Глава 9. Страх, раздражение и их влияние на зрение
Мы выяснили, что опыт прошлого, в той или иной степени, может негативно влиять на зрение (см. восьмую главу). Я полагаю, что действующим «реагентом» этого опыта являются подавленные эмоции страха и раздражения. Я не понимал, как именно это происходит, пока оптик Роберт Пеппер не предложил мне использовать в работе с пациентами большой батут.
Давайте представим, что вы находитесь у меня на сеансе в большой комнате со сводчатым потолком. На вас удобная одежда, вы сняли очки или контактные линзы. Перед вами большой батут. Вы взбираетесь на батут и прыгаете вверх-вниз, описывая руками круги перед собой. Я напоминаю вам о том, что нужно следить за дыханием. В какой-то момент вы замечаете, что ваши глаза прикованы к одной точке. Глаза, шея, плечи напряжены. Вы чувствуете страх и ощущаете стесненность в груди и животе.
Очень скоро вы осваиваетесь, подчиняете себе батут и расслабляетесь, отдаваясь прыжкам. Вы оглядываетесь и замечаете, что ваше зрение улучшилось. Вы улыбаетесь, и в этот момент звучит новая команда: «А теперь прыгайте приземляясь поочередно на «пятую точку» и колени. Опять первая реакция тела — напряжение. Вы представляете себе падение на «пятую точку», и появляется страх. Вероятно, вы испытываете раздражение: «Он с ума сошел. Я ни за что этого не сделаю». Я предлагаю вам проанализировать то, как вы реагируете.
Итак, наша воображаемая тренировка продолжается. Реакция страх/раздражение повторяется с каждым новым шагом:
- Считайте вслух прыжки на батуте от одного до десяти, приземляясь на колени на каждый второй счет и на «пятую точку» на каждый восьмой счет.
- Продолжайте в том же духе, на каждый пятый счет хлопая в ладоши и произнося: «Расслабься!»
- Теперь считайте в обратном порядке, от десяти до одного. При этом вместо того, чтобы сказать «два», произносите «восемь», вместо «восемь» — «пять», а вместо «пять» — «два».
Возможно, выполняя упражнение, вы испытывали раздражение и подспудный страх. Это страх неизвестного, боязнь неудачи. Обычно вы не осознаете подобные реакции, однако, даже оставаясь незамеченными, они все равно достигают мышц глаз. И в этих мышцах возникает напряжение или спазм.
Эксперимент с батутом — хороший способ почувствовать, как переживания и мысли влияют на состояние тела, особенно на глаза. Теперь вы можете тренировать зрение по методике, описанной в двенадцатой главе. Ваше зрение станет улучшаться по мере того, как вы будете овладевать этой методикой. Если бы вы по-настоящему попрыгали на батуте, следуя описанным инструкциям (считать вслух; на счет «два» — приземление на колени; на счет «пять» — хлопок в ладоши; на счет «восемь» — приземление на «пятую точку»; все время помнить о том, что нужно глубоко дышать и мигать), вы обнаружили бы, что у вас нет времени думать о чем-то, кроме того, что происходит в настоящем, здесь и сейчас. Присутствовать здесь и сейчас очень важно. Если думаете о прошлом, или переживаете по поводу будущего, состояние «бытия» исчезает. Одновременно теряется эффект упражнения. Нарушается своего рода обратная связь, напоминая вам о том, что нужно вернуться в настоящее. Ваша реакция на такие «сбои» позволит вам осознать свои страхи и скрытое раздражение.
После четырех часов работы на батуте Джил, шестнадцати лет, страдающий дальнозоркостью, заявил следующее:
«Я удивлен, насколько меня раздражает и расстраивает, что у меня не получаются казалось бы простейшие вещи вроде прыжков вверх вниз с одновременным произнесением слов. Когда вы напомнили мне о дыхании и предложили ощутить, что происходит у меня внутри, я вдруг закричал, так же как иногда кричу на свою мать. В конце сеанса я почувствовал облегчение. Тело и глаза расслабились. После сеанса я мог свести взгляд обоих глаз ближе к носу, и мне стало легче читать».
Мои клинические наблюдения и личный опыт показывают: если у вас близорукость, значит, скорее всего, вы проводите много времени, перебирая в уме события и переживания прошлого. Соответственно, если у вас дальнозоркость, вы, вероятно, по большей части грезите будущим.
При этом вы просто не видите сейчас. Нужно научиться оставаться в настоящем, в то же время не теряя из виду прошлое и будущее. Расслабляясь, избавляясь от напряжения, вы в большей степени включаетесь в настоящее. В результате восстанавливается координация глаз, улучшается зрение и память.
Еще один способ достижения этой цели — использовать то, что Роберт Пеппер называет «визуальным представлением». Вы разрабатываете некий план — стратегию того, что нужно сделать. Предположим, вам нужно прыгать на батуте, пребывать в состоянии «видения» и произносить при этом вслух слово «Луизиана». Если вы попробуете это сделать без репетиций, у вас ничего не получится. Вы будете испытывать напряжение и тратить слишком много ментальной энергии.
Нужно заранее сформировать визуальный образ. Попробуйте мысленно разбить слово на три части: 1) ЛУ, 2) ИЗИ и 3) AHA. Закрыв глаза, представьте себе ЛУ, затем ИЗИ и затем AHA. Когда у вас перед глазами появится четкая картинка, снова представьте себе прыжки на батуте. Теперь представьте себе ИЗИ, затем ЛУ и AHA. Хорошо ли вы манипулируете всеми тремя фрагментами слова в пространстве своего внутреннего зрения? Обратите внимание, напрягаетесь ли вы, стараясь увидеть эти фрагменты. Используя визуальные образы слов и, одновременно, произнося эти слова вслух, вы будете сохранять внутренний баланс, делая два дела одновременно.
Можно использовать тот же метод, работая с любыми объектами, без очков либо с тренировочными линзами. Тестовые зрительные таблицы (см. двенадцатую главу) могут быть использованы точно так же. Образы, которые предстают перед вашим «внутренним глазом», должны быть четкими. Например, представьте себе магазин, где вы обычно покупаете овощи и фрукты. Ваш холодильник пуст, поэтому вы ходите по магазину, читаете ценники и выбираете сочные зеленые яблоки, красные помидоры, зеленый сельдерей и оранжевую морковь. Или, ведя автомобиль по трассе, четко представьте себе знак, означающий ваш поворот. Какой у него размер, цвет, какой он формы? Повторите эту же процедуру с буквами на зрительной таблице. Посмотрите, не напрягаясь, на края букв, на белые промежутки между буквами. После этого закройте глаза и представьте себе четкий визуальный образ того, что вы только что видели. Развивая визуальное воображение, вы выработаете в себе уверенность в собственном зрении и сможете находиться в настоящем.
Весьма любопытно, что человеку с раздвоением личности нужны разные очки для каждой из его личностей. В сущности, это означает что зрение человека определяется его внутренним состоянием.
Имея это в виду, вы можете расценивать тренировочные линзь как средство переключить себя в состояние «другой личности». Легкая размытость в некоторых случаях может расстраивать вас, вращается уже забытый страх или раздражение. Иногда вам кажеся, что вы перестали быть собой, что вы — другой человек. Мои пациенты рассказывают, что тренировочные линзы позволяют
мысленно увидеть прошлые травматические переживания. Haпример:
Когда Джорджу было двенадцать лет, он аал свидетелем гибели брата в автомобильной аварии. Этот случай надолго аал для него источником ужаса. Примерно через год Джорджу поставили диагноз: близорукость.
В возрасте двадцати пяти лет Джордж начал заниматься по методике восстановления зрения. Благодаря упражнениям его глаза избавились от постоянного напряжения. Спустя несколько сеансов, после физической нагрузки и последующего расслабления стали появляться проблески ясного зрения.
В этот период вернулся страх перед авариями и злость на водителя, который был виноват в гибели брата. Джордж снова пережил прежние чувства. Сегодня он водит автомобиль, не пользуясь корректиру ющими линзами; кроме того, он научился принимать прошлое и извлекать из него урок.
Осознание подавленного страха и раздражения действительно может улучшить ваше зрение. На этом этапе очень важно, чтобы рядом с вами находился опытный помощник — психолог, психотерапевт, специалист, знающий метод Бэйтса или описываемую здесь методику. Попросите помощи у близкого друга. Ведите дневник. Такой дневник станет документальным подтверждением вашего прогресса.
В книге «Любовь — избавление от страха» Джеральд Ямпольски писал: «Видеть означает смотреть с любовью».