Упражнение «Настроение». 10 мин

Цель: определение эмоционального состояния участников.

Ведущий предлагает ребятам рассказать о своем настроении, проассоциировав его с погодой.

Упражнение «Гордиев узел». 15 мин

Цель:сплочение участников группы.

Ведущий предлагает участникам встать в круг и вытянуть левые руки в центр круга. Затем каждый берет за руку одного из участников, только не соседа. После этого каждый участник вытягивает правую руку и находит чью-либо свободную руку. Нельзя держать обе руки одного и того же человека. В результате получится узел, группа старается, не разрывая соединения рук, распутать его. Необходимо следить за тем, чтобы никому не причинить боль.

Обсуждение:

Понравилось ли вам упражнение?

Старался ли кто-то руководить процессом?

Какая была обстановка в группе?

Всем ли было комфортно работать?

Что можно было бы улучшить в выполнении упражнения.

Упражнение «Воздушный шар». 35 мин

Цель: формирование умения работать в группе и принимать коллективное решение.

Ведущий произносит текст визуализации:

«Закройте глаза. Представьте себе, что мы все летим на воздушном шаре. Под нами - океан. Над нами - голубое небо. Светит солнце. Рядом друзья. Дует легкий свежий ветерок. Но вот приближается туча. Начинает накрапывать дождик. Слышны раскаты грома. Страшные птицы летают над нами. Одна из них своим клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно начинаем падать.»

Ведущий предлагает участникам открыть глаза и произносит: « Вы попали в экстремальную ситуацию. Впереди – остров. О нем вы ничего не знаете. На шаре много груза. Если вы выбросите все вещи сразу, то пролетите мимо острова и утонете. Если ничего не выбросите, то не долетите до острова и тоже утонете. Выход один – вы должны выбросить все вещи, но сделать это нужно постепенно.

Сейчас каждый из вас в течение 5 минут в своей тетради выполнит задание 2.

После выполнения задания ведущий предлагает группе прийти к общему мнению в выборе вещей:

«Перед вами – карточки с названиями вещей. Каждая карточка – это коробка. Поэтому, если названия написаны на одной карточке, нельзя выбросить одну вещь, а другую оставить — их можно выбрасывать только вместе.

При выборе вещей, которые вы будете выбрасывать, у вас могут возникнуть разные мнения. В нашей игре есть важное условие: вещь считается выброшенной только в том случае, когда все участники согласны с этим решением. Если согласны все, карточка сдается ведущему. Не пренебрегайте своим мнением, если считаете не так, как вся группа. Постарайтесь доказать свою правоту, но и не упирайтесь, если не можете доказать, а то протянете время и упадете. Короче говоря, действуйте, думайте, 10 минут – ваши. Время пошло.

Обсуждение:

Как вы себя чувствуете?

Понравилось ли вам путешествие?

Согласны ли вы были с итоговым списком?

Высказали ли вы свое мнение? Прислушивались ли участники к вашему мнению? Как

вы думаете, почему?

Приходилось ли вам когда-либо отстаивать свою точку зрения? Насколько удачно?

Какие выводы сделали из этого упражнения?

Упражнение «Образуйте круг». 15 мин

Цель: создать условия для развития доверия участников друг к другу.

Все участники молча ходят по комнате с закрытыми (вариант – с завязанными) глазами, держа руки перед собой ладонями наружу. По сигналу ведущего участники образуют круг, взявшись за руки. Затем садятся на пол, не отпуская рук.

Обсуждение:

Как вы себя чувствовали во время выполнения упражнения?

Каким образом каждый из вас помогал группе выполнить задание?

Какие выводы сделали?

Игры - активаторы.

Распутайтесь.
Эта игра очень хорошо сближает членов группы. Модератор просит всю группу встать в одну очень тесную кучу, как можно плотнее друг к другу. Затем все должны закрыть глаза и поднять руки вверх. Не открывая глаз, каждый участник для каждой своей руки должен найти руку другого члена группы и сцепить с ним руки. Иногда это бывает не просто сделать - модератор как единственный "зрячий" может помочь участникам найти свободные руки. Как только все руки будут сцеплены, модератор просит группу открыть глаза и опустить руки, не расцепляя их. Теперь, не разнимая рук, группа должна найти способ распутаться и встать в один большой круг. Единственное, что разрешено, - это поворачивать
свою руку в руке партнера, не отпуская ее. Задание может оказаться достаточно сложным, и модератору иногда приходится прийти на помощь. Но даже если окончательный результат не достигнут, сам процесс проходит, как правило, очень живо и весело.

Ветер дует.
Тоже достаточно популярная "семинарская" игра. Группа сидит на стульях в кругу. Модератор говорит, что по его команде ветер сдует кого-то со стульев, то есть те, кого он назовет, должны быстро поменяться местами. Сам он стоит без стула. Возможные варианты команды:
"Ветер дует и сдувает всех, кто в чем-нибудь белом!" или "... всех, кто в брюках" или "... всех, кто любит петь" и так далее. Пока названные участники пересаживаются, модератор должен успеть занять свободный стул. Игрок, которому не досталось стула, становится новым ведущим и дает свое задание на "ветер дует".

Пятка к пятке.
Эту игру хорошо проводить под магнитофон. Количество участников должно быть четным, то есть модератор или участвует, или не участвует в игре. По команде "Двигаемся" или по началу музыки участники начинают произвольно двигаться по комнате, через какое-то время модератор останавливает музыку или просто говорит "стоп!" и дает команду "Пятка к пятке!" Участники должны быстро объединиться в пары и приставить свои пятки пяткам соседа. Снова звучит музыка,
снова все двигаются до новой команды.
Варианты команд: "Носок к носку", "Нос к носу!", "Ухо к уху!", "Локоть к локтю по ять!" (то есть участники должны объединиться в группы по пять человек) и так далее.

Равняйсь вслепую!
Все участники встают в круг и зажмуривают глаза. По сигналу модератора ни должны все встать в одну шеренгу руг за другом по росту. Участники не могут разговаривать, а могут только прислоняться друг к другу, ощупывать друг друга по голове и так далее. Процесс, как правило, занимает достаточно много времени, причем некоторые участники могут уйти в сторону от основной группы. Модератор может их развернуть и направить в нужное место. Очень хорошо проводить эту игру под музыку. Когда все встанут в шеренгу, модератор дает команду открыть глаза. Результат, как правило, бывает далек от идеала и вызывает много смеха.

Джефф.
Игра заключается в том, что тренер задает два вопроса:
1. Человек - хозяин своей судьбы;
2. Употребление алкоголя вредно.
Даются варианты ответов:
Да;
Да, но;
Нет;
Особое мнение.
Участникам необходимо выбрать один из вариантов ответа на каждый вопрос и аргументировать свое мнение.

Дело в шляпе.
Цвет Название Обязанности
Белый Эрудит Цифры, ситуации, статистика, в общем, факты без комментариев
Дополняет, предлагает варианты реализации этой же идеи
Красный Душа компании Эмоции, интуиция, отсутствие логики, оценка может быть положительной, может быть отрицательной без видимых причин или разумных объяснений
Преодолевает критику, говорит о способах минимизировать риск провала
Зеленый Творец Подает идею, записывая ее суть на карточку, и передает ее презентатору
Черный Критик критикует, придирается, ищет препятствия и помехи
Желтый Презентатор Представляет идею группе, расцвечивая ее деталями и рисуя "потрясающие результаты"
Синий Секретарь записывает все ценные идеи, предложения, подробности, при необходимости уточняет их


Падающий листок.
Играющие стоят в кругу лицом внутрь. Водящий, находящийся в центре круга, поднимает вверх руку с листом бумаги формата А4 и, назвав чье-нибудь имя, отпускает его. Задача того, кого назвали добежать до листка и поймать его, пока тот не приземлился на пол. Если попытка не удалась, прежний водящий остается и пытается передать листок снова, но другому игроку, иначе водящим становится тот, кто ловит листок.

Мамонт
Играющие сидят в кругу лицом внутрь, каждый из участников отождествляет себя с каким-либо животным и сообщает об этом всем остальным участникам. Животные не должны повторяться! Одно из мест в кругу должно остаться свободным, в центре круга находится водящий. Задача того, кто сидит справа от свободного места, хлопнуть по нему рукой и назвать одно из животных, сидящих в круге, после чего названное животное пересаживается на свободное место и таким образом оно мигрирует по всему кругу. Задача же водящего состоит в том, чтобы занять свободное место, пока сидящий справа от него не успел сориентироваться и назвать кого-нибудь или если он назвал животное, "не существующее в природе". Тот, кто лопухнулся, то есть позволил водящему сесть, занимает его место.

Сантики-Фантики.
Играющие стоят в кругу лицом внутрь. Один из них выбирается водящим и удаляется, а все остальные, пока его нет, загадывают кого-нибудь одного из круга. Затем все начинают ритмично хлопать в ладоши и повторять: "Просим! Просим!". Это служит водящему сигналом вернуться, когда же он возвращается и встает в центр круга, все начинают повторять фразу: "Сантики-Фантики-Лимпомпо!". Движения, которое им приходится повторять показывает тот, кого загадали. Желательно, чтобы движения были бодрыми и разогревающими, кроме того, показывающий должен время от времени движения менять (так что, остальным приходится быть начеку!) Задача водящего - с трех раз отгадать, кто показывает движения. Если это ему удается, новым водящим становится показывающий, иначе - водящий остается, а показывающий выбирается заново.

Посикота.
Играющие встают в круг лицом внутрь, взявшись за руки. В центре водящий с платочком в руке. Играющие идут по кругу и поют две строчки какой-нибудь всем известной песни. Когда вторая строчка заканчивается, водящий опускает платочек на сцепленные руки кого-нибудь из играющих. Те, на чьи руки он опустил платочек, бегут в противоположные стороны по внешней снаружи от круга, повстречавшись друг с другом, он кланяются по-японски и говорят "Посикота, посикота", а затем бегут дальше. Пока они бегают, водящий держит платочек на вытянутой руке, тот, кто первым добежит обратно и выдернет у него из руки платочек, встает вместе с ним обратно в круг, второй становится водящим

Куда-куда

Играющие стоят в кругу, рассчитываются по порядку номеров, запоминают свои номера и перемешиваются. В центре- водящий. Он называет любые два номера, которые должны поменяться местами, предварительно прокричав: «Куда-куда?». Задача водящих - занять место одного из перебежчиков. Кто остается без места, тот водит.

Боб – Доб

Все усаживаются за длинным столом. С одной стороны стола- водящий. Кому-нибудь дают монетку или другой мелкий предмет. Держа руки под столом, незаметно передают монетку друг другу. Внезапно водящий кричит: «Бобчинский, Добчинский руки на стол !». Все должны немедленно положить руки на стол, ладонями вниз. В том числе и тот, у кого в руке в этот момент окажется монета. Водящий пытается угадать, у кого монета (по звуку, положению руки и т. д.). По его приказу руку надо поднять. Если водящий ошибся, игра повторяется, если угадал, тот, у кого оказалась монета, становится водящим, а водящий садится со всеми за стол.

Себе – соседу

Играющие стоят в кругу, их руки вытянуты. В центре водящий. Одна рука неподвижна, другой играющие передают монетку в любую сторону по кругу, кладя ее на ладонь соседа. Но все одновременно делают характерное движение другой рукой, имитируя или не имитируя передачу монеты, со словами «себе – соседу».

Крест-параллель

Это игра-загадка. Вожатый говорит, что есть четыре положения: крест-параллель, параллель-крест, крест-крест, параллель-параллель. Нужно сказать соседу по очереди одно такое положение, догадываясь об их значении. Ведущий же будет говорить верно или не верно было сказано. Игра идет по кругу. Можно ее закончить, как только круг замыкается, можно играть до разгадки.

Разгадка: крест обозначает скрещение ноги у сидящего человека или нога на ногу, а параллель – рядом стоящие ноги. Соответственно, нужно сказать то положение, которое обозначило бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят. Например, у меня ноги скрещены, а у соседа – нога на ногу, я говорю ему: крест – крест.

Брось улыбку

Игроки сидят в кругу. Лидер начинает игру - улыбается, потом прикрывает рот ладонью, словно стирая улыбку. Когда он убирает ладонь, улыбка исчезла. Лидер “бросает” улыбку” другому игроку, который “ловит” ее руками, “наносит” ее на лицо, потом “стирает” и “бросает” другому. Тот кто засмеется или улыбнется не в свою очередь теряет “жизнь”.

Одеяло

Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал - забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая " перетянет" к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.

Мы идём в поход

Участники встают в круг. Начинает игру первый участник, называя своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход. Ведущий начинает: " Меня зовут Катя, я беру с собой калачи". Всем участникам необходимо догадаться о том, что предмет должен начинаться с той же буквы, с какой и имя. Кто догадался, того ведущий берёт в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно.

Зеленая пятка Завязка (легенда) игры: Сначала на полдник детям не выдается раздаточный паек (т.е. булки, фрукты и йогурты). После полдника разгневанных детей собирают перед столовой (вожатые уже все попрятались) и детям сообщается, что полдник на самом деле всего на всего похищен, и похитил его вожатый, у которого зеленая пятка. И вам детям надо найти этого вожатого с зеленой пяткой.
Условия игры: вожатые прячутся везде по территории лагеря, кроме корпусов. Балкон на столовой объявляется зоной свободной от "Зеленой пятки".
Цель игры: найти вожатого с зеленой пяткой. И вот дети начинают носиться по лагерю и искать вожатых, когда они кого-то находят они его догоняют, валят на землю, скидывают ему обувь, носки и все что нечаянно снимется вместе с этим и проверяют зеленая пятка или нет, если не зеленая, то его отпускают.
Чтобы дети сразу не нашли ЗП, то её сначала никому и не рисуют и делают это лишь в самом конце. Во время объявление правил говорят что ЗП может переходить от человека к человеку (т.е. если у кого сначала не обнаружил ЗП , то потом она может появится ( объясняется это тем что ЗП только у того, у кого находится похищенный полдник и, что вожатые его могут передавать его друг другу).
Еще бывают делают ложные ЗП, например мажут пятку красной краской или зеленой но не пятку а руку.
Самый говорливый и ленивый вожатый находится на трибуне (там же, кстати, можно немного отдохнуть от беготни) и подстрекает детей, типа: "А по нашим сведениям ЗП сейчас перешла к Славику !!", и все дети дружно бросаются на Славика. Те кто уже сильно устал и еще не смог добраться до балкона при приближении разъяренной толпы сам падал на землю и показывал, что у него нет ЗП.
Заканчивается тем, что в конце кому-то мажут пятку зеленой краской и отправляют на растерзание детям. И когда дети находят ЗП им выдается полдник.

Приложение 4

Наши рекомендации