Глава 2. Основные сведении о товаре, сфере его назначения

Глава 1. Введение

Растительные масла - необходимая составная часть сбалансированного рациона питания человека. На их долю приходится значительная часть энергетической ценности пищи. Вместе с ними организм получает ряд физиологически важных веществ: фосфатиды, незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, стерины. Потребление растительных жиров крайне важно для человеческого организма.

Именно этим обусловлена структура отношений товар-рынок. Как любой необходимый продукт, растительное масло всегда будет пользоваться спросом. Поэтому крайне важно рассмотреть различные свойства и характеристики растительных масел и рынка современной торговли этими маслами. 1

Годовое потребление растительного масла в России оценивается экспертами в пределах 1400 тыс. тонн, из них 1150 тыс. тонн приходится на подсолнечное масло.

Емкость отечественного потребительского рынка растительных масел по отношению к предыдущему году увеличилась на 8%, что обусловлено сокращением потребления более дорогих жиров животного происхождения. 2

Лидерами рынка по известности являются марки «Злато» и «Олейна». Эти марки вспоминаются чаще других, когда речь заходит о растительном масле. Около 20% участников опроса назвали их при первом упоминании, а общий уровень спонтанного знания этих марок составляет 50% и 45% соответственно. Как известно, масло «Злато» появилось на российском рынке значительно позже продукта швейцарской фирмы «Олейна». Однако, активная деятельность компании «Русская бакалея» по продвижению этого продукта, производимого в Аргентине, за короткий срок сделала марку хорошо известной. Она обошла лидера прошлых лет марку «Олейна»: уровень знания марки «Злато» с подсказкой статистически значимо выше аналогичного показателя для масла «Олейна».

На третьем месте стоит марка «Идеал». За ней следует «Натура». Начиная с пятого места, расположились марки отечественных производителей - «Золотая семечка», «Кубанское», «Слобода», «Краснодарское». Они мало отличаются по уровню знания с подсказкой, но уровень спонтанного знания относительно новой на рынке марки «Золотая семечка» компании «Юг России» значимо выше марок «Кубанское», «Слобода», «Краснодарское».3

Краткая история основных видов растительного масла.


Колумб обнаружил посевы кукурузы на всех крупных островах Вест-Индии, а также в Центральной и Южной Америке. Учитывая, что все работы, такие, как подготовка почвы, сев, культивация и сбор урожая, велись в то время вручную, занятые под кукурузой площади надо считать большими. Французские и испанские путешественники 16 в. также сообщают о том, что кукурузы выращивалось очень много. Эрнан Кортес видел кукурузные поля в Мексике, а Франсиско Васкес де Коронадо обнаружил обширные посевы кукурузы на юго-западе Северной Америки

Подсолнечник был впервые привезен в Европу из Мексики в XVI веке и назывался "травой солнца" или "перуанским цветком солнцем". В Америке это растение знали уже 20 - 30 веков назад. Громадное ярко-желтое как солнце соцветие, поворачивающееся навстречу солнечным лучам, привлекало всеобщее внимание. Подсолнечником стали украшать сады и палисадники возле домов. В Англии употребляли в пищу молодые корзинки соцветий с уксусом и маслом.

В России подсолнечник начал распространяться в XVIII веке, преимущественно на Украине, где его сажали прямо около хат. Интересно, что долгое время люди не знали основного качества цветка подсолнуха. Ведь только у нас, в России, был раскрыт его главный секрет.


Еще в 1779 году в "Известиях" Российской академии наук была опубликована статья "О приготовлении масла из семян подсолнечника". О возможности такого использования солнечного цветка почти одновременно заговорили академик Северин и выдающийся агроном Болотов. Однако практическим получением подсолнечного масла человечество обязано крепостному крестьянину графа Шереметьева, смекалистому мужику из воронежской области Бокареву, в 1835 году фактически открывшему масличную ценность семян подсолнечника. И вслед за этим открытием в России началось производство масла. К 1860 году вокруг Алексеевки - слободы, где жил Бокарев, - выросло уже около 120 маслозаводов.

Рапсовое масло наряду с подсолнечным, соевым и арахисовым является одним из наиболее потребляемых в мире растительных масел. К сожалению, в России, рапсовое масло не получило такого широкого распространения. И напрасно, ведь жирнокислотный состав рапсового масла подобен оливковому. Но значительно дешевле.

Масличный рапс известен в Европе с давних пор. В 16-м столетии его выращивали в Бельгии и Голландии, затем он распространился в Германию, во Францию, в Данию, Швецию, Польшу и Россию. Рапс также возделывается в Индии, Китае и Японии. После Второй мировой войны он занял большие площади в Канаде. Первые посевы для хозяйственных нужд этой культуры появились именно в Канаде. Местные фермеры заметили, что семена рапса прекрасно произрастают в прериях и устойчивы к погодным колебаниям. Первоначально, большая часть сырья шла в виде корма для скота, но позднее, появившиеся гибриды, отличающиеся большим содержанием масла стали использоваться в качестве сырья для производства растительного масла. Исследования химического состава послужило толчком к распространению рапса, как именно масличной культуры. Одним из преимуществ выступала его схожесть с оливковым маслом, а другим - исключительный набор жирных кислот, незаменимых для работы сердца. Рапсовое масло считается первым и самым оптимальным видом для людей, перенесших инфаркт. 4

Соевое масло получают из бобов сои. В мировом производстве растительных масел оно занимает ведущее место. Оно имеет соломенно-желтый цвет, характерный запах и вкус. Соевое масло применяют в пищу и в качестве сырья для производства маргарина. Ценным компонентом соевого масла является лецитин. В пищу используют только рафинированным. Этот вид растительного масла наиболее распространен в странах Западной Европы, в США, Японии и Китае. В Соединенных Штатах соевое масло занимает почти 4/5 рынка масла. Соевое масло используется так же, как и подсолнечное.

Рапсовое масло, получаемое из семян рапса, распространено в Западной и Центральной Европе, Китае, Индии и Канаде. Рапсовое масло отличается высоким содержанием эруковой кислоты и поэтому требует обязательной рафинации. Его применяют в основном в мыловаренной, текстильной, кожевенной промышленности, а также для производства олиф. После рафинации и гидрогенизации используется в маргариновой промышленности. Производится и для бытового употребления, но из-за своего специфического вкуса, значительно уступает подсолнечному.

Кукурузное масло получают из зародышей кукурузы. По химическому составу кукурузное масло напоминает подсолнечное. Оно золотисто-желтого цвета, прозрачное, без запаха. Линолевой кислоты в нем до 50%. В продажу поступает только рафинированное масло. Используется в хлебопекарной промышленности, для приготовления майонезов, для заправки салатов и обжаривания продуктов.

Арахисовое масло получают из плодов земляного ореха (арахиса). Нерафинированное арахисовое масло имеет красно-коричневый цвет, рафинированное - соломенно-желтый. Используют арахисовое масло для обжаривания различных продуктов, в салаты, но особенно оно хорошо в изделиях из теста.

Горчичное масло добывают прессованием семян масличных сортов горчицы - растения семейства крестоцветных. Цвет масла желтый, иногда с зеленоватым оттенком. Содержит сравнительно мало линолевой кислоты. Специфический вкус и интенсивная окраска горчичного масла ограничивают возможность его применения.

Кунжутное (сезамовое) масло получают из семян кунжута. Масло почти без запаха и с приятным вкусом. Кунжутное масло - пищевой продукт, равноценный другим растительным маслам, однако, в нем нет витамина А и мало витамина Е. Масло используется в кондитерской, консервной и других промышленностях, а также в технических целях.

Льняное масло, получаемое из семян льна, относится к быстровысыхающим маслам. Эта способность обусловлена высоким содержанием в нем ненасыщенных жирных кислот. Льняное масло имеет важное техническое значение: из него производят быстросохнущие лаки, краски и олифу. Оно также употребляется в пищу (рафинированным), и в медицине (например, как основа для приготовления мазей).

Оливковое (прованское) масло получают прессованием мякоти оливок. Цвет оливкового масла - светло-желтый с зеленоватым оттенком, вкус и запах - приятные, но специфичные. При температуре около 0 градусов по Цельсию масло застывает, при нагревании расплавляется и становится прозрачным. Оливковое масло содержит меньше незаменимых жирных кислот и витамина Е, чем некоторые другие растительные масла, но благотворно влияет на пищеварительную систему организма. Получило широкое распространение и известность в Европе благодаря так называемой "средиземноморской диете", суть которой заключается в уменьшении потребления животных жиров и замене их растительными. Лучшие сорта оливкового масла получают способом холодного отжима (такие масла называются "extra virgin"). В кулинарии такое масло используют для салатов и для приготовления различных блюд при температуре не выше 180 С, так как при более высоких температурах оно разлагается.

Пальмовое масло получают из плодов масличной пальмы. В мякоти плода содержится до 70% масла, богатого каротиноидами и пальмитиновой кислотой. Оно красно-оранжевого цвета и затвердевает при температуре ниже 30С. Его применяют для производства маргарина, мыла и свечей.

В Средней Азии популярно хлопковое масло, которое получают из семян хлопчатника. Нерафинированное хлопковое масло - жидкость красно-бурого цвета со своеобразным запахом и горьким вкусом; рафинированное - соломенно-желтое. В пищу применяют только рафинированное масло, так как нерафинированное хлопковое масло содержит ядовитое вещество - госсипол. Химический состав и свойства хлопкового масла зависят от сорта хлопчатника, а также от района и условий его возделывания. Хлопковое масло используется, в основном, для производства олифы, а рафинированным - в пищу, для производства консервов, маргарина и кулинарных жиров.

К пищевым маслам относятся также конопляное, кокосовое, маковое масло, масло какао и некоторые другие масла.

Глава 2. Основные сведении о товаре, сфере его назначения.

Основная задача при написании главы – рассмотрение ассортимента товара. Ассортимент растительных масел достаточно широк. Основные различия между видами заключается в виде сырья, способе получения, виде очистки.

Основным сырьем для получения растительных масле являются плоды и семена масличных растений. Масличными называются растения, в семенах и плодах которых жирные масла накапливаются в таких количествах, которые позволяют вести промышленную переработку их в целях извлечения масел.5

Черты, характеризующие ассортимент:

вид сырья для получения масла - кукурузное, соевое, горчичное, рапсовое, хлопковое, оливковое, кокосовое, пальмовое, др.

способ получения – прессование, экстрагирование,

способ очистки – нерафинированное, гидратированное, рафинированное, дезодорированное.1,8

Таким образом можно построить структуру ассортимента:

· Группа: масла растительные.

· Подгруппа: кукурузное, соевое, горчичное, рапсовое, хлопковое, оливковое, кокосовое, пальмовое масла

· Виды: метод получения (прессование, экстрагирование)

· Подвиды: Способ очистки нерафинированное, гидратированное, рафинированное, дезодорированное.

Далее мы сравним ассортименты двух предприятий и рассчитаем некоторые показатели. Для наглядности расчетов возьмем две компании – производителя растительных масел, объединенных единым товарным знаком. Таким образом при расчете коэффициентов мы будем решать внешнюю задачу субъектов рынка - сравнение с конкурентом. Выбор растительных масел от производителя, объединенных единой торговой маркой обусловлен наличием на рынке огромного числа дистрибьюторов, не производящих, а перепродающих продукцию, а также сложившейся практикой использования единого бренда для обозначения группы производимых товаров на рынке растительных масел.

В соответствие с вышеизложенным мне представляется целесообразным рассчитывать коэффициенты на основании данных о продукции товарных марок «Хуторок» одноименной компании и «Российские семена» компании РС-Продторг.

Сначала я приведу данные по продукции каждого завода.

ЗАО «Хуторок»:

  1. Масло подсолнечное нерафинированное 1 сорт, ГОСТ 1129-93, осадок не допускается. Емкость 0,5 л., 0,7 л., 0,9 л., 1,5 л.
  2. Масло подсолнечное рафинированное недезодорированное с легким запахом подсолнечника ГОСТ 1129-93. Емкость 0,5 л., 0,7 л., 0,9 л
  3. Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное без запаха ГОСТ 1129-93. Емкость 0,5 л., 0,7 л., 0,9 л
  4. Масло кукурузное рафинированное дезодорированное марки "П" ГОСТ-8808-91

Емкость-0,7л; 0,9л6

ООО «РС-Продторг»:

  1. Масло подсолнечное "Российские семена": рафинированное дезодорированное, Емкость 0,5 л., 1л.
  2. Масло подсолнечное "Российские семена": вымороженное Емкость 0,5 л., 1л.
  3. Масло растительное "Российские семена": рафинированное дезодорированное Емкость 0,5 л., 1л
  4. Масло кукурузное "Российские семена": рафинированное дезодорированное. Емкость 0,5 л., 1л
  5. Масло кукурузное "Российские семена": рафинированное дезодорированное, вымороженное. Емкость 0,5 л., 1л
  6. Маслоподсолнечное, нерафинированное, 1 сорт. Емкость 0,5 л., 0,85 л.7

Для расчетов за базу примем ООО «РС-Продторг»

  1. Коэффициент широты.

Кш=6/4=1.5

Таким образом ассортимент у ООО «РС-Продторг» шире, чем у ЗАО «Хуторок».

  1. Коэффициент полноты: Рассчитаем его по тому, в каких емкостях предлагается масло. Для примера возьмем масло подсолнечное, нерафинированное, 1 сорт.

Кп=2/4=0,5

Соответственно ассортимент ООО «РС-Продторг» полнее, чем у ЗАО «Хуторок» по данной разновидности этой продукции.

3. Коэффициент новизны.

С момента создания ЗАО «Хуторок» ассортимент предлагаемых видов растительного масла еще ни разу не изменялся, поэтому его Кн равен нулю.

У ООО «РС-Продторг» в 2003 году к существующим 2 позициям в подгруппе масла растительные добавилась еще одна, соответственно

Кн=1/3=0,33

  1. Коэффициент устойчивости ассортимента рассчитать достаточно сложно, т.к. компании почти не представляют информации о показателях сбыта. Однако, основываясь на данных порталов маркетинговых исследований по данной теме можно привести данные по общему сбыту подсолнечного масла у ООО «РС-Продторг» от 12 до 17 т. в квартал, у ЗАО «Хуторок» от 7 до 9 т., следовательно у

ООО «РС-Продторг» Ку=12/17=0,706, а у ЗАО «Хуторок» Ку=12/17=0,77.

Рассматривая приведенные выше показатели ассортимента можно отметить, что ООО «РС-Продторг» добивается более эффективной работы на рынке за счет более высоких объемов и активной работы с регионами.

Список литературы:

  1. Бухтарева Э.Ф., Ильенко-Петровская Т.П., Твердохлеб Г.В. Товароведение пищевых жиров, молока и молочных продуктов. М, Экономика, 1985

Глава 3.

Наши рекомендации