Производственно-техническая база АТП. Виды предприятий автотранспорта
Автотранспортные предприятия занимаются непосредственно перевозками грузов и пассажиров. Кроме того, в область их деятельности также входят техобслуживание транспорта, его ремонт, хранение и оснащение. По функционалу они делятся на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные. По организации производственной деятельности -- на комплексные (занимаются всеми видами ТО) и текущего ремонта и хранения подвижного состава (их транспортная работа, ТО и ТР централизованы).
Грузовые АТП в настоящее время в значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза Это позволяет использовать определенный тип специализированного подвижного состава и получать экономический эффект за счет улучшения его использования, повышения сохранности груза и др. грузовые АТП в большинстве случаев располагаются на периферии городов (для разгрузки центра от транспорта) и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.
Пассажирские АТП обычно располагаются в местах наибольшего количества маршрутов с целью получения наименьших нулевых пробегов.
Таксомоторные АТП располагают в центральных зонах городов и строят одноэтажными и многоэтажными. Многоэтажные здания позволяют снизить размеры земельных участков, что очень важно при строительстве объектов в городской черте.
Производственно-техническая база (ПТБ) автотранспортных предприятий (АТП) имеет в своём составе: производственные здания, сооружения, передаточные устройства; рабочие посты для ежедневного обслуживания, технического обслуживания № 1 (ТО-1) и № 2 (ТО-2), текущего ремонта и диагностирования транспортных средств; производственные подразделения, цеха и участки, различные службы; механизированные конвейерные линии для выполнения ежедневного обслуживания (ЕО), ТО-1 и ТО-2; подъёмно-транспортные устройства и приспособления на рабочих местах и постах; технологическое оборудование (контрольно-диагностическое, смазочно-за-правочное, разборочно-сбороч-ное, шиномонтажное, моечное, сварочное, ремонтное и прочее). Важный показатель оснащённости автотранспортного предприятия производственными площадями - это общее количество рабочих постов на АТП и их распределение по всем видам технических воздействий.
4.Технологические процессы ТО автомобилейТО состоит из определенной совокупности работ, каждая из которых включает несколько операций, выполняемых с заданной последовательностью, составляющей в целом технологический процесс. Операция – совокупность последовательных действий по обслуживанию объекта или группы объектов. Технологический процесс – определенная последовательность работ и операций, обеспечивающая поддержание работоспособности автомобилей с наименьшими затратами. ТО автомобилей состоит из многих технологических, которые по назначению, характеру, условию выполнения, оборудованию, инструменту и квалификации исполнителя объединяются в определенные группы работ. Независимо от вида ТО (кроме ЕО) они включают уборочно-моечные и обтирочные, контрольно-диагностические, контрольно-крепежные, регулировочные, смазочно-очистительные, электротехнические, шинные и заправочные работы.Кроме этого сюда входят контрольно-осмотровые работы перед ТО и работы по проверке автомобиля после ТО.-Уборочно-моечные и обтирочные работы включают: внутреннюю уборку кабины водителя, платформы грузового или салона легкового автомобиля и автобуса, наружную мойку шасси и кузова и протирку его наружных частей и стекол. Для специализированных автомобилей проводят также дезинфекцию, санитарную обработку - для перевозки скота.-Контрольно-диагностические работы включают: контроль состояния и работоспособности агрегатов, систем, механизмов, приборов и автомобиля в целом по внешним признакам без разборки или вскрытия механизмов.-Регулировочные работы содержат операции по восстановлению работоспособности агрегатов, узлов, систем с помощью предусмотренных в них регулировочных устройств. -Крепежные работы состоят в проверке резьбовых соединений и их крепление, постановки крепежных деталей взамен утраченных или вышедших из строя -Электротехнические включают проверку внешнего состояния источников и потребителей, очистку их от пыли, грязи и коррозии, оценку состояния контактных соединений, проверку изоляции и устранение неисправностей обнаруженных при диагностировании. В системах питания оценивают внешнее состояние приборов, герметичность трубопроводов, устраняют неисправности и регулируют по результатам диагностирования.-Смазочно-очистительные работы состоят в периодическом пополнении и смене масла в агрегатах, смазки подшипников и шарнирных соединений трансмиссии, ходовой, рулевого управления и кузова. Заправка автомобиля специальными жидкостями, очистка фильтров, замена фильтрующих элементов и очистка отстойников системы смазки. -Шинные работы включают проверку исправности шин, удаление застрявших в протекторе или промежутках колес посторонних предметов, проверку давления, перестановку и замену шин. -Контрольные работы после обслуживания состоят в проверке работы двигателя, действия тормозов, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации и т.д -Заправочные работы включают проверку наличия топлива, смазки и охлаждающей жидкости. При необходимости доливают.
5. Уборочно-моечные работы. Для сохранения опрятного внешнего вида, целостности лакокрасочного покрытия и предупреждения преждевременной коррозии деталей кузова и шасси, а также качественного выполнения ТО и ТР проводят работы по уборке, мойке, сушке, а также протирке и периодической полировке кузова. Уборка кузова автомобиля предназначена для удаления пыли и мусора из кузова и кабины, протирки сидений, стекол, арматуры, двигателя. Для автомобилей специального назначения (санитарные и т.д.) и автобусов периодически выполняется дезинфекция, мойка полов и стен. Для уборки используется универсальный и специализированный инструмент: скребки, щетки, обтирочный материал, пылесосы. Мойка автомобиля производится теплой или холодной водой. Разность температур между водой и омываемой поверхностью не должна превышать 18-19о С для предотвращения преждевременного разрушения лакокрасочного покрытия. Способы мойки автомобилей: ручная, механизированная, комбинированная. Ручная мойка осуществляется с помощью моющих пистолетов с низким и высоким давлением. Механизированная мойка производится на специальных установках, которые классифицируются на:-по конструкции рабочего органа: струйные, щеточные, струйно-щеточные;-по относительному перемещению автомобиля: проездные и подвижные;-по условиям применения: стационарные, передвижные;-по способу управления: ручные и автоматические.Вспомогательное оборудование моющих постов.В сточных водах после мойки содержится много нефтепродуктов, для удаления которых предназначены маслобензоуловители, грязеотстойники.
В грязеотстойник 3 вода поступает с поста мойки по трубе 1, взвешенные частицы опускаются на дно, очищенная вода по трубе 5 поступает в маслобензоуловитель. Труба 2 предназначена для вентиляции грязеотстойника. Крышка 6 служит для периодической очистки.Очищенная от механических примесей вода поступает в маслобензоотделитель. Поступление воды происходит по трубе 1 под колпак 2 и далее вода заполняет колодец 3 до уровня водослива4, переливаясь через который вода по трубе 5 поступает для дальнейшей очистки в систему оборотного водоснабжения на фильтровальную станцию, либо стекает в канализацию. Масло и бензин из-за меньшей плотности скапливаются в верхней части колпака и периодически отсасываются через трубу 6. Антикоррозийная обработка автомобиля применяется с целью замедления коррозийного процесса машины и ради того, чтобы продлить срок ее эксплуатации. Антикоррозийная обработка помогает замедлить старение автомобиля на максимальный срок. Возможно проведение частичной антикоррозийной обработки, но гораздо эффективнее полная антикоррозийная обработкаАнтикоррозийная обработка автомобиля подразделяется на 3 вида:-Внешняя антикоррозийная обработка антигравийными материалами;-Антикоррозийная обработка днища и колесных арок;-Обработка скрытых и внутренних частей автомобиля.
6.Эстакады, подъемники, опрокидыватели, кантователи, канавные подъемники, домкраты. Подъемно-транспортирующее оборудование.Подъемно-осмотровое оборудование используется как средство повышения производительности труда при ТО и ТР путем одновременного выполнения работ сверху, снизу и сбоку. Применение этого оборудования обусловлено большим количеством работ выполняемых снизу. К основному подъемно-осмотровому оборудованию относятся: осмотровые канавы, эстакады и подъемники. К вспомогательным средствам относятся домкраты, опрокидыватели и кантователи.Осмотровые канавы.Это наиболее распространенное универсальное осмотровое устройство, обеспечивающее полный фронт работ (сбоку, снизу, сверху). Канавами могут быть оборудованы любые посты обслуживания: тупиковые, прямоточные (проездные) и поточные линии.Устройство канав.Зависит от типа автомобиля, технологического оборудования и назначения поста. Длина канавы должна быть не менее длины автомобиля, глубина канавы с учетом дорожного просвета 1,4…1,5 м для легковых, 1,2…1,3 м для грузовых автомобилей. Ширина узких канав не более 0,9 м при железобетонных и 1,1 м при металлических ребордах. Для легковых малолитражных автомобилей не более 0,8 м.Боковые канавы выполняют глубиной 0,8…0,9 м при ширине не менее 0,6 м.
Канавы оборудуются лестницами, расположенными вне рабочей зоны и ребордами высотой не более 0,15 м.Со стороны заезда канавы снабжают отбойником, выравнивающим положение колес. Для ограничения продольного перемещения автомобиля при использовании тупиковых или траншейных канав их оборудуют упорами. Параллельные узкие канавы соединяют открытыми траншеями или туннелями шириной 1,2 м, глубиной до 2 м.Траншеи ограждают перила, вне рабочей зоны через них перебрасывают мостки. Широкие канавы длиннее обслуживаемого автомобиля на 1-1,2 м при ширине до 3-х м.Широкие канавы дают большие возможности по обслуживанию автомобилей снизу, т.к. под автомобилем имеется большая рабочая зона, где можно расположить инструмент, приспособления и обеспечить свободный маневр работающего персонала. Широкие канавы с с колейным мостом позволяют обслуживать автомобиль только с примерно одинаковой колеей. Широкие канавы с вывешиванием колес более универсальны, вывешивающие тележки под передний и задний мост перемещаются вдоль канавы по рельсам. К недостаткам канав относят: слабое естественное освещение автомобилей снизу, неудобство работ с некоторыми узлами и агрегатами автомобилей, невозможность быстрой перепланировки производственных помещений, потребность в больших (особенно для широких канав) производственных площадях, повышенная травмоопасность.
7.Эстакады.Могут быть деревянными, металлическими, железобетонными, стационарными и передвижными. Над уровнем пола эстакада располагается на высоте от 0,7 до 1,4 м с рамками под уклоном 20-25% для въезда и съезда. Эстакады могут быть тупиковыми и проездными. С Целью расширения возможностей по одновременному обслуживанию со всех сторон делают полуэстакады с высотой не более 0,8 м с неглубокой осмотровой канавой под ней глубиной не более 0,6 м. Подъемники.Предназначены для подъема автомобиля на необходимую по удобству высоту. Конструкции подъемников разнообразны и их классифицируют:-по способу установки: стационарные и передвижные, -по типу подъемного механизма: механические и гидравлические, по роду привода: ручные и с электроприводом,-по мету установки: напольные, канавные,-по конструкции опорной рамы: с колейной, межколейной, поперечной рамами и с опорной траверсой.Наиболее распространенными являются гидравлические и электромеханические подъемники. Стационарные, напольные, гидравлические подъемники могут быть 1,2,3-х и многоплунжерными с грузоподъемностью 4,8,12 и более тонн.
Опрокидыватели.Предназначены для бокового наклона автомобиля, при воздействии на него со стороны днища. Наклон автомобиля на 80о. Перед опрокидыванием с автомобиля снимают аккумулятор, герметизируют отверстие пробки главного тормозного цилиндра, опрокидывание производят в сторону противоположную горловине бака или маслозаливной. Кантователи в отличие от опрокидывателей позволяют вращать автомобиль на 360о.
Канавные подъемники.Служат для вывешивания заднего или переднего моста для обслуживания автомобиля на канавах, а также для перемещения тяжелых агрегатов автомобиля. Они могут быть: гидравлическими и электромеханическими.
Домкраты.Служат для подъема передних и задних частей автомобиля при работе на площадках, не оборудованных осмотровыми канавами. Грузоподъемность домкратов от 1 до 12,5 тонн.