
11. Поздеева Н.Р.Повышение эффективности работы предприятия на основе совершенствования управления трудовым потенциалом/Хакимова Д.В.
12. Поздняков В.Я. Экономический атлас организации (предприятия): Учеб. пособие. / Поздняков В.Я., Казакова Р.П., Кукушкин С.Н.. Прудников В.М.,Боткина Г.И.; Под ред. В.Я. Позднякова. В.М. Прудникова. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 256 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
13. ПугачевВ.П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие. / Под ред. проф. В.П. Пугачева — М.: ИНФРА-М, 2014 — 394 с. — (Высшее образование).
14. Хабибулин А.Г.Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник / А. Г. Хабибулин. К. Р. Мурсалимов. — М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М. 2013. — 336 с.: ид. — (Профессиональное образование).
15. Эфенлиев А.Г.Человеческие ресурсы российских бизнес-организаций: проблемы формирования и управления: Монография.\ ,Балабанова Е.С., Ребров А.В. — М.: ИНФРА-М. 2013. — 192 с. — (Научная мысль). — DOI10.12737/2927 (www.doi.org).
20 ИСТОЧНИК, 1,5 ИНТЕРВАЛ, ОФОРМЛЕНИЕ ДВУХ И БОЛЕЕ АВТОРОВ В МЕТОДИКЕ