Торонтская шкала алекситимии
Методика шкалы алекситимии направлена на изучение алекситимии как свойства лич- ности; была адаптирована в институте им. В.М. Бехтерева.
Тест состоит из 26 вопросов утверждений; ключ, нормы теста и интерпретация полу- ченных значений Торонтской шкалы алекситимии (TAS) приведены ниже.
Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений. На каждое утверждение следует давать только один ответ:
✓ совершенно не согласен;
✓ скорее не согласен;
✓ ни то, ни другое;
✓ скорее согласен;
✓ совершенно согласен.
1. Когда я плачу, то всегда знаю, почему.
2. Мечты – это потеря времени.
3. Я хотел бы быть не таким застенчивым.
4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю.
5. Я часто мечтаю о будущем.
6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие.
7. Знать, как решать проблемы, важнее, чем понимать причины этих решений.
сам.
8. Мне трудно находить правильные слова для выражения моих чувств.
9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопро-
10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам.
11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать,
почему и как это происходит.
12. Я способен с легкостью описать свои чувства.
13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать.
14. Когда я расстроен, то не знаю, печален ли я, испуган или зол.
15. Я часто даю волю воображению.
16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим.
17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле.
18. Я редко мечтаю.
19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так.
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.
21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях.
22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям.
23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства.
24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему.
25. Я не знаю, что происходит у меня внутри.
26. Я часто не знаю, почему я сержусь.
Подсчет баллов:
1) ответы вопросов 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26 оцениваются следующим образом:
✓ «совершенно не согласен» – оценивается в 1 балл,
✓ «скорее не согласен» – 2,
✓ «ни то, ни другое» – 3,
✓ «скорее согласен» – 4,
✓ «совершенно согласен» – 5.
2) Иначе оцениваются пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24.
В них ставим противоположную оценку в баллах по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2–4; 3–3; 4–2; 5–1);
Сумма баллов, полученная в результате сложения по всем пунктам, есть итоговый показатель «алекситимичности». Результаты могут распределиться в интервале от 26 до 130 баллов.
«Алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше. «Неаликситимиче- ский» тип личности набирает 62 балла и ниже. Оказавшиеся в интервале от 62 до 74 баллов относятся к группе риска.
Если с распознаванием эмоций действительно есть трудности, попробуйте опи- сать то, что вы чувствуете, по следующей схеме:
Карта эмоций
1. Какая ситуация спровоцировала эту эмоцию? («Я попросила подругу помочь мне с переездом. Она отказала, сославшись на занятость».)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Что вы испытываете в теле, в его отдельных частях – последовательно проанализи- руйте, что происходит с лицом, руками, ногами, животом и грудью, горлом? Какие в них есть ощущения? («Скованность в теле, холодные руки, комок в горле».)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Язык тела – что оно сейчас говорит? Каково выражение вашего лица – посмотрите в зеркало? Какую позу вы стремитесь принять? («Выражение лица напряженное, мрачное, поза – хочется свернуться клубком».)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Что вам хочется или тянет сделать, может быть, вы удерживаетесь от каких-то дей- ствий с трудом? («Хочется позвонить и накричать на нее».)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Какие убеждения, впечатления, оценки вы вынесли из этой ситуации? («Наша дружба – только миф, я ей не нужна на самом деле. Я никому не нужна. Я совершенно оди- нока. Я умру в одиночестве, окруженная тринадцатью кошками. Всем на меня плевать».)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. А теперь представьте себе реальность, в которой в этой ситуации что-то пошло не так, но обидеть вас никто не хотел. Возможно ли другое, не травмирующее вас объяснение этой ситуации? («На самом деле она хочет помочь, просто занята именно в эти выходные. Вероятно, я недостаточно внятно объяснила, как сложно мне справиться одной».)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Какова интенсивность переживаемой вами эмоции от 0 до 100?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ответив на все эти вопросы, попробуйте определить, что за эмоцию (или эмоции) вы испытывали?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Не беда, если заполнить всю карту и определить эмоции не получается сразу. Это – вопрос практики. Заполняйте такие карты каждый раз, когда испытываете негативные пере- живания, – и через короткое время вы обнаружите, что стали намного лучше распознавать то, что чувствуете.
Теперь займемся регуляцией эмоций. До сих пор вы успешно практиковали один и тот же стандартный способ эмоциональной регуляции – вы использовали для этого еду. Вы делали это не потому, что ленивы, недисциплинированны или испорчены с рождения – вы делали это потому, что это действительно работает.
В подходе диалектико-бихевиоральной терапии, одной из самых эффективных в работе с патологическим пищевым поведением, центральным является прием «серфинга». Этот прием оказался настолько эффективным, что с успехом применяется не только в психотера- пии, но и в медицине для помощи людям, страдающим хроническим болевым синдромом, в ситуациях, когда повышать дозировку обезболивающего далее невозможно. Его можно использовать как для того, чтобы справиться с эмоцией, так и для того, чтобы пережить потребность заесть то или иное переживание.
Серфинг
Сядьте максимально удобно, прикройте глаза и расслабьтесь, насколько это возможно. Сфокусируйтесь на том переживании, которое вы сейчас испытываете. Как оно пережива- ется в вашем теле? Сосредоточьтесь на осознанности текущего момента, ничего не пред- принимайте – не пытайтесь подавить эмоцию или как-то изменить ее переживание. Просто наблюдайте какое-то время. Через некоторое время вы заметите, что в переживании есть пики, когда ощущение достигает своего «болезненного» максимума, и спады, когда пережи- вание становится мягче, его интенсивность снижается. Наблюдайте какое-то время за сме- ной пиков и спадов, словно бы «скользя по волне», как делают серферы в море. Вскоре вы обнаружите, что пики длятся очень короткое время, а в остальные моменты вы вполне
способны справиться с этими переживаниями, они неприятны, но переносимы. Приступ переедания всегда случается с вами на пике эмоционального переживания, потому что вам кажется, что максимум болезненных ощущений будет длиться вечно, никогда не закончится. Теперь вы знаете, что это не так.
Работа с уязвимостью
Часто бывает, что эмоциональные всплески и связанные с ними приступы переедания возникают легче и протекают тяжелее, если происходят с нами, когда мы находимся в уяз- вимом состоянии. Мы не можем защитить себя от уязвимости раз и навсегда, но можем понимать, что наша подверженность катастрофическому мышлению и ярким эмоциональ- ным выплескам существенно выше, когда мы уязвимы.
Если с вами случился «неожиданный» приступ гнева, печали или совсем уж непонят- ный приступ переедания, проверьте, не связано ли это с повышением вашей общей чувстви- тельности.
Карта уязвимости