Обзор и проблемы высшего образования
Вхождение России в новые социально-экономические условия создало для российской образовательной системы множество нерешенных проблем, которые в значительной мере ослабили её прежнюю ведущую мировую роль в области подготовки высококвалифицированных кадров. Эти проблемы в России и зарубежных странах решаются путем увеличения численности студентов в технических вузах, расширения выпуска университетов по направлениям с ориентацией на технические профили обучения; пересмотра перечня инженерных специальностей и направлений для перспективных отраслей экономики; интеграции высшей школы, науки и производства; развития научных исследований в системе высшей школы, в том числе в инженерно-технических вузах, по тематике промышленных фирм и производств; устранения в профессиональной системе образования тупиковых направлений обучения; повышения мобильности перехода учащихся из одного типа школ в другие на основе координации и согласования учебных планов и расширения доступа к высшему образованию; создания разветвленной сети университетского сектора: колледжей, профессиональных школ, технологических институтов.
Обеспечение равноправного доступа к высшему образованию должно основываться на укреплении его связей с другими ступенями образования, особенно со средним. Высшее образование в этом случае рассматривается как составная часть системы, которая берет начало в дошкольном и начальном образовании и включает в себя все промежуточные ступени, «прохождение» которых должно происходить независимо от времени и возраста, так, чтобы образование продолжалось столько времени, сколько потребуется обучающемуся. На высшие учебные заведения для успешного решения данной проблемы возлагается роль лидера преобразования и развития всей системы образования. В этой связи вузу необходимо быть компетентным на всех ступенях системы, тесно сотрудничать со школами, участвовать в совместной разработке учебных планов, программ, методического обеспечения учебного процесса и исследованиях в области педагогического образования. Все звенья образовательной системы должны быть построены таким образом, чтобы обеспечивался доступ к высшему образованию независимо от выбранной траектории обучения.
Анализ и решение различных аспектов проблемы построения непрерывной системы профессионального образования, рассматривают в своих трудах отечественные и зарубежные ученые.
Идея создания системы непрерывного многоуровневого профессионального технического образования является непросто отображением ведущих тенденций изменяющегося мира, стимулирующих поиск таких его оснований, которые обеспечивают:
· быструю адаптацию выпускников к условиям современного производства,
· социальную защищенность молодого специалиста на рынке труда,
· материализацию идей потребностей, ценностей и идеалов людей, в которых фиксируются самооценка инженеров нашей эпохи своей выраженностью в мире создаваемой ими материальной и духовной культуры и складывающихся отношений в системе человек – техника - человек.
Появилось понимание того, что суть противоречий в социальной жизни, в образовании, в сознании, которые разрешает и инженер, заключается в совместимости профессионально - интеллектуальных потребностей и запросов личности инженера и материальных и духовных потребностей общества, ориентирующего специалиста на достижение безусловного блага, которые приобретают моральную ценность тогда, когда его действия направлены на другого [2].
Главной проблемой высшего образования России является сохранение достигнутого десятилетиями высокого качества подготовки специалиста в новых социально-экономических условиях.
О высоком качестве образования в вузах не приходится говорить, если студенты не владеют минимумом знаний, предусмотренным школьной программой. Между тем таких студентов становится все больше и больше, так как критерием для поступления в негосударственные вузы являются не знания (как это было во все времена), а деньги – официальная и неофициальная плата за обучение.
За последние годы открыто множество платных вузов, которые готовят якобы менеджеров, экономистов и юристов. Многие стремятся сразу же после окончания института занять какой-либо престижный руководящий пост с хорошей заработной платой. И лишь немногим удается сделать это с помощью своих влиятельных родителей, а остальные в большинстве случаев пополняют ряды безработных с дипломами.
Следовательно, любые планы, концепции реформирования отечественного высшего образования должны базироваться на высоком достигнутом уровне развития высшей школы России, признанном практически всеми высокоразвитыми в экономическом отношении странами мира. Успех в реформировании образования возможен, если следовать лучшим традициям российского инженерного образования. Хорошие знания по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, способность к самообразованию и исследовательской деятельности позволяют специалистам постоянно повышать свою профессиональную квалификацию или быстро адаптироваться в другой области деятельности [5].
Невостребованность инженеров и их труда в современной России в основном объясняют тремя факторами:
· перепроизводством специалистов;
· несоответствием уровня и направлений подготовки требованиям современного производства;
· спадом промышленного производства.
Утверждение, что в России на инженерных специальностях обучается достаточно большое количество студентов, сомнительно. Действительно, если сравнивать с США, в России от общего числа выпускников вузов 40 % - инженеры, в США - всего лишь 19 %. Если учесть общее число обучающихся, то окажется, что в США за последние 10 лет ежегодно готовят около 230 тыс., а в России около 160 тыс. инженеров. А если учесть, что часть инженеров перешла в сферу бизнеса, предпринимательства и структуры управления, где их труд оценивается более значительно, то общее количество выпускников, работающих на инженерных должностях, будет еще меньше. Более 50 % инженерных должностей на промышленных предприятиях занимаются кадрами без высшего образования.
Следовательно, в настоящее время сложно делать выводы о направлениях, структуре и масштабах подготовки специалистов, основываясь только на данных трудоустройства выпускников вузов.
Часто бывает и так, что из-за низких окладов и неудовлетворительных условий проживания, несмотря на заказы предприятий, выпускники предпочитают самостоятельное трудоустройство.
Если учесть ежегодно повышающийся спрос на инженерные кадры за рубежом и то, что такие развитые в экономическом отношении страны, как США, вынуждены покрывать дефицит в инженерных кадрах экспортом специалистов из стран СНГ, в том числе из России, то нет смысла говорить сегодня о перепроизводстве технических специалистов в России. Во всем мире идет процесс приоритетности подготовки инженерных кадров при все более увеличивающихся масштабах. Меняется только структура подготовки. В техники в мире привело к резкому увеличению потребности в инженерах, владеющих навыками разработки высоких технологий, умеющих применять современные методы информационных технологий, управления, моделирования.
В марте 2013 года будит известно о том, какие российские высшие учебные заведения и их филиалы будут закрыты — сообщает пресс-центр министерства образования и науки РФ.
Толчком для наведения порядка в сфере высшего образования стал призыв Дмитрий Медведев на встрече с активом партии «Единая Россия» в Новосибирске, которая состоялась в начале августа: «Определенную расчистку мы должны провести, но, самое главное, при этом мы не должны потерять людей и мы не должны кинуть тех, кто начал там учиться».
«До марта 2013 года мы должны сформировать позицию по тому, какие вузы и филиалы, независимо от их ведомственной принадлежности должны попасть в процесс реорганизации, либо быть закрыты», — заявил замглавы ведомства Александр Климов.
Планируется, что филиалы вузов или маленькие вузы, которые не могут предоставить качественного обучения студентам, в рамках реорганизации, будут присоединены к более “сильным” университетам.
«В случае, если присоединять нечего, филиал или вуз будет закрыт», — добавил заместитель министра. Однако он подчеркнул, что все права студентов закрытых или реорганизованных вузов будут соблюдены.
Александр Климов так же заверил, что — «студенты бюджетных и не бюджетных отделений будут переведены в более крепкие университеты на соответствующие формы, отделения по похожим специальностям».
На сегодняшний день часть ВУЗов не отвечает современным требованиям и не реализуют реальных образовательных программ. «Это примерно 20% вузов» — заявлял премьер-министр. Именно этих образовательных учреждений коснётся новая реформа, но к чему она приведёт пока не ясно.
В России есть много ВУЗов, имеющих и лицензию, и аккредитацию, но реорганизация затронет только государственные образовательные учреждения. А вот с вузами негосударственными, но имеющими государственную аккредитацию, с ними, как правило, ничего не сделаешь. Так что все это “объединение” будет проводиться за счет государственных ВУЗов, прежде всего региональных.
В России комитет по образованию ГД разрабатывает идею, по обязательному распределению выпускников получивших высшее техническое образование. Данную новость обнародовал на заседании правительства глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов, по его словам данное распределение должно происходить по предприятиям оборонной промышленности. Однако распределение не будет полной копией распределения, которое существовало в советское время.
Работа над идеей распределения идёт совместно с думским Комитетом по образованию и экспертами Агентства стратегических инициатив. Результаты для общественности будут опубликованы в 2013 году. Основой для проработки идеи распределения послужило то, что Россия затрачивает огромные бюджетные средства порядка 2,4 триллиона рублей только на один год, а так же 600 миллионов рублей на подкрепление высшего образования.
А выпускник получивший высшее образование выучившийся на бюджетные деньги, по окончании вуза идёт работать в торговлю, или вовсе не работает.
Модель распределения выпускников получивших высшее образование такова, работодатели заключают контракты с высшими учебными заведениями (вузами) на подготовку молодых специалистов на бюджетные деньги (а так же фьючерсные контракты на весь срок обучения). А выпускники вузов отрабатывают на определённом предприятии оговоренный срок, или возмещают полную стоимость обучения с процентами, если не хочет отработать оговорённый срок.