Организация обязательного страхования ответственности владельцев автотранспортных средств в межгосударственной системе

«зеленая карта»

Первые шаги по созданию в Европе международной системы страхования ответственности владельцев автотранспортных средств были сделаны еще в тридцатых годах прошлого века. Поездки из одной страны в другую в условиях, когда в разных странах действова­ли разные правила дорожного движения и использовались разные дорожные знаки, достаточно часто приводили к дорожно-транспортным происшествиям. Получить пострадавшему компенсацию ущерба от гражданина другой страны, когда тот находится за пределами стра­ны проживания пострадавшего, было достаточно сложно. В связи с этим еще перед Второй мировой войной в странах Европы были про­ведены мероприятия по определенной унификации правил дорожно­го движения и дорожных знаков.

После Второй мировой войны возросла интенсивность междуна­родного автомобильного движения, что побудило Европейскую экономическую комиссию ООН выступить инициатором введения меж­дународной системы страхования ответственности владельцев автотранспортных средств. В 1949 г. была издана Рекомендация пра­вительствам стран — членов ООН, которая определила основные принципы организации такого страхования. В каждой стране — участнице соглашения были созданы национальные Бюро, для обес­печения взаимодействия между ними — Совет бюро, находящийся в Лондоне. Международная система страхования ответственности вла­дельцев автотранспортных средств «зеленая карта» (по цвету единого страхового полиса) начала функционировать с 1 января 1953 г.

Правовой основой системы является Единый (типовой) договор между Бюро, подписываемый национальными Бюро на двусторонней основе. В данном договоре определяются условия распространения, форма и содержание «зеленой карты», условия урегулирования и оп­латы претензий пострадавших (в том числе если причинитель вреда скрылся с места ДТП и неизвестен), система взаиморасчетов между национальными Бюро, если вред пострадавшим был причинен авто­владельцем-иностранцем, и т.д.

Национальные Бюро осуществляют урегулирование убытков, ко­торые возникли на их территории по вине иностранного владельца автотранспортного средства, имеющего страховой полис «зеленая карта», выданный иностранным страховщиком. Затем выставляется счет иностранному Бюро, страховщик которого выдал страховой полис причинителю вреда.

Надо сказать, что раньше владельцы автотранспортных средств, у которых не было необходимости в международных поездках, могли страховать свою ответственность перед третьими лицами в любых страховых компаниях, но при выезде за рубеж наличие «зеленой карты» было обязательным. В последнее время возобладала концеп­ция Скандинавских стран, которые считали обязательным условием получения регистрационного номера на автомобиль, приобретение полиса системы. В силу этого наличие регистрационного номера на автомобиле является достаточным доказательством страхования от­ветственности его владельца перед третьими лицами. Поэтому в странах Западной Европы «зеленая карта» как таковая уже не нужна. В странах социалистического блока существовал своего рода суррогат «зеленой карты», так называемая синяя карта.

В конце 90-х годов система «зеленая карта» охватывала тридцать девять стран Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, а также Украину, Латвию и Эстонию. В это время минимальный лимит от­ветственности за причинение вреда личности был определен в разме­ре 350 000 экю на одного потерпевшего и 500 000 экю на нескольких потерпевших в результате одного ДТП. Минимальный размер страхо­вых гарантий по компенсации ущерба, причиненного имуществу тре­тьих лиц, был равен 100 000 экю на всех потерпевших в результате одного ДТП. Если устанавливался общий (единый) лимит, то он не мог быть меньше 600 000 ЭКЮ по каждому ДТП.

Законодательные нормы системы «зеленая карта» не запрещает национальным Бюро продавать свои страховые полисы страховщи­кам государств — неучастников системы. До принятия федерального закона об обязательности страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и подписания Россией между­народного соглашения об обязательности страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за причине­ние вреда третьим лицам на территории иностранного государства российским страховым компаниям, агентам и брокерам разрешалось осуществлять посредническую деятельность в заключении договоров по системе «зеленой карты» от имени иностранных страховщиков. В такой форме страхование данного вида ответственности проводили Ингосстрах, Росгосстрах и другие страховщики.

Выводы

1. Страхование ответственности — страхование имущественных интере­сов юридических и физических лиц, связанных с компенсацией в соответст­вии с гражданско-правовой ответственностью причиненного ими вреда иму­ществу, жизни, здоровью физических и юридических лиц или окружающей среде.

2. Страхование ответственности в РФ включает следующие виды страхо­вания: гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, ответственности по исполнению обязательств.

3. Страхование ответственности в РФ осуществляется в добровольной и обязательной формах.

4. Договор страхования ответственности заключается в пользу лица, по­страдавшего от действия (бездействия) страхователя (застрахованного лица).

Срок действия договора зависит от вида страхования. Размер страхового воз­мещения зависит от величины причиненных убытков, установленных в дого­воре лимитов страховой ответственности и франшиз.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается суть страхования ответственности и какие виды оно включает?

2. Когда возникает гражданско-правовая ответственность? В каких слу­чаях она страхуется?

3. В чем разница между договорной и внедоговорной ответственностью? В чем смысл понятия «лимит страховой ответственности»?

4. Что является предметом, объектом и страховым случаем в страховании ответственности?

5. Что относится и что не относится к числу страховых случаев при стра­ховании различных видов ответственности?

6.В чем состоят особенности организации страхового процесса в страхо­вании ответственности?

7. В чем заключается специфика страхования ответственности предпри­ятий — владельцев источников повышенной опасности?

8. Каковы основные моменты страхования профессиональной ответст­венности?

9. В чем состоит суть страхования ответственности производителей товаров, работ, услуг за их качество и безопасность?

10. Каковы особенности страхования ответственности владельцев авто­транспортных средств?

11. В чем заключается суть страхования ответственности перевозчиков?

12. Каковы отличия зарубежной практики страхования ответственности?

13. Как осуществляется обязательное страхование ответственности вла­дельцев автотранспортных средств в межгосударственной системе «зеленая карта»?

Наши рекомендации