IV. Анализ перевозок грузов с помощью расчета индексов сезонности
В статистике периодические колебания, которые имеют определенный и постоянный период, равный годовому промежутку, называется «сезонные колебания» или «сезонные волны», а динамический ряд – сезонным рядом динамики.
Существую ряд методов изучения и измерения сезонных колебаний. Самый простой заключается в построении специальных показателей, которые называются индексами сезонности Is. Совокупность этих показателей отражают сезонную волну. Индексами сезонности являются процентные отношения фактических внутригрупповых уровней к теоретическим уровням, выступающие в качестве базы сравнения.
Таблица 4.1
Среднемесячные объемы перевозок грузов АТП по годам, т.
Месяц | Среднемесячные объемы перевозок грузов, т. | ||
Январь | 46 242 | 42 936 | 42 754 |
Февраль | 44 810 | 45 631 | 41 829 |
Март | 43 111 | 46 839 | 43 425 |
Апрель | 45 827 | 48 115 | 44 723 |
Май | 49 682 | 47 816 | 47 111 |
Июнь | 52 119 | 49 424 | 48 216 |
Июль | 54 723 | 53 829 | 49 825 |
Август | 59 475 | 57 917 | 54 210 |
Сентябрь | 60 197 | 59 600 | 57 817 |
Октябрь | 56 815 | 54 128 | 44 297 |
Ноябрь | 45 637 | 46 200 | 43 810 |
Декабрь | 44 438 | 49 180 | 41 973 |
1. Определить среднесуточный объем перевозок
,
Где - среднемесячный объем перевозок i-го месяца j-го года.
- дни календарные i-го месяца j-го года.
2. Определить среднесуточный объем перевозок для каждого месяца по данным за 3 года.
,
Где - объем перевозок i-го месяца за 1,2,3 год соответственно.
Результаты расчетов представить в таблице.
3. Для построения сезонной волны рассчитать индексы сезонности по формуле:
,
Где - общая среднесуточная величина за исследуемый период, определяется как средневзвешенная арифметическая из среднесуточных объемов по месяцам за 3 года.
4. Построить график.
Таблица 4.2
Среднесуточные объемы перевозок АТП по годам, т.
Месяц | Кол-во дней в мес. | Ср.суточ. объем перевозок грузов, т. | ||||||||
2000г. | 2001г. | 2002г | ||||||||
Январь | 1 492 |
|
|
| | |||||
Февраль | 1 600 | 1 630 | 1 494 | 1 575 | ||||||
Март | 1 391 | 1 511 | 1 401 | 1 434 | ||||||
Апрель | 1 528 | 1 604 | 1 491 | 1 541 | ||||||
Май | 1 603 | 1 542 | 1 520 | 1 555 | ||||||
Июнь | 1 737 | 1 647 | 1 607 | 1 664 | ||||||
Июль | 1 765 | 1 736 | 1 607 | 1 703 | ||||||
Август | 1 919 | 1 868 | 1 749 | 1 845 | ||||||
Сентябрь | 2 007 | 1 987 | 1 927 | 1 974 | ||||||
Октябрь | 1 833 | 1 746 | 1 429 | 1 669 | ||||||
Ноябрь | 1 521 | 1 540 | 1 460 | 1 507 | ||||||
Декабрь | 1 433 | 1 586 | 1 354 | 1 458 | ||||||
Итого |
Таблица 4.3.
Значения индексов сезонности
Месяц | Индекс сезонности |
Январь | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Май | |
Июнь | |
Июль | |
Август | |
Сентябрь | |
Октябрь | |
Ноябрь | |
Декабрь |
Рис. 4.1 Индекс сезонности
Выводы:
1. Интенсивность движения на дорогах области характеризуется резко выраженной сезонностью.
2. Наименьшими перевозками характеризуется январь = 88, а наибольшими сентябрь = 122, это вызвано большим количеством объемов работ, носящих сезонный характер.
Заключение.
В курсовой работе были рассмотрены теоретические основы структурной, аналитической группировок статистических наблюдений на транспорте, а также представлены показатели вариации и средние характеристики динамического ряда.
В ходе курсовой работы определено, что:
· наиболее часто встречающийся объем перевезенных грузов составляет 6076,74 тыс. т.;
· у половины предприятий объем перевезенных грузов больше, чем 6922,8 тыс. т., а у другой половины меньше, чем 6922,8 тыс. т.;
· среднее линейное отклонение индивидуальных значений от среднего составляет 2986,08 тыс. т., а среднее квадратичное отклонение индивидуальных значений от среднего составляет 3439,05 тыс. т.;
· совокупность неоднородна и среднее значение выбрано ненадёжно, так как коэффициент вариации более 40%;
· коэффициент корреляции равен 0,69, следовательно, зависимость между случайными величинами высокая. Зависимость прямая, т.е. с ростом среднесписочной численности объемы перевезенных грузов увеличиваются.
· из критерия Стьюдента определяем, что в генеральной совокупности коэффициент корреляции может быть равен 0 с 95 %-ой вероятностью.
· ошибка аппроксимации составляет 31,5%, это говорит о том, что качество модели удовлетворительно.
· влияние факторов, вошедших в модель, составляет 0,5, на результативный показатель.
· влияние факторов, не вошедших в модель, составляет 0,5, на объем перевезенного груза.
· На 3,78 тыс. руб. объема выполненных работ предприятием в среднем изменяются уровни ряда.
· Объем выполненных работ предприятием в среднем за анализируемый период времени изменилось в 1,008 раз.
· Объем выполненных работ предприятием в среднем изменился на 0,8%.
· Интенсивность движения на дорогах области характеризуется резко выраженной сезонностью.
· Наименьшими перевозками характеризуется январь = 88, а наибольшими сентябрь = 122, это вызвано большим количеством объемов работ, носящих сезонный характер.
Список использованной литературы:
1. «Методическое указание по выполнению курсовой работы» СибАДИ 2005г, Конорева А.А., Кузнецова.
2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416 с.;
3. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 480 с.: ил.;
4. Теория статистики: учебник / Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б.; под ред. Шмойловой Р.А. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 656 с.: ил.;
5. Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Ильенковой. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 288 с.: ил.