ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
«Решающая роль СССР в разгроме нацизма»
Цель:
· Выявление причин и последствий Второй мировой войны.
· Выявление значения и цены победы советского народа в Великой Отечественной войне.
· Формирование навыков сравнения, обобщения и анализа информации, содержащейся в источниках различных типов
Задания к практической работе:
1.Используя текст учебника, параграфы 39-43 исторические карты, дополнительные материалы, определите причины, основные события и итоги Второй мировой войны. Материал систематизируйте в форме схемы или в форме таблицы.
2. Прочитайте текст, выполните задания, содержащиеся в нем (выделены курсивом):
Одна из самых известных песен о войне начинается так:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы лицом к лицу
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым.
И значит нам нужна одна Победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим !
"Цена победы" - какова она? И что в действительности за этими последними строками - "мы за ценой не постоим!"?
Вообще, тема "Итоги Великой Отечественной" глобальна: здесь имеются ввиду и материальный урон, и изменения границ, и новая политическая расстановка сил в мире. Но, согласитесь, самый страшный итог в любой войне - это человеческие жертвы, не случайно их часто называют "невосполнимые людские потери". Никто и ничто не сможет вернуть к жизни миллионы военных и мирных граждан.
Казалось, прошло уже много лет, но "жертвы войны" остаются одной из самых запутанных проблем в истории войны.
Попытайтесь самостоятельно на основе различных документов и статистики, на основе своих общечеловеческих представлений и принципов дать экспертную оценку людским жертвам, заплаченным советским народом за победу.
Давайте мысленно перенесемся в 1945 г. 24 июня. Красная площадь. Парад Победы. Ровно в 10 часов утра из ворот Спасской башни в торжественной тишине на белом арабском скакуне появился командующий парадом маршал Жуков. Как бы Сталину хотелось быть на этом месте, но по военному этикету принимать следует "верхом", а сноровка не та - на тренировке упал, вывихнул плечо. Хотя появление Жукова в этой роли весь мир воспринял как должное, как признание его заслуг. И дальше - наверняка вы видели кадры кинохроники: под дробь барабанов солдаты пренебрежительно бросают к подножью Мавзолея фашистские знамена. Прекрасная режиссура, как отмечал недавно Станислав Говорухин - скорее символ, который прочно закрепился в памяти многих.
Но известный кинорежиссер Александр Довженко, вернувшись домой, записал в дневнике потрясшее его открытие: "В речи Жукова не было траурного марша, Красная площадь не встала на колени перед памятью миллионов погибших".
Не отсюда ли нужно вести отсчет того панического страха руководства страны перед цифрой жертв, той удивительной метаморфозы со статистикой, той официальной фальсификации, которая преследует нас до сих пор.
Давайте обрисуем контуры проблемы.
К Нюрнбергскому процессу все страны - участницы войны подводят итоги. Конкретных цифр мировая общественность ждала и от Сталина. Верховный вызывает к себе Вознесенского, председателя Госплана, в ведении которого находилась вся статистика и просит подготовить контрольные цифры.
Но беда в том, что Германия свои потери уже опубликовала. И поскольку немцы всегда отличаются своей пунктуальностью, даже дотошностью в учете, их данные не вызывали сомнений.
Число в 15 миллионов человек общих (т.е. военных и гражданских) потерь, представленное Вознесенским, несколько шокировало Сталина. И подготовленные в этот момент данные Наркома Обороны в 7 млн. погибших военнообязанных, Сталин выдает миру за общие итоги.
Да, разумеется, признать большие цифры - значит расписаться в собственном непрофессионализме, подтвердить ходивший уже тогда в западных кругах тезис, что русские не умеют воевать, что они затопили Европу собственной кровью и потому выиграли!
Что же дальше?
У власти Хрущев. И в соответствии со своей репутацией правдолюбца он обнародует цифру в 20 млн.
Осторожный Брежнев придает этой цифре вообще умилительный оттенок - "более 20 млн." В кулуарах историки посмеивались, что в этой формулировке справедливо только "более". А сколько? 25? 50? 100? Как хотите, так и думайте!
Наконец, Горбачев идет дальше и публикует 27 млн. человек.
То, что в последнее время, уже при Ельцине, к этой официально принятой цифре в скобочках стали добавлять всякого рода пояснения - "по неполным оценкам", "не менее", "по непроверенным данным" - свидетельствует, что и эта цифра в 27 млн. не является абсолютной.
Можно было бы сослаться на трудные времена, несовершенную статистику, но и сегодня, в век информационных технологий, всеобщей компьютеризации мы не знаем точного числа погибших в чеченской компании, в собственной стране. Значит, есть некая закономерность, значит надо искать иные объяснения.
Давайте обратимся к официальной, имеющейся в нашем распоряжении, информации по Великой Отечественной войне. И прежде, проанализируем, какие военные силы изначально были втянуты в войну.