Способы статистического наблюдения

Способы СН – это способ получение информации или источник получения информации.

При любом обследовании источником получения первичных данных могут быть непосредственное наблюдение, опрос и документированный учет.

Способы статистического наблюдения - student2.ru

Непосредственное наблюдение осуществляется путем регист­рации изучаемых единиц и их признаков на основе непосредст­венного осмотра, подсчета, взвешивания, показаний приборов и т.д. Примером непосредственного наблюдения являются реги­страция цен и объема реализации товаров, инвентаризация ос­татков товарно-материальных ценностей на складе и т.д.

Документальный, или отчетный, способ основан на использо­вании различных документов первичного учета, которые явля­ются источниками статистических сведений предприятий, орга­низаций и учреждений. Большое значение имеет документаль­ный способ при переоценке основных фондов в условиях инфля­ции, являясь основой начисления амортизации, анализа исполь­зования фондов и их структуры. Непосредственное наблюдение и документальный способ обеспечивают наибольшую достовер­ность статистических данных.

При опросе источником сведений являются опрашиваемые лица. При этом используются разные способы сбора данных: экспедиционный, корреспондентский и саморегистрация.

Способы статистического наблюдения - student2.ru

Экспедиционный способ заключается в том, что специально подготовленные работники-регистраторы на основе опроса сами заполняют переписные формуляры, контролируя правильность получаемых ответов. Этот способ является дорогостоящим, применяется при переписях населения и обеспечивает достаточ­но точные результаты.

Корреспондентский способ заключается в том, что статистические или другие организации рассылают специально разработанные бланки и инструкции по их заполнению отдельным ор­ганизациям или специально подобранным лицам, давшим со­гласие периодически заполнять бланки и присылать их органу, проводящему обследование, в установленные сроки. Этот спо­соб является дешевым, но не всегда обеспечивает хорошее каче­ство сведений, что зависит от уровня опрашиваемого, его ответ­ственности (отправит он заполненную анкету или нет), невоз­можности проверить точность сообщаемых сведений непосред­ственно на месте.

При способе саморегистрации или самоисчислении соответст­вующие документы заполняют сами опрашиваемые. Регистраторы той организации, которая проводит опрос, раздают оп­росные листы или анкеты опрашиваемым лицам, инструктиру­ют их, а затем собирают заполненные формуляры, контролируя полноту и правильность полученных сведений. Этот способ ис­пользуется в государственной статистике при бюджетных обсле­дованиях семей и т.д.

4. Программно-методологические и организационные вопросы СН.

При подготовке к проведению статистического наблюдения возникает ряд вопросов, требующих своего решения Они отра­жаются в организационном плане статистического наблюдения, который содержит две группы вопросов, программно-методоло­гические и организационные.

К первой группе относятся вопросы, связанные с определени­ем цели, объекта и единицы наблюдения, разработкой програм­мы наблюдения, проектированием формуляров и текста инструк­ций, установлением источников и способов сбора данных.

Вторая группа включает вопросы об органе наблюдения, сроках и месте проведения наблюдения, составлении предваритель­ных списков единиц изучаемой статистической совокупности, расстановке и подготовке кадров и др.

Каждое статистическое наблюдение проводится с конкретной целью При организации наблюдения должны быть правильно определены и четко сформулированы его задачи.

Цель наблюдения - это основной результат статистического исследования. Четкое формулирование цели наблюдения необхо­димо для того, чтобы не допускать сбора излишних и неполных данных.

При организации наблюдения важно точно определить, что именно подлежит обследованию, иначе говоря, установить объект наблюдения.

Объектом статистического наблюдения называется совокуп­ность единиц изучаемого явления, о которых должны быть со­браны статистические данные. При определении объекта статис­тического наблюдения указывают его основные отличительные черты, важнейшие признаки. Например, перед тем, как произвес­ти статистическое обследование коммерческой деятельности пред­приятий службы быта, нужно определить объект наблюдения, т.е. какие предприятия будут к ним относиться.

Единица наблюдения - это первичный элемент объекта статис­тического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежа­щих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

От единицы статистического наблюдения следует отличать единицу статистической совокупности.

Единица совокупности - это та первичная ячейка, от которой должны быть получены необходимые статистические сведения. Например, при проведении переписи торгового оборудования еди­ницей наблюдения является торговое предприятие, а единицей совокупности - его оборудование (прилавки, холодильные агре­гаты и т.д.). При определении объема розничного товарооборота единицами статистической совокупности являются акты купли-продажи товаров населению, а торговые предприятия - единица­ми наблюдения.

Основным вопросом статистического наблюдения является его программа.

Программой статистического наблюдения называется пере­чень показателей, подлежащих изучению. От того, насколько хо­рошо разработана программа наблюдения, во многом зависят ка­чество собранного материала, его ценность.

В программу наблюдения должны включаться только те воп­росы, которые отвечают задачам исследования, на которые могут быть получены правдивые, достоверные ответы. Формулировка вопросов имеет большое значение. Они должны быть сформули­рованы таким образом, чтобыих содержание всюду понималось одинаково.

Статистические формуляры - это бланки определенных форм учета и отчетности. В условиях машинной обработки результатов наблюдения носителями информации служат технические сред­ства: перфоленты, магнитные диски (ленты, карты) и др.

Обязательным элементом статистического формуляра являют­ся титульная и адресная его части. В титульной и адресной его частях указываются наименование наблюдения, кем и когда ут­вержден, дата представления сведений, наименования предприя­тий или фамилии, имена и отчества обследуемых лиц и их адреса. Эти сведения необходимы, во-первых, чтобы проверить, все ли отчетные единицы представили сведения, во-вторых, для пос­ледующей разработки материалов по отраслевому, территориаль­ному, ведомственному и иным признакам.

Различают два вида носителей информации: индивидуальные и списочные формуляры.

Индивидуальный формуляр содержит сведения об одной еди­нице совокупности (например, формы статистических отчетов о товарообороте № 1-торг и 3-торг заполняются каждой торговой организацией в отдельности).

В списочном формуляре содержатся данные по нескольким единицам совокупности. Например, при переписи населения чле­ны каждой семьи записываются в один переписной лист. Списоч­ная форма носителя информации более удобна для машинной обработки, при которой с меньшими затратами производятся та­кие трудоемкие операции, как шифровка, перфорация и др.

Индивидуальные формуляры легче обрабатывать вручную. К статистическим формулярам составляется инструкция.

Инструкцией называют совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистического наблюдения. В инструкции подробно разъясняются цели и задачи исследования, объект и единица статистического наблюдения, указываются спо­собы проведения наблюдения, даются подробные указания к записям ответов на вопросы. В зависимости от сложности про­граммы наблюдения инструкции выпускаются в виде отдельной брошюры либо помещаются на самом бланке документа. Инст­рукция должна быть написана кратко, просто, указания должны быть ясными и четкими.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

В целях успешного проведения статистического наблюдения разрабатывается организационный план. Это основной документ, в котором отображаются важнейшие вопросы организации и про­ведения намеченных мероприятий. В организационном плане ука­зываются: органы наблюдения, время наблюдения, сроки наблю­дения, а также подготовительные работы к наблюдению, в том числе порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения наблюдения, порядок его проведения, приема и сдачи материалов, получения и представления предварительных и окончательных итогов и др. При организации статистического наблюдения обязательно должен быть решен вопрос о времени проведения наблюдения, включая выбор сезона наблюдения, ус­тановление срока (периода) и критического момента наблюдения.

Сезон (время года) для наблюдения следует выбрать такой, в котором изучаемый объект пребывает в обычном для него состо­янии. Например, перепись населения в нашей стране чаще всего проводится зимой, так как наблюдается наименьшее передвиже­ние населения.

Под периодом (сроком) проведения наблюдения понимается время начала и окончания сбора сведений.

Время наблюдения - это время, к которому относятся данные собранной информации. Для предупреждения неполного учета или повторного счета для всех единиц ртатистической совокупности ус­танавливается единое время регистрации изучаемых показателей.

Критической называют дату, по состоянию на которую сооб­щаются сведения При переписях обычно устанавливаются вре­мя начала (дата, а иногда и час) и время окончания регистрации наблюдения фактов.

Например, Всесоюзная перепись населения 1989 г. проводилась в течение 8 дней, с 12 по 19 января. Критическим моментом наблюдения выбирают полночь, мо­мент окончания одних суток и начала других. Так, критическим моментом Всесоюзной переписи населения в 1989 г. было 12 ч ночи с 12 января на 13 января. Все сведения о каждом жителе страны фиксировались такими, какими они были по состоянию на данный момент. Умершие после 12 ч ночи вносились в пере­писные листы, а родившиеся после 12 ч ночи учету не подлежали и в переписные листы не записывались.

Наши рекомендации