Социальные группы населения и покупка товара Х
На душу населения (в среднем за месяц)
Группы населения по уровню дохода | Численность населения, % к итогу | Товарооборот на душу населения, руб. на 100 чел. | ||
Базисный период | Текущий период | Базисный период | Текущий период | |
Высокообеспеченные | ||||
Среднеобеспеченные | ||||
Малообеспеченные | ||||
Для вычисления индексов (3.3.5)-(3.3.7) составим расчетную табл. 3.3.3.
Таблица 3.3.3
Расчетные показатели
i | |||
Подставляя суммы в итоговой строке табл. 3.3.2 в формулы (3.3.5)-(3.3.7), вычислим индексы:
, ,
.
Проверим вычисления: .
Таким образом, в текущем периоде по сравнению с базисным:
1) в результате изменения товарооборота на душу населения и удельных весов групп населения товарооборот уменьшился на 11% (89-100);
2) в результате изменения товарооборота на душу населения товарооборот уменьшился на 7% (93-100);
3) в результате изменения удельных весов групп населения товарооборот уменьшился на 4% (96-100).
Упражнение 3.3.4. По данным табл. 3.3.4 оцените влияние социальных групп населения на товарооборот товара X.
Таблица 3.3.4
Социальные группы населения и покупка товара Х
На душу населения (в среднем за месяц)
Группы населения по уровню дохода | Численность населения, % к итогу | Товарооборот на душу населения, руб. на 100 чел. | ||
Базисный период | Текущий период | Базисный период | Текущий период | |
Высокообеспеченные | ||||
Среднеобеспеченные | ||||
Малообеспеченные |
При изучении товарного предложения необходимо четко представлять себе, какие потребности удовлетворяет товар на конкретном рынке, в каких областях и как он будет использован покупателем.
Схема анализа товарного предложения приведена на рис. 3.3.4.
3.3.4. Схема анализа товарного предложения
Анализ предложения товара следует начинать с поиска необходимой информации. В случае, когда ее не достаточно, можно воспользоваться следующими источниками информации:
· доверительные беседы с компетентными сотрудниками;
· аналитический обзор специальной литературы;
· изучение рекламы конкурентов;
· изучение брошюр, издаваемых патентными службами;
· ежедневный просмотр экономической прессы;
· посещение ярмарок, конкурсов и выставок;
· просмотр специальных телевизионных программ;
· беседы с клиентами и поставщиками;
· дискуссии с руководителями подразделений;
· изучение и анализ предложений сотрудников предприятия;
· беседы с консультантами.
Для обработки полученной информации применяют различные методы. Один из них - функциональный анализ, с помощью которого определяют, какие новые функции производимая предприятием продукция может выполнять или какие функции, уже реализуемые на товарном рынке, она выполняет лучше.