Механизмы абортивного действия гормональных и внутриматочных средств контрацепции
СРЕДСТВА КОНТРАЦЕПЦИИ С АБОРТИВНЫМ ДЕЙСТВИЕМ
Предисловие составителей.
Целью данного издания является информирование широкого круга читателей о современных средствах контрацепции, обладающих абортивным действием.
Основная проблема признания абортивного действия средств контрацепции состоит в следующем. В последние десятилетия и на Западе, и в России врачам и всему обществу активно навязывается ложное представление о начале человеческой жизни и беременности не в момент соединения сперматозоида и яйцеклетки и образования уникального генетического кода нового человеческого существа, а только после имплантации – прикрепления зачатого ребенка к стенке матки.
Начало этому было положено в 1965 году, в разгар сексуальной революции и появления широкого рынка сбыта средств контрацепции, когда Американский колледж акушеров и гинекологов (American College of Obstetricians and Gynecologists - ACOG) выпустил бюллетень медицинских терминов, в котором было «официально» изменено определение зачатия. Вместо общепринятого до этого соединения сперматозоида и яйцеклетки зачатием стала считаться имплантация: «Зачатие - это имплантация оплодотворенного ооцита (яйца)»[1]. Причиной изменения послужили не результаты каких-либо новых исследований или открытий, а чисто рыночные соображения. Для роста продаж не должно было быть никаких, в том числе этических, препятствий. В то время аборты в США были запрещены, а большинство населения относило себя к тем или иным христианским конфессиям, что и послужило причиной такого маркетингового хода. Эта подмена понятий была совершена для продвижения средств контрацепции с абортивным действием, а в дальнейшем и для развития вспомогательных репродуктивных технологий, основанных на производстве человеческих эмбрионов с последующим уничтожением «избыточных» особей, использованием их для проведения экспериментов и производства клеточного материала для стволовой терапии.
Несоответствие этой позиции общепринятым определениям зачатия и беременности казалось бы, налицо:
«БЕРЕМЕННОСТЬ, процесс внутриутробного вынашивания плода у живородящих животных и человека; длится с момента оплодотворения до рождения плода»[2].
«ЗАЧАТИЕ, физиолог., процесс, обусловленный актом оплодотворения; с этого момента начинается развитие нового организма в теле матери, и, следовательно, наступает беременность»[3].
Но, потраченные на лоббирование интересов фармкомпаний и программ планирования семьи средства принесли свои плоды и в России. В определении Большого медицинского словаря 2000 года уже говориться следующее: «Зачатие (conceptio) - возникновение беременности; включает оплодотворение яйцеклетки и имплантацию плодного яйца».
На этом ложном представлении о начале человеческой жизни построена вся современная политика охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи, профилактики абортов, развития репродуктивных технологий, которая осуществляется международными и национальными органами здравоохранения. Нет беременности - нет ребенка - нет проблемы. Совесть врача ничего не мучает, он занимается профилактикой искусственных абортов.
Например, следующие утверждения можно встретить в рецензируемых научных изданиях и приказах Министерства здравоохранения: «Поэтому, даже если овуляция и оплодотворение произошли, яйцеклетка не может закрепиться в эндометрии, и беременность не наступает»[4].
Еще одна манипулятивная подмена, которая имеется в приведенной выше цитате, и вообще часто встречается в официальных изданиях Министерства здравоохранения и производителей контрацептивов с абортивным действием – это применение термина «яйцеклетка» или «оплодотворенная яйцеклетка» по отношению к человеческому существу на стадии его готовности к имплантации. Прикрепление к стенке матки обычно происходит на 7-й день беременности. К этому времени человек давно уже не является одноклеточным организмом. Первое деление оплодотворенной яйцеклетки – зиготы обычно происходит через 30 часов после зачатия. После этого деление начинает происходить очень быстро, клеток становится много. Эмбрион, готовый к имплантации, носит научное название «бластоциста». Бластоциста состоит из множества клеток двух типов: трофобластов, расположенных на поверхности, и эмбриобластов, расположенных внутри. Внутренняя клеточная масса - это собственно ребенок, а трофобласты отвечают за имплантацию и вместе с клетками эндометрия материнской матки образуют плаценту[5]. Трудно поверить, что все эти сведения неизвестны авторам документов Минздрава, многие из которых имеют научные степени. Это проблема мировоззрения и профессиональной этики.
О начале человеческой жизни в момент оплодотворения однозначно говорят данные эмбриологии и генетики, согласно которым жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. Единственным объективным и научно-обоснованным признаком того, является ли конкретное живое существо человеком, является его человеческий геном. Человеческий эмбрион, начиная со стадии зиготы, безусловно, удовлетворяет этому условию, а это значит, что получая от организма матери в нужном количестве кислород и питательные вещества, он со временем разовьется в так называемую «полноценную личность». В этом смысле эмбрион ничем не отличается от уже рожденного ребенка и с точки зрения науки.
Механизмы абортивного действия гормональных и внутриматочных средств контрацепции.
В наши дни агрессивный маркетинг средств контрацепции, имеющих абортивное действие, к сожалению, является основой большинства международных, национальных, региональных и муниципальных программ «профилактики искусственных абортов и охраны репродуктивного здоровья». При этом явным образом нарушаются гражданские законы. Они, как минимум, гарантируют право потребителей медицинских товаров и услуг на получение достоверной и доступной для понимания информации о механизме их действия на организм человека, побочных эффектах, возможных осложнениях и противопоказаниях. В частности об этом идет речь в пункте 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи».
Информация об абортивном действии контрацептивов находится в открытом доступе – в современных руководствах по контрацепции, в справочниках лекарственных препаратов, на сайтах производителей и регуляторных органов и никем не оспаривается[6].
Об абортивном действии говориться в официальных изданиях Министерства здравоохранения: «Внутриматочная гормональная система «Мирена» - механизм действия - изменение состояния эндометрия, сгущение шеечной слизи. Гормональные контрацептивы - механизм действия - подавление овуляции, изменение состояния эндометрия, сгущение шеечной слизи (зависит от вида контрацептива). Внутриматочные спирали, не содержащие гормонов, - механизм действия - затрудняют оплодотворение яйцеклетки и прикрепление ее к внутренней оболочке матки»[7].
Но в научной и справочной литературе, в листках-вкладышах упаковок противозачаточных средств абортивное действие подается в завуалированном виде с применением медико-биологической терминологии, недоступной для понимания большинства потенциальных потребителей, не имеющих профильного образования. Эта информация не афишируется и не разъясняется во время проведения рекламных кампаний средств контрацепции и при их назначении врачами.
Анализ специальной литературы говорит о том, что наряду с противозачаточным, абортивное действие есть у всех гормональных контрацептивов (ГК), доступных на рынках России и стран СНГ.
В этом смысле между собой разные ГК отличаются только частотой неудач их собственно контрацептивного (противозачаточного) действия, которое заключается в подавлении овуляции – созревания и выхода яйцеклетки, а также в увеличении вязкости слизи в шейке матки, что делает ее труднопроходимой для сперматозоидов. Гарантировать предотвращение встречи яйцеклетки и сперматозоида, то есть зачатия, могут лишь большие дозы эстрогенов, крайне опасные для женского здоровья и запрещенные к применению. Контрацептивные неудачи современных низко дозированных средств приводят к зачатию, а затем и к включению абортивного действия гормональных препаратов[8].
В инструкциях и описаниях противозачаточных средств абортивное действие обозначается следующим образом: «снижение восприимчивости эндометрия к бластоцисте», «пролиферации эндометрия и его секреторной трансформации», «действует на эпителий эндометрия, уменьшая вероятность имплантации», «вызывает переход эпителия эндометрия из пролиферативной фазы в секреторную», «оказывает тормозящее действие на изменения, необходимые для подготовки эндометрия к имплантации оплодотворенной яйцеклетки», «вызывает изменения в эндометрии, которые приводят к нарушению процесса имплантации яйцеклетки», «препятствует имплантации оплодотворенной яйцеклетки», «вызываемая препаратом регрессия пролиферации эндометрия препятствует имплантации оплодотворенной яйцеклетки» и т. п.
На общеупотребительном русском языке это звучит следующим образом: «Действие препарата изменяет внутреннюю слизистую оболочку, выстилающую полость матки (эндометрий), и делает ее непригодной для прикрепления (имплантации), роста и развития зачатого ребенка (бластоцисты, оплодотворенной яйцеклетки), вызывая его гибель и аборт».
Некоторые производители вовсе не указывают в русскоязычных инструкциях на абортивное действие отдельных ГК. Например, ЖАНИН (JEANINE), ЯРИНА (YARINA) – производитель BAYER SCHERING PHARMA, AG. Однако информацию о нем можно получить из инструкций на английском языке.
Еще один уже преимущественно абортивный вид «контрацепции» – внутриматочные средства (ВМС).Существует свыше 50 разновидностей внутриматочных средств (спирали, дуги, петли, пружинки и т. д.), среди которых наиболее часто используются полиэтиленовая петля Липпса, Т-образные контрацептивы содержащие медь и Т-образные контрацептивы, содержащие гормоны.
Действие ВМС заключается в следующем:
«1. Под влиянием ВМС происходит травматизация эндометрия, выброс простагландинов, повышается тонус мускулатуры матки, что приводит к изгнанию эмбриона на ранних стадиях имплантации.
2. ВМС усиливает сокращения маточных труб и матки, поэтому оплодотворенная яйцеклетка попадает в матку преждевременно. Трофобласт еще неполноценный, эндометрий не подготовлен к приему оплодотворенной яйцеклетки, в результате чего имплантация оказывается невозможной.
3. ВМС как инородное тело вызывает лейкоцитарную инфильтрацию эндометрия. Возникающие воспалительные изменения эндометрия препятствуют имплантации и дальнейшему развитию бластоцист.
4. Лейкоцитарная инфильтрация сопровождается увеличением количества макрофагов, которые осуществляют фагоцитоз сперматозоидов. Добавление меди и серебра к ВМС усиливает сперматоксический эффект.
Гормонсодержащие ВМС относятся к третьему поколению ВМС. Предпосылкой для создания нового вида ВМС послужило стремление комбинировать преимущества двух видов контрацепции – оральных контрацептивов (ОК) и ВМС, уменьшив недостатки каждого из них. Эти спирали оказывают прямое локальное действие на эндометрий, маточные трубы и слизистую оболочку шейки матки»[9].
«Анализируя механизм действия ВМС, которые по своей сущности относятся к разряду инородных тел, легко убедиться в том, что они не представляют преграды для сперматозоидов, не мешают овуляции и не препятствуют оплодотворению овоцитов в маточных трубах. В то же время постоянное присутствие в полости матки инородного тела нарушает имплантацию плодного яйца в связи с его ускоренным поступлением из маточных труб и отсутствием полноценной секреторной трансформации эндометрия. Отмеченное обстоятельство свидетельствует о том, что при регулярной половой жизни у пользующихся ВМС женщин из месяца в месяц происходит зачатие с последующим самопроизвольным прерыванием беременности на первой неделе её развития»[10].