Формы физической культуры

Кафедра физического воспитания

РЕФЕРАТ

По дисциплине: физическая культура

на тему:

Программа занятий для специальной медицинской группы

Выполнила

студентка 3 курса

группы № 373

Шульгина Е.Д.

Москва

2015 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

ТРИ ГРУППЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.. 4

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 5

ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ. 7

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.. 8

Заболевания сердечно-сосудистой системы.. 8

Заболевания органов дыхания. 9

Функциональные нарушения осанки и сколиозы. 9

Заболевания органов пищеварения. 10

Болезни почек и мочевых путей. 10

Эндокринные и обменные заболевания. 11

Миопия (близорукость). 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

Приложение. 13

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно в ВУЗы страны поступает определенный процент студентов, имеющих отклонения здоровья. По мнению многих специалистов, такое положение связано не только с проблемами экологии, экономики, условиями труда и быта, но и с недооценкой в обществе социально-экономической, оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, отсутствием у студентов должной физкультурной образованности, что и отразилось негативно на состоянии здоровья и гармонии развития личности.

Организация и методика учебного процесса по физическому воспитанию студентов с отклонениями развития имеет свои особенности и заслуживает большого внимания. Опыт работы с данным контингентом показывает, что при правильной организации занятий по физическому воспитанию заболеваемость студентов снижается, повышается их умственная и физическая работоспособность.

ТРИ ГРУППЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Согласно Приказу Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994г. № 777 распределение студентов на медицинские группы осуществляется на основании медицинского осмотра врачебной комиссии. В настоящее время в высших учебных заведениях для занятий физической культурой выделяют следующие медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

Основными критериеми для включения в специальную медицинскую группу являются уровень физической подготовленности, серьезное заболевание, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости).

К подготовительной медицинской группеотносятся практически здоровые студенты, имеющие некоторые морфофункциональные отклонения либо слабо подготовленные физически; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии не менее 3-5 лет.

Отнесенным к этой группе, разрешается заниматься физической культурой по учебной программе при условии

· постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, связанных с предъявлением к организму повышенных требований;

· более строгой дозировки физической нагрузки

· исключения противопоказанных движений.

Специальная медицинская группа делится на: «А» и «Б».

К специальной группе «А»относятся студенты с отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронического заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера. Обучающимся, отнесенным к этой группе, разрешаются занятия физкультурой при условии

· ограничения физических нагрузок

· исключением противопоказанных физических упражнений.

На занятиях обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом и функциональном развитии.

К специальной группе «Б»относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий.

Уроки физкультуры в специальных медицинских группах проводятся при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения, болезни суставов (до 80% отклонений); болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевыводящих путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов; кожные болезни.

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

По статистике число студентов с ослабленным здоровьем, не позволяющим им заниматься физической культурой по предоставленной государственной программе, составляет в зависимости от вида высшего учебного заведения от 15 до 30% . Контроль состояния здоровья студентов спецмедгрупп и динамикой их функционального состояния осуществляется не реже 2 раз в год.

Основными задачами физического воспитания в специальных медицинских группах являются:

  • содействие разностороннему развитию организма, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья
  • повышение уровня физической работоспособности, развитие профессионально важных физических качеств;
  • формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, привитие навыков здорового образа жизни;
  • освоение основных двигательных умений и навыков;
  • приобретение знаний и навыков закаливания, методики проведения самостоятельных занятий, проведение самоконтроля и самомассажа.

Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должны проводиться на протяжении всего периода обучения и осуществляться в следующих формах:

· учебные занятия;

· самостоятельные занятия студентов;

· физические упражнения в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультурные паузы, производственная физическая культура;

· массовые, оздоровительные, физкультурные и туристические мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время, в зимние и летние каникулы.

Подготовка должна быть по возможности разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие упражнения, игры на воздухе и др.

Кроме того, должны учитываться индивидуальные особенности обучающихся. Так, например, при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем рекомендуются упражнения в ходьбе, беге (в сочетании ходьбы с бегом), лыжные прогулки, катание на коньках, скандинавская ходьба и др. При проведении занятий со студентами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата, важны мероприятия, направленные на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функции опорно-двигательного аппарата. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнения упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем позвоночник режиме, лежа, и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и релаксацию.

Пагубно сказывается на студентах специальных медицинских групп гиподинамия (малоподвижность). Она замедляет процесс выздоровления, снижает адаптационные возможности, ухудшает процессы метаболизма. Только систематические (3—5 раз в неделю по 35—45 мин) занятия физкультурой могут служить фактором профилактическим, нормализовать функциональное состояние пациента, способствовать его выздоровлению или вызывать длительную ремиссию. Во время мышечной работы увеличивается циркуляция крови и улучшается метаболизм тканей. Исследования показывают, что в состоянии покоя от 25 до 40% крови находится в так называемом депо (печень, селезенка, кожа и др.), около 50% капилляров не функционируют, снижена вентиляция в альвеолах. При выполнении физических упражнений часть крови из депо поступает в общий поток и принимает участие в обмене веществ. Если учесть, что 44% массы тела составляет мышечная ткань, то можно оценить роль мышечной работы в нормализации кровообращения и обмена веществ.

Занятие в спецмедгруппе состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Содержание и продолжительность зависят от характера заболевания, его течения и частоты обострений, а также функционального состояния.

· Во вводной части — общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, дыхательные упражнения;

· В основной — упражнения специфические для данной патологии, элементы спортивных игр;

· Заключительная часть — дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на релаксацию, выработка правильной осанки и пр.

Занятия проводятся по расписанию, согласно программе для вузовских специальных медицинских групп, два раза в неделю по 90 мин. Однако с физиологической точки зрения лучше проводить 3—5 занятий в неделю по 35—45 мин.

Занятия в специальной медицинской группе желательно проводить на открытом воздухе, когда одновременно действуют два фактора — тренирующий и закаливающий. Очень важно, чтобы одежда соответствовала погоде и нагрузке, с учетом характера заболевания, частоты обострений и пр.

Наши рекомендации