Темы семинарских занятий
Содержание и структура дисциплины «Криминология» (2012-2013 учебный год, 4 курс, дневное отделение, специалисты)
Содержание модулей дисциплины
№ модуля | Наименование модуля | Содержание модуля | Форма текущего контроля |
Криминологическое знание | Что такое криминология, чем занимаются криминологи, базовые криминологические концепты (преступность, преступник, жертва), ключевые криминологические теории, криминологический дискурс | Выполнение домашних заданий, коллоквиум, письменные контрольные в инкампусе | |
Криминологическая политика | Базовые стратегии противодействия преступности, теории и практики мер современных предупреждения преступности | Выполнение домашних заданий, коллоквиум, письменные контрольные в инкампусе | |
Частные криминологические вопросы | Отдельные виды и формы преступности и их криминологическая характеристика | Выполнение домашних заданий, коллоквиум, письменные контрольные в инкампусе |
Темы лекционных занятий
№ | Тема | Содержание |
Криминология и криминологи (эффекты криминологического знания) | Место криминологии в современном университетском образовании, нужна ли криминология юристу, кто может быть криминологом, социально-политические эффекты криминологического знания | |
Культурная история криминологии | Криминологические теории, политики и практики в культурном контексте (каким образом изменение контекста меняло криминологическое знание и действие) | |
Криминологические исследования (как производится криминологическое знание). | Кто, как и за чьи деньги проводит криминологические исследования, риски и ограничения криминологического исследования, количественные и качественные методы исследования | |
Базовые криминологические концепты (предметное поле криминологии) | Набор базовых концептов, составляющих предметное поле криминологии, специфика работы с ними в криминологии - междисциплинарная перспектива или дисциплинарная герметизация | |
Ключевые криминологические концепции (классика и неоклассика) | Зачем нужна криминологическая теория, в каких полях она производится. Классическая школа криминологии и ее вариации (от Беккария к Беккеру) | |
Ключевые криминологические концепции (критическая криминология) | Радикальная криминология, неомарксизм, феминистическая криминология, левый реализм, современная культурная криминология | |
Ключевые криминологические концепции (психологические школы) | Социопсихологические теории преступности: обучение, напряжение, дезорганизация, стигма | |
Ключевые криминологические концепции (криминальная антропология) | Преступный человек(?): от Ломборозо и генной инженерии | |
(Де)конструкция преступности: изобретение страха перед преступностью | Преступность как социальный конструкт. Практики конструирования преступности – законодательство, статистика, правоприменение. Изобретение и эксплуатация страха перед преступностью. | |
Преступник vs жертва | «Прирожденные убийцы» и «невинные жертвы»: управление испорченной идентичностью | |
Основные стратегии противодействия преступности (что делать с преступностью?) | «Ястребы» и «голуби»: воинствующий, реабилитационный и миротворческий подходы | |
Социальная профилактика преступности (реабилитационный идеал) | Идеи и практики социальной реабилитации | |
Общинное предупреждение преступности | Идеи и практики общинного предупреждения преступности | |
Ситуативные практики предупреждения преступности (культура контроля) | Теории и практики ситуативного предупреждения преступности | |
Медиакриминология | Медиа и преступность, медиа и власть, новые медиатехнологии и новые практики предупреждения преступности | |
Организованная преступность | Что такое организованная преступность (если она есть?) и как с ней бороться: между политикой и практикой |
Темы семинарских занятий
№ | Тема | Задачи |
Введение в криминологию | Знать – чем занимается криминология, как и кем производится криминологическое знание, какие социальные эффекты оно оказывает Уметь – определять ситуации, требующие криминологического анализа, и идентифицировать специфический дискурс о преступности в качестве криминологического | |
Понятие, признаки и основные характеристики преступности | Знать – понятие и признаки преступности, основные теоретические подходы к объяснению преступности, базовые характеристики преступности Уметь – работать со статистическими данными о .преступности, давать количественные и качественные характеристики преступности, осуществлять сравнение показателей и прогнозирование преступности | |
Механизм индивидуального преступного поведения | Знать – понятие ИПП, элементы механизма ИПП, понятие и виды криминогенной ситуации Уметь – давать криминологическую характеристику конкретной ситуации, выделять причины и условия совершения конкретного преступления, предлагать меры реагирования и предупреждения | |
Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступление | Знать – основные понятия, используемые для характеристики лиц, совершивших преступления (личность преступника, делинквент и т.д.), набор базовых характеристик и основные теории личности преступника Уметь – давать криминологическую характеристику лиц, совершившему преступлению, собирать и анализировать информацию о лице, имеющую значению для уголовного судопроизводства, разрабатывать индивидуальные профилактические мероприятия, индивидуальный прогноз | |
Криминологическая характеристика жертв преступления | Знать – основные понятия, теории и характеристики Уметь – делать виктимологический портрет индивида, программы реабилитации и предупреждения, программы рисков виктимизации | |
Причины и условия преступности | Знать – ключевые концепции в области детерминации преступноти, владеть понятийным аппаратов Уметь – давать криминологическую характеристику факторам преступления и преступности, устанавливать корреляционные и иные виды связей между количественными показателями фактров и показателями преступности | |
Предупреждение и профилактика преступности | Знать – основные подходы к предупреждению преступности Уметь – разрабатывать программы предупреждения и профилактики преступности | |
Насильственная преступность | Знать – ключевые теории насилия, владеть понятийным аппаратом Уметь – работать с количественно-качественными характеристиками насильственной преступности, разрабатывать программы предупреждения и профилактики данного вида преступности | |
Корыстная и экономическая преступность | Знать – понятийный ряд и основные объяснительные модели корыстной и экономической преступности Уметь – работать с количественно-качественными характеристиками насильственной преступности, разрабатывать программы предупреждения и профилактики данного вида преступности |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ