Практическая работа №8
Тема: расчет реализационной эффективности техники методом регрессионных остатков.
Цель: научиться определять реализационную эффективность техники.
Теоретические сведения.
Контроль за технической подготовленностью, или за техническим мастерством, заключается в оценке того, что спортсмен умеет делать и как он выполняет освоенные движения.
Эффективность техники включает в себя следующие показатели:
Показатели сравнительной (дискриминативной) эффективности – усредненная техника спортсменов высокой квалификации.
Показатели реализационной эффективности – реализации двигательного потенциала, функциональной экономизации.
Для определения абсолютной эффективности техники исследуемые движения сопоставляются с эталонными, выбранными на основе биомеханических, физиологических, психологических и эстетических движений.
Методы оценки эффективности техники, основанные на реализации двигательного потенциала, заключается в сопоставлении результата показанного в соревновательном упражнении с тем достижением, которое спортсмен мог бы показать, если бы обладал отличной (эффективной) техникой.
В упрощенном варианте двигательный потенциал может быть представлен одним показателем. Например: максимальной силой мышц спины у тяжелоатлетов. Для всесторонней оценки нужно, как правило, 2-5 показателей. Составив уравнение регрессии типа y=a+bx, где: y – результат упражнения, которое оценивается, а x результат в тесте, который характеризует двигательный потенциал, можно рассчитать должный, т.е. соответствующий двигательному потенциалу результат. Если должный и действительный результат совпадают, уровень технического мастерства считается средним. Больший результат свидетельствует о высоком уровне технического мастерства, меньший – о низком. Критерием оценки служит остаточное среднее квадратическое отклонение (формула 20).
(20)
где – стандартное отклонение оцениваемого упражнения, а – коэффициент корреляции Браве-Пирсона.
Пример.
Условие: оцените двигательный потенциал тяжелоатлета толкнувшего штангу (y кг) по высоте прыжка с места (x см). Попытки выполнения упражнений представлены в таблице 12. значения контрольных попыток составили: х=70см, у=120кг.
Таблица12.
№ попытки спортсмена | ||||||||||
Y, кг | ||||||||||
X, см |
Решение:
Для определения двигательного потенциала спортсмена необходимо нанести на корреляционное поле линию регрессии y=a+bx. Чтобы рассчитать коэффициенты уравнения a и b необходимо воспользоваться формулами (20) и (21):
(21)
где: и – средние значения результатов двух упражнений, b – рассчитывается по формуле:
(22)
где: и – стандартные отклонения двух упражнений, а – коэффициент корреляции Браве-Пирсона, который рассчитывается по формуле 22.
(23)
Чтобы выполнить данные расчеты необходимо заполнить таблицу 13
Таблица 13.
№ попытки спортсмена | |||||||||||
Y, кг | |||||||||||
X, см | |||||||||||
-36 | -51 | -21 | -36 | ||||||||
-9,7 | 2,3 | 8,3 | -17,7 | 4,3 | 9,3 | 5,3 | -9,7 | 2,3 | 5,3 | ||
( )( ) | 349,2 | 9,2 | 199,2 | 902,7 | 60,2 | 409,2 | 127,2 | 203,7 | -82,8 | 180,2 | |
( )2 | |||||||||||
( )2 | 94,09 | 5,29 | 68,89 | 313,29 | 22,09 | 86,49 | 28,09 | 94,09 | 5,29 | 28,09 | 745,7 |
Далее наносим на график (рис. 6) корреляционное поле, линию уравнения регрессии (у=-71,38+2,83х) и границы остаточного среднеквадратического отклонения (ф-ла 20). Далее наносим на полученный график точку с координатами контрольного упражнения.
Рис. 6. Линия уравнения регрессии.
Сплошная линия – линия уравнения регрессии (у=-71,38+2,83х), пунктирные линии – границы остаточного среднеквадратического отклонения , – контрольное упражнение, ♦ – попытки спортсмена, вошедшие в выборку.
Выводоб эффективности техники спортсмена делаем пользуясь критерием: в интервале – отлично, – хорошо, – удовлетворительно, – плохо. В данном случае точка контрольного упражнения попадает в зону , что говорит об удовлетворительной реализационной эффективности техники.
Ход работы.
1. Из таблиц 14 и 15 выбрать вариант задания. По данным своего варианта задачи заполнить таблицу 13, выполняя следующие действия:
1. вычислить среднее арифметическое по признакам x и y;
2. вычислить разность и ;
3. получить произведения ( )( );
4. рассчитать квадраты разностей ( )2 и ( )2.
2.Найти и – стандартные отклонения двух упражнений.
3.По формуле 23 определить .
4.Найти по формуле 22 коэффициент b.
5.Коэффициент a вычисляется по формуле 21.
6.Нанести на график линию регрессии y=a+bx.
7.Вычислить остаточное среднеквадратическое отклонение уравнения регрессии по формуле 20.
8.Нанести границы на график регрессии.
9.Нанести на график результат контрольного упражнения и оценить реализационную эффективность техники.
10.Сделайте вывод об эффективности техники спортсмена.
ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.
Таблица 14.
Результаты спортсмена.
№ попытки | ||||||||||
У, кг | ||||||||||
Х, см | ||||||||||
№ попытки | ||||||||||
У, кг | ||||||||||
Х, см |
Таблица 15.
Варианты.
№ варианта | Номера попыток спортсменов вошедшие в выборку | Контрольные упражнения |
1, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 | ||
2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 17 | ||
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 | ||
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 | ||
1, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 20 | ||
2, 4, 5, 7, 15, 16, 17, 18, 19, 20 | ||
1, 2, 3, 7, 11, 14, 15, 16, 17, 18 | ||
1, 2, 3, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18 | ||
4, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 19 | ||
3, 4, 5, 8, 11, 14, 16, 18, 19, 20 | ||
2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 19, 20 | ||
3, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16, 19 | ||
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 | ||
4, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15 19 | ||
7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19 |
Контрольные вопросы.
1. Контроль за технической подготовленностью спортсмена.
2. Контроль за объемом, разносторонностью и эффективностью техники.
3. Методы определения абсолютной, сравнительной и реализационной эффективности техники.
4. Виды оценки эффективности техники.
5. Контроль за освоенностью техники.
6. Контроль за тактической подготовленностью спортсмена.