Практическая работа №8

Тема: расчет реализационной эффективности техники методом регрессионных остатков.

Цель: научиться определять реализационную эффективность техники.

Теоретические сведения.

Контроль за технической подготовленностью, или за техническим мастерством, заключается в оценке того, что спортсмен умеет делать и как он выполняет освоенные движения.

Эффективность техники включает в себя следующие показатели:

Показатели сравнительной (дискриминативной) эффективности – усредненная техника спортсменов высокой квалификации.

Показатели реализационной эффективности – реализации двигательного потенциала, функциональной экономизации.

Для определения абсолютной эффективности техники исследуемые движения сопоставляются с эталонными, выбранными на основе биомеханических, физиологических, психологических и эстетических движений.

Методы оценки эффективности техники, основанные на реализации двигательного потенциала, заключается в сопоставлении результата показанного в соревновательном упражнении с тем достижением, которое спортсмен мог бы показать, если бы обладал отличной (эффективной) техникой.

В упрощенном варианте двигательный потенциал может быть представлен одним показателем. Например: максимальной силой мышц спины у тяжелоатлетов. Для всесторонней оценки нужно, как правило, 2-5 показателей. Составив уравнение регрессии типа y=a+bx, где: y – результат упражнения, которое оценивается, а x результат в тесте, который характеризует двигательный потенциал, можно рассчитать должный, т.е. соответствующий двигательному потенциалу результат. Если должный и действительный результат совпадают, уровень технического мастерства считается средним. Больший результат свидетельствует о высоком уровне технического мастерства, меньший – о низком. Критерием оценки служит остаточное среднее квадратическое отклонение Практическая работа №8 - student2.ru (формула 20).

Практическая работа №8 - student2.ru (20)

где Практическая работа №8 - student2.ru – стандартное отклонение оцениваемого упражнения, а Практическая работа №8 - student2.ru – коэффициент корреляции Браве-Пирсона.

Пример.

Условие: оцените двигательный потенциал тяжелоатлета толкнувшего штангу (y кг) по высоте прыжка с места (x см). Попытки выполнения упражнений представлены в таблице 12. значения контрольных попыток составили: х=70см, у=120кг.

Таблица12.

№ попытки спортсмена
Y, кг
X, см

Решение:

Для определения двигательного потенциала спортсмена необходимо нанести на корреляционное поле линию регрессии y=a+bx. Чтобы рассчитать коэффициенты уравнения a и b необходимо воспользоваться формулами (20) и (21):

Практическая работа №8 - student2.ru (21)

где: Практическая работа №8 - student2.ru и Практическая работа №8 - student2.ru – средние значения результатов двух упражнений, b – рассчитывается по формуле:

Практическая работа №8 - student2.ru (22)

где: Практическая работа №8 - student2.ru и Практическая работа №8 - student2.ru – стандартные отклонения двух упражнений, а Практическая работа №8 - student2.ru – коэффициент корреляции Браве-Пирсона, который рассчитывается по формуле 22.

Практическая работа №8 - student2.ru (23)

Чтобы выполнить данные расчеты необходимо заполнить таблицу 13

Таблица 13.

№ попытки спортсмена Практическая работа №8 - student2.ru
Y, кг
X, см
Практическая работа №8 - student2.ru -36 -51 -21 -36  
Практическая работа №8 - student2.ru -9,7 2,3 8,3 -17,7 4,3 9,3 5,3 -9,7 2,3 5,3  
( Практическая работа №8 - student2.ru )( Практическая работа №8 - student2.ru ) 349,2 9,2 199,2 902,7 60,2 409,2 127,2 203,7 -82,8 180,2
( Практическая работа №8 - student2.ru )2
( Практическая работа №8 - student2.ru )2 94,09 5,29 68,89 313,29 22,09 86,49 28,09 94,09 5,29 28,09 745,7

Практическая работа №8 - student2.ru

Практическая работа №8 - student2.ru

Практическая работа №8 - student2.ru

Практическая работа №8 - student2.ru

Практическая работа №8 - student2.ru

Практическая работа №8 - student2.ru

Практическая работа №8 - student2.ru

Практическая работа №8 - student2.ru

Практическая работа №8 - student2.ru

Далее наносим на график (рис. 6) корреляционное поле, линию уравнения регрессии (у=-71,38+2,83х) и границы остаточного среднеквадратического отклонения Практическая работа №8 - student2.ru (ф-ла 20). Далее наносим на полученный график точку с координатами контрольного упражнения.

Практическая работа №8 - student2.ru

Практическая работа №8 - student2.ru

Рис. 6. Линия уравнения регрессии.

Практическая работа №8 - student2.ru Сплошная линия – линия уравнения регрессии (у=-71,38+2,83х), пунктирные линии – границы остаточного среднеквадратического отклонения Практическая работа №8 - student2.ru , Практическая работа №8 - student2.ru – контрольное упражнение, ♦ – попытки спортсмена, вошедшие в выборку.

Выводоб эффективности техники спортсмена делаем пользуясь критерием: в интервале Практическая работа №8 - student2.ru – отлично, Практическая работа №8 - student2.ru – хорошо, Практическая работа №8 - student2.ru – удовлетворительно, Практическая работа №8 - student2.ru – плохо. В данном случае точка контрольного упражнения попадает в зону Практическая работа №8 - student2.ru , что говорит об удовлетворительной реализационной эффективности техники.

Ход работы.

1. Из таблиц 14 и 15 выбрать вариант задания. По данным своего варианта задачи заполнить таблицу 13, выполняя следующие действия:

1. вычислить среднее арифметическое по признакам x и y;

2. вычислить разность Практическая работа №8 - student2.ru и Практическая работа №8 - student2.ru ;

3. получить произведения ( Практическая работа №8 - student2.ru )( Практическая работа №8 - student2.ru );

4. рассчитать квадраты разностей ( Практическая работа №8 - student2.ru )2 и ( Практическая работа №8 - student2.ru )2.

2.Найти Практическая работа №8 - student2.ru и Практическая работа №8 - student2.ru – стандартные отклонения двух упражнений.

3.По формуле 23 определить Практическая работа №8 - student2.ru .

4.Найти по формуле 22 коэффициент b.

5.Коэффициент a вычисляется по формуле 21.

6.Нанести на график линию регрессии y=a+bx.

7.Вычислить остаточное среднеквадратическое отклонение уравнения регрессии по формуле 20.

8.Нанести границы Практическая работа №8 - student2.ru на график регрессии.

9.Нанести на график результат контрольного упражнения и оценить реализационную эффективность техники.

10.Сделайте вывод об эффективности техники спортсмена.

ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.

Таблица 14.

Результаты спортсмена.

№ попытки
У, кг
Х, см
 
№ попытки
У, кг
Х, см

Таблица 15.

Варианты.

№ варианта Номера попыток спортсменов вошедшие в выборку Контрольные упражнения
1, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16
2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 17
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20
1, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 20
2, 4, 5, 7, 15, 16, 17, 18, 19, 20
1, 2, 3, 7, 11, 14, 15, 16, 17, 18
1, 2, 3, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18
4, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 19
3, 4, 5, 8, 11, 14, 16, 18, 19, 20
2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 19, 20
3, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16, 19
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
4, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15 19
7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19

Контрольные вопросы.

1. Контроль за технической подготовленностью спортсмена.

2. Контроль за объемом, разносторонностью и эффективностью техники.

3. Методы определения абсолютной, сравнительной и реализационной эффективности техники.

4. Виды оценки эффективности техники.

5. Контроль за освоенностью техники.

6. Контроль за тактической подготовленностью спортсмена.

Наши рекомендации