Построение системы рисков компании ООО «Эдванс Холдинг» с учетом реализации стратегии
Сегодняшние условия ведения бизнеса требуют максимально эффективного использования имеющихся у компании ресурсов. Одним из наиболее действенных инструментов выявления возможностей для повышения эффективности и, следовательно, одним из конкурентных преимуществ компании может стать внутренний аудит. Для создания системы внутреннего аудита необходимо в первую очередь провести классификацию рисков развития компании с учетом рыночных тенденций
Исходя из основных пунктов развития компании и на основании анализа результатов деятельности компании за 2010 год[19], можно выделить следующие основные категории рисков развития общества:
1. Коммерческий риск- предпринимательский,хозяйственный риск,возникающий при проведении бизнес-операций, осуществлении сделок. Состоит в возможном снижении, потере доходов предприятия из-за действий, решений в условиях неопределенности, недостатка информации о состоянии рынка. Для рекламныхагенств данный вид риска характерен в слабо: порядка 32% вероятность наступления. Рынок развивается стабильно, известен перечень основных клиентов. Возможный ущерб не превышает 150 тыс. руб.
2. Риск неоптимального распределения ресурсов.-риск того, что ресурсы Общества не будут обеспечивать конкурентного преимущества или достижения максимального и/или желаемого уровня доходности. В условиях ограниченных финансовых ресурсов, ограниченном количестве возможных поставщиков услуг общество нуждается в расстановке стратегических приоритетов. Поскольку не разработаны системы контроля реализации стратегии и элементы системы менеджмента качества, данный вид риска существенно влияет на общество.
3. Экономические колебания и изменения вкуса клиентов. Данный вид рисков характерен и существенен для любого предприятия сферы услуг. На данном этапе планирование и контроль вкусов и предпочтений клиентов, а также контроль экономических колебаний осуществляется на уровне профессиональных ассоциаций. Исследования АКАР [12] показывают, что вероятность наступления негативных изменений составляет порядка 5 -7%. Ущерб для ООО «Эдванс Холдинг» однако может быт весьма значительным – порядка 1 млн руб.
4. Действия конкурентов. На данном этапе развития рынка indoor рекламы у ООО «Эдванс Холдинг» в сегменте реклама в бизнес-центрах значимых конкурентов нет. Компания обладает эксклюзивными правами на размещение рекламы в бизнес центрах. Поэтому риск потерь в связи с деятельностью конкурентов невелик.
5. Недовольство работников. Неграмотно выстроенная система мотивации уже сказывается на результатах деятельности общества. Ущерб происходит либо в результате потери клиента (несвоевременность оказания услуг, ненадлежащее качество), либо в результате уплаты пени и штрафов по договорам.
6. Ошибкименеджеров. Для общества в силу опять же отсутствия регламентов, стандартов, должностных инструкций характерны ошибки во всех отделах, которые с 45% - ной вероятностью ведут к значительным финансовым потерям
7. Изменения цен, спроса, уровня прибыли. От изменения уровня цен общество защищено своим относительно монопольным положением в сегменте.
8. Непредвиденные правительственные постановления (об изменениях в законах, ценах, налогах и т.д.). В ближайшее время никаких резких изменений в политике государства не предвидеться, но данный вид риска всегда актуален для российской действительности
На рисунке 6 представлена карта рисков общества с учетом вероятности наступления неблагоприятного события и сумм ущерба.
Для ООО «Эдванс Холдинг» наиболее существенными являются операционные риски: ошибки менеджеров, неоптимальное распределение ресурсов, отсутствие четкой мотивации (недовольство работников)
Рис. 6. Карта рисков общества
Примерные методы снижения рисков представлены в таблице 7. Сразу стоит отметить, что риски 2, 6, 5 можно снизить с помощью внедрения элементов контроля реализации стратегии (через сбалансированную систему показателей) и элементов СМК.
Таблица 7. Методы снижения рисков общества
Вид риска | Способ уменьшения негативных последствий |
Коммерческий риск | Правильное определение допустимого уровня соотношения финансовых коэффициентов. Правильный выбор способов повышения прогнозируемой рентабельности инвестиций |
Риск неоптимального распределения ресурсов | Четкое и правильное определение приоритетов при распределении ресурсов в зависимости от их наличия. |
Экономические колебания и изменения вкуса клиентов | Эффективное прогнозирование и планирование |
Действия конкурентов | Активная деятельность по изучению и предвидению возможных действий конкурентов и их учет в маркетинговой и производственной деятельности |
Недовольство работников, что может привести к их уходу и ненадлежащему исполнению своих обязанностей | Хорошо продуманные социально-экономические программы для служащих, учет их требований и просьб, проблемы мотиваций, создание благоприятной психологической обстановки и т.д. |
Ошибкименеджеров | Более тщательная система контроля и проверки, оправданного дублирования, особенно в ответственных узловых звеньях бизнеса, когда ошибка менеджера может очень дорого стоить. В этой связи полезно моделирование возможных финансовых последствий ошибок при выполнении наиболее дорогостоящих проектов |
Изменения цен, спроса, уровня прибыли | Более тщательное прогнозирование. Хеджирование и другие способы смягчения последствий риска |
Непредвиденные правительственные постановления (об изменениях в законах, ценах, налогах и т.д.) | В России это имеет особенно важное значение. Поэтому необходимо тщательно изучать подзаконные акты по основным законам, а также внимательно следить за ситуацией. Абсолютно непредвиденных постановлений не бывает. Они готовятся заранее после обработки общественного мнения |
Разрабатываемые мероприятия, должны быть направлены на снижение основных рисков общества: на укрепление слабых сторон и усиление сильных. Укрепление слабых сторон возможно, в первую очередь, внедрением элементов системы менеджмента качество в организации (разработка должностных инструкций, контроль бизнес процессов) а так же внедрением системы сбалансированных показателей с целью более эффективного достижения стратегических целей компании. Защиту от конкурентов и риска снижения спроса и изменения уровня цен можно достичь с помощью усиления своего положения по следующим направлениям: расширение адресной программы по бизнес-центрам и привлечение большего числа клиентов, в первую очередь, компаний, осуществляющих активное рекламное продвижение и располагающих значительными маркетинговыми бюджетами. Для более детальной разработки мероприятий в компании выделена проектная группа, в которую входят представители всех отделов. Непосредственный контроль над проектом взял на себя генеральный директор компании ООО «Эдванс Холдинг»