Задание 5 (Одномерные массивы)
1. Данные о росте учащихся класса хранятся в виде массива. Рост мальчиков кодируется знаком минус, а рост девочек знаком плюс. Составьте блок-схему и программу определения среднего роста девочек и мальчиков одного класса. В классе учится п учеников.
2. Данные об оценках студентов за экзамен хранятся в виде массива. Составьте блок-схему и программу определения числа студентов, не имеющих оценок 2 и 3. В группе учатся n студентов.
3. Данные об оценках студентов за экзамен хранятся в виде массива. Составьте блок-схему и программу определения числа неуспевающих студентов.
4. В ЭВМ по очереди поступают результаты соревнований по плаванию, в которых участвует n спортсменов. Составьте блок-схему и программу определения лучшего результата.
5. Ученикам 1-го класса назначается дополнительно стакан молока (200 мл), если их вес составляет меньше 30 кг. Определить, сколько литров молока потребуется ежедневно для одного класса, состоящего из n учеников. После взвешивания вес каждого ученика вводится в ЭВМ и хранится в виде массива .
6. В ЭВМ вводятся фамилии и рост учеников 7-го класса. Вывести на экран фамилии тех учеников, рост которых больше 170 см (для определения кандидатов в баскетбольную команду).
7. В соревнованиях по бегу принимают участие 30 спортсменов. Вводя по очереди фамилии и результаты участников в ЭВМ, определить, сколько из них выполнило норму ГТО, и напечатать их фамилии.
8. Стоимость платья зависит от материала, а также от фасона. Предполагается, что в ателье имеется 2 вида материала: шерсть по 200 руб. за метр и шелк по 160 руб. за метр. На пошив платья требуется 3 м материала. Стоимость пошива базового фасона (с минимальной отделкой) — 500 руб. За дополнительные детали отделки взимается дополнительная плата. Так, 1 пуговица стоит 2 руб., 1 складка — 30 руб.. Составить блок-схему и программу, которая определяет стоимость платья для n заказчиков. Все данные хранить по стоимости хранить в массиве.
9. Группа, состоящая из n студентов, сдает нормы ГТО по метанию гранаты. Результат каждого студента хранится в ЭВМ, определить, сколько студентов выполнило норму ГТО.
10. Данные об оценках абитуриентов за экзамен хранятся в виде массива. Составьте блок-схему и программу определения числа абитуриентов сдавших экзамен.
Задание 6 (Подпрограммы)
1. Найти средние значения для элементов массивов Х(10),Y(15), Z(20).
2. Найти наибольшие элементы массивов Х(10),Y(16), Z(25).
3. Вычислить суммы элементов, для массивов Х(10), Y(20), Z(25).
4. Вычислить суммы элементов главных диагоналей матриц A(10,10),B(15,15),C(20,10).
5. Подсчитать число нулевых элементов для матрицA(15,18), B(10,15), С(14,18).
6. Вычислить наименьшие элементы массивовХ1(15),Х2(20).
7. Определить число положительных элементов в массивах X(10), Y(20), Z(15).
8. Вычислить суммы положительных элементов X(8),Y(18),Z(12)
9. Найти место расположения наибольших элементов массивов Х(10) иY(16).
10. Найти суммы квадратов элементов массивов (10,10),B(15,15),C(20, 10).
Задание 7 (Строки)
1.Определить, сколько раз в тексте встречается буква А.
2.В заданном тексте везде заменить буквы «А» на буквы «О».
3. В заданном тексте удалить часть текста, заключенную в скобки (вместе со скобками).
4. Определить количество слов в тексте.
5. Проверить, имеется ли в заданном тексте баланс открывающих и закрывающих скобок.
6. В заданном тексте удалить лишние пробелы, оставляя только по одному пробелу между словами.
7. В заданном тексте определить количество слов, у которых первая буква совпадает с первой буквой первого слова.
8. В заданном тексте определить количество слов, у которых первая буква совпадает с последней буквой первого слова.
9. В заданном тексте отредактировать заданное предложение, заменяя многоточия точкой.
10.В заданном тексте заменить последовательность символов “ОЗУ” на “ОП” и подсчитать число произведенных замен.
УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Для изображения алгоритмов решения задач используйте блок-схемы. Правила оформления блок-схем в соответствии с ГОСТ 19.701-90, перечень, наименование, обозначения символов, используемых в блок-схемах, а также соотношения геометрических элементов приведены в таблице А.1
Задание 2
Решение всех предлагаемых задач представляет собой линейный алгоритм. Для реализации программы используйте стандартные функции языка Pascal.
Задание 3
1.Для решения задачи организуйте ввод наименование и вес конфет. В зависимости от введенного названия определите стоимость покупки.
2. Для решения задачи организуйте ввод температуры. Если её значение превысило 60С, то выводить сообщение «Пожарная ситуация».
3.Для решения задачи организуйте ввод трех чисел. Учитывайте, что
max=а, если a>b и a>c
max=b, если b>a и b>c
max=c, если c>a и c>b.
4.Для решения задачи организуйте ввод m и n и сравните эти значения между собой. Выводите соответствующее сообщение.
5.Для решения задачи организуйте ввод исходного значения. Число является четным, если остаток от деления его на два равен нуля, т.е. x mod 2 =0. Можно использовать функцию odd(x). Она возвращает значение true для для нечетного аргумента.
6.Для решения задачи организуйте ввод исходного значения. Для нахождения остатка используйте операцию mod и выводите соответствующее сообщение.
7.Для решения задачи организуйте ввод возраста и анализируйте числовое значение с выводом соответствующего сообщения. Учитывайте, что 3-6 лет – дошкольник, 7-17 лет ученик, 18-55 лет –работник, более 55 лет – пенсионер.
8.Для решения задачи организуйте ввод числа. Учитывайте, что любое трехзначное число можно представить mnk=m*100+n*10+k. Используйте операции целочисленного деления div и нахождения остатка от числа mod.
9.Для решения задачи организуйте ввод полученных на конкурсе баллов для каждого участника. Найдите сумму баллов для каждого и сравните тир полученных значения между собой. Учитывайте рекомендации для задачи 3.
10.Для решения задачи организуйте ввод стоимости книг и суммы денег, внесенных покупателем. Сравните введенные значения и выведите соответствующее сообщение.
Задание 4
1.Для решения задачи организуйте ввод n. Учитывайте, что n должно быть меньше 100. Задайте начальное значение суммы равное нулю. Рекомендуется использовать цикл с параметром.
2.Для решения задачи рекомендуется использовать цикл с параметром. Для каждого значения в дюймах определяйте значение в сантиметрах.
3.Для решения задачи рекомендуется использовать цикл с предусловием шаг изменения значения переменной равен двум. Начальное значение переменной равно 2.
4.Для решения задачи организуйте ввод n. Задайте начальное значение суммы равное нулю. Рекомендуется использовать цикл с параметром.
5.Для решения задачи рекомендуется использовать цикл с предусловием шаг изменения значения переменной равен двум. Начальное значение переменной равно 1.
6.Для решения задачи рекомендуется использовать цикл с постусловием. В теле цикла организуйте запрос роста и вывода идеального веса. Организуйте выход из цикла в случае, когда введенное значение равно 250.
7.Для решения задачи рекомендуется использовать цикл с постусловием. В теле цикла организуйте запрос символа проверьте его принадлежность диапазону ‘A’..’Ю’ с выводом соответствующего комментария. Завершение работы цикла по нажатии буквы "Я".
8.Для решения задачи рекомендуется использовать цикл с постусловием или цикл с предусловием. Определите начальное значение х=а. В теле цикла для каждого x определяйте и выводите значение Y. Условие выхода из цикла x=b. Шаг изменение х равен 0,1.
9.Для решения задачи рекомендуется использовать цикл с предусловием шаг изменения значения переменной равен двум. Начальное значение переменной равно 1.
10.Для решения задачи рекомендуется использовать цикл с параметром n соответствующему показателю степени числа 2, т.к 1+2+4+8+...+210 = 20+21+22+23+...+210.
Задание 5
1. Нужно просуммировать отдельно рост мальчиков и рост девочек, а также подсчитать число мальчиков и девочек, а затем разделить суммарный рост на число девочек или мальчиков. Рост сравнивать с нулем и в зависимости от значения прибавлять очередной рост к соответствующей сумме.
2. Необходимо выполнить ввод оценки одного студента. Значение оценки сравнить с числом 3. При значении больше 3, следует количество студентов, не имеющих оценок 2 и 3, следует увеличить на 1.
1. Организовать цикл по номеру студента. Ввести значение оценки. Если очередная оценка — 2, то к числу неуспевающих студентов нужно прибавить 1.
2. Решение задачи сводится к нахождению минимального значения. Первоначально возьмите за минимальное значение первый элемент массива(результат первого спортсмена). Очередной результат нужно сравнивать с минимальным результатом. Как только встречается результат, меньший минимального, то он и становится минимальным.
3. Если вес очередного ученика меньше 30 кг, то к количеству молока, нужно прибавить 0,2.
4. Использовать два массива. Массив фамилий и массив, содержащий рост учащихся. Если значение из массива роста больше 170 см, то вывести на экран соответствующее значение из массива фамилий.
5. Использовать два массива. Массив фамилий и массив, содержащий результат спортсмена. Очередной результат нужно сравнивать с нормой ГТО по бегу. Как только встречается результат, меньший либо равный норме, то увеличить число спортсменов сдавших ГТО на 1. и вывести значение соответствующего элемента из массива фамилий.
6. В цикле, тело которого должно выполняться n раз, организовать диалог с заказчиком и в зависимости от его ответов на вопросы: «Какой материал?», «Какой фасон?», «Сколько пуговиц?» увеличивать значение стоимости платья на соответствующую величину. Результаты стоимости заносить в массив. По окончании массив распечатать.
7. Очередной результат нужно сравнивать с нормой ГТО по метанию гранаты. Как только встречается результат, меньший либо равный норме, то увеличить число спортсменов сдавших норму ГТО на 1.
8. Организовать цикл по номеру абитуриента. Ввести значение оценки. Если очередная оценка больше 2, то к числу сдавших экзамен абитуриентов нужно прибавить 1.
Задание 6
Для всех задач формирование массивов оформить в основной программе, а обработку оформить в процедуре в соответствии с рекомендациями.
1. Для нахождения средних значений найдите сумму элементов формального массива и результат разделите на количество элементов входящих в массив
2. Для нахождения наибольшего значения формального массива первоначально возьмите за максимальное значение первый элемент массива. Очередной элемент, начиная со второго, нужно сравнивать с максимальным. Как только встречается значение, большее максимального, то оно и становится максимальным значением.
3. Для нахождения суммы элементов формального массива организуйте суммирование в цикле с заданным числом повторений.
4. Для нахождения элементов расположенных на главной диагонали формального массива учитывайте, что элемент, расположенный на главной диагонали имеет одинаковые номер строки и столбца.
5. Для подсчета число нулевых элементов организуйте проверку каждого элемента на равенство его с нулем. Если заданное условие будет выполняться, то значение счетчика числа нулевых элементов увеличивайте на единицу.
6. Для нахождения наименьшего значения формального массива первоначально возьмите за минимальное значение первый элемент массива. Очередной элемент, начиная со второго, нужно сравнивать с минимальным. Как только встречается значение, меньшее минимального, то оно и становится минимальным значением.
7. Для подсчета числа положительных элементов сравните значение элемента с нулем. Если элемент больше нуля, то значение счетчика числа положительных элементов увеличивайте на единицу.
8. Для подсчета суммы положительных элементов сравните значение элемента с нулем. Если элемент больше нуля, то значение суммы положительных элементов увеличивайте на значение этого элемента.
9. Для нахождения наибольшего значения формального массива первоначально возьмите за максимальное значение первый элемент массива и зафиксируйте индекс этого элемента. Очередной элемент, начиная со второго, нужно сравнивать с наибольшим. Как только встречается значение, большее максимального, то оно и становится максимальным значением, а номер максимального элемента переопределяется в соответствии со значение индекса элемента массива.
10. Для нахождения суммы элементов формального массива организуйте суммирование в цикле с заданным числом повторений квадрата каждого элемента формального массива.
Задание 7
1.Определите длину текста. Выделяйте по одному символу из текста и сравнивайте его с символом «А». При совпадении к сумме числа символов «А» прибавляйте 1.
2.Определите длину текста. Выделяйте по одному символу из текста и сравнивайте его с символом «А». При совпадении произведите переприсваивание значения «О».
3.Найти позицию символа «(». Часть исходного текста до «(» переслать в новый текст Q. Дальнейший просмотр исходного текста осуществлять с позиции, следующей за позицией символа «(»до встречи символа «)». Оставшуюся часть теста после «)» переслать в новый текст Q.
4.Учитывайте, что число слов в тексте на 1 больше чем число пробелов(учитываем, что между словами по одному пробелу.).
5.Определите длину текста. Выделяйте по одному символу из текста и сравнивайте его с символом «(»и «)». При каждом совпадении к двум разным переменным прибавляйте по 1. Сравните значения этих переменных. Если эти значения совпадают, то баланс есть.
6.Определите длину текста. Выделяйте по одному символу из текста и сравнивайте его с символом пробел. При совпадении сравните следующий символ с пробелом. Если совпадение произошло, то удалите второй символ и сделайте шаг назад, в противном случае проверяйте следующий символ.
7.Выделите и зафиксируйте первую букву первого слова. Определите длину текста. Выделяйте по одному символу из текста начиная со второго и сравнивайте его с зафиксированным символом. При совпадении к количеству слов совпадающих с первой буквой первого слова прибавляйте 1.
8.Выделите и зафиксируйте последнюю букву первого слова(она расположена перед первым встречающимся пробелом). Определите длину текста. Выделяйте по одному символу из текста начиная с первого пробела и сравнивайте его с зафиксированным символом. При совпадении к количеству слов совпадающих с первой буквой первого слова прибавляйте 1.
9.Определите длину текста. Выделяйте по одному символу из текста и сравнивайте его с символом «.». При совпадении сравните следующий символ с символом «.». Если совпадение произошло, то удалите второй символ и сделайте шаг назад, в противном случае проверяйте следующий символ.
10.Определите длину текста. Выделяйте по три символа и сравнивайте их с «ОЗУ». Если совпадение произошло, то удаляйте эти три символа и вставляйте «ОП».
ПРИЛОЖЕНИЕ А
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Марченко А.И. Марченко Л.А. под ред. Тарасенко В.П. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0.- 5-е издание, дополн. и перераб.- К.: Век+, 1999.- 464с.
2 Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников – учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.-528с.
3 Аляев Ю.А. Алгоритмизация и языки программирования Pascal, С++, Visual Basic: учебное справочное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002.-320с.
4 Васильев П.П. Турбо Паскаль в задачах и примерах. Освой самостоятельно: учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 496с.
5 Епанешников А., Епанешников В. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0.- 4-е издание испр. и дополн.- М.: «Диалог МИФИ», 2002.- 657с.
6 Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi – 2-е издание, перераб. и дополн. – СПб.:БХВ- Петербург,2001.- 416с.
7 Немнюгин С.А. Turbo Pascal .- СПб.: Питер, 2002.- 496с.
8 Климова Л.М. Pascal 7.0. Практическое программирование: Решение типовых задач.- М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2002.- 528с.
9 Грызлов В.И. Грызлова Т.П. Turbo Pascal 7.0- 3-е издание, испр. И дополн. – М.: ДМК, 2002.- 416с.
10 Фаронов В.В. Turbo Pascal 7.0. Начальный курс. Учебное пособие.- М.: “Нолидж”, 1997.- 616с.
11 Turbo Pascal 7.0.- К.: Издательская группа BHV, 1996.- 448с.
12 Фаронов В.В. Turbo Pascal 7.0 Практика программирования. Учебное пособие. - М.: “Нолидж”, 1997. – 432с.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б