Организация и руководство краеведческим движением
В дореволюционные годы краеведческое движение в России не имело своего координирующего и научно- методического центра. В первые годы Советской власти роль такого руководящего и координирующего центра выполняла Российская Академия наук, которая в свою очередь находилась в ведении Научного отдела Наркомата просвещения РСФСР, созданного весной 1918 г. и переименованного в следующем году в Отдел научных учреждений, а затем уже в Главнауку Наркомпроса. В 1919 г. в ведении Наркомпроса было более 80 научных организаций, среди которых Академия наук, музеи, архивы, обсерватории и др.
Для координации деятельности многочисленных и разрозненных научных учреждений советское правительство с 1919 г. стало проводить съезды и конференции специалистов различного профиля под непосредственным контролем государственных органов. В отличие от дореволюционных съездов такого типа непосредственным их организатором выступало государство, а не общественность. В 1921 г. состоялось около 50 съездов и конференций агрономов, химиков, металлургов, ботаников, физиков, гидрологов и т.д. В решениях многих из них указывалось на необходимость создания ассоциаций научных работников по специальностям.
В августе 1921 г. на одном из заседаний коллегии Академического центра Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) был создан Организационный комитет Всероссийских научных обществ и учреждений по изучению местного края и решено начать работу по организации и проведению I Всероссийской конференции краеведов.
Конференция состоялась с 12 по 20 декабря 1921 года. На ней было принято решение о создании Ассоциации научных учреждений, обществ и отдельных ученых Республики, возглавлять которую должна была Российская Академия наук. На период до создания этой Ассоциации несколько позже (в январе 1922 г.) было учреждено Центральное бюро краеведения при Российской Академии наук. Забегая вперед, отметим, что Ассоциация так и не была создана и ЦБК при РАН функционировало до января 1925 года.
В речи при открытии конференции нарком просвещения А.В. Луначарский подчеркнул, что после окончания гражданской войны «мы приступаем к планомерному строительству России, ... к планомерной государственной работе. В эту государственную работу, как часть ее, разумеется, входит и работа культурная, и основанием такой планомерной работы должно быть чрезвычайно точное, чрезвычайно живое знание страны. < ... > Факт тот, что наша гигантская, необъятная страна была плохо изучена, и еще теперь мало известна ее подлинному хозяину, трудовому народу. Нужно эту работу поставить как можно тщательнее во всех областях: и в отношении знаний края, относящихся к области культурной работы, и в деле популяризации России. < ... >
Со всех этих точек зрения ясно, что нужно призвать общественные силы, потому что никаким бюрократическим путем этого сделать нельзя. Необходимо для выяснения естественных богатств страны призвать к этому изучению и популяризации этого изучения, к суммировке полученных данных для надобностей государства и народных масс. Это могут выполнить на девять десятых местные научные общества краеведения...».
Центральное бюро краеведения. Как уже отмечалось, вскоре после конференции, в январе 1922 г. было создано ЦБК при РАН, в состав которого вошло 29 человек, среди них ученые С.Ф. Платонов, С.Ф. Оль- денбург, А.Е. Ферсман, Ю.М. Шокальский и др. Структурно ЦБК разделялось на два отделения: Петроградское и Московское.
14 января 1922 г. Общее собрание Академии наук, заслушав доклад академика А.Е. Ферсмана о I Всероссийской конференции краеведов, решило: «признать желательным единение работы Академии наук с краеведческими организациями».
16 февраля 1922 г. состоялась 1-я сессия ЦБК, на которой был избран президиум бюро. В него вошли: почетный председатель географ Д.Н. Анучин, председатель - востоковед С.Ф. Ольденбург, заместитель председателя - этнограф В.В. Богданов (он же стал руководителем Московского отделения ЦБК), товарищи председателя - геохимик и минералог А.Е. Ферсман, географ Ю.М. Шокальский, геолог и палеонтолог А.П. Павлов, физик Т.П. Кравец. В последующие годы и состав ЦБК, и состав президиума неоднократно изменялись. В должности ученого секретаря ЦБК общим собранием Академии наук был утвержден астроном, метеоролог, историк Д.О. Святский.
«Положение о Центральном бюро краеведения при Российской Академии наук» было утверждено на 4-й сессии ЦБК, проходившей 27 - 30 марта 1923 г. В нем констатировалось: «В целях установления учета совершающейся на местах краеведческой работы, ее общего направления и координации, а также содействия обществам, кружкам, музеям, архивам, библиотекам и другим организациям краеведения и отдельным лицам в их научной работе и представительстве интересов краеведения перед высшими государственными и другими учреждениями при Российской Академии наук состоит Центральное бюро краеведения». Таким образом, Центральное бюро краеведения должно было прежде всего активно способствовать развитию научной, творческой деятельности краеведов на местах.
Характеризуя правовую основу для создания и деятельности краеведческих организаций, следует упомянуть Циркуляр НКВД от 30 мая 1923 г. «О порядке утверждения научных, литературных и художественно- научных обществ, не преследующих цели извлечения прибылей». Позднее на его основании тремя ведомствами (Наркоматами юстиции, внутренних дел и просвещения) был разработан и утвержден «Нормальный устав научных, литературных и научно-художественных обществ, не преследующих целей извлечения прибыли и состоящих в ведении Главнауки Наркомпроса».
Устав давал краеведческим организациям вполне достаточные для нормальной работы права, такие, например, как: организовывать публичные чтения, диспуты, исполнительные собрания; устраивать лаборатории, обсерватории, опытные станции, наблюдательные пункты, музеи, выставки; печатать свои труды; открывать филиальные отделения.
Следует сразу же отметить, что было одно важнейшее обстоятельство, которое не давало возможности полностью реализовать упомянутые права - это острый недостаток материальных средств, в том числе и финансовых ассигнований. Поэтому часто работа велась на общественных началах, на энтузиазме местной интеллигенции, ее патриотизме и преданности своему делу.
После окончания гражданской войны, в условиях мирного времени краеведческое движение в стране приобретало все больший размах. По данным ЦБК (на март 1923 г.) в России (кроме городов Москвы и Петрограда) было зарегистрировано 231 краеведческое общество, имелось 285 местных музеев, 21 биологическая станция, 16 заповедников. Хотя надо сказать, что уже с начала 1920-х гг. заметно растет количество отклоненных органами власти заявлений обществ и союзов с просьбой об их официальной регистрации. Причиной отказа во многих случаях был социальный состав их учредителей.
В 1922 - 1923 гг. не были утверждены уставы Русского историко-художественного и археологического общества «ввиду наличия компрометирующего материала на учредителей общества», Московского археологического общества в связи с его социальным составом и т.п. В 1923 г. административный отдел НКВД сообщил Русскому обществу распространения естественно-исторического образования, что его устав может быть утвержден, а само общество зарегистрировано при условии исключения из его состава ученых Г.Н. Боча, М.Н. Римского- Корсакова, B.JI. Комарова, А.А. Яхонтова и других. В 1924 г. НКВД отказал в регистрации Обществу истории и древностей российских. В том же году было закрыто Владимирское научное общество по изучению местного края «вследствие общей политической неблагонадежности состава учредителей». По той же причине была запрещена деятельность Московского общества сельского хозяйства, Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова и др.
От Академии наук к Главнауке НКП. В конце 1924 г. Главным управлением по делам науки (Главнау- кой) Наркомата просвещения было принято решение изменить ведомственную принадлежность ЦБК и передать его в прямое подчинение самой Главнауке. Это было связано с тем, что у руководителей Наркомпроса стали меняться оценки краеведческого движения, понимание его целей и задач.
Это изменение взглядов на краеведческое движение было связано во многом с решениями XIII съезда РКП(б), проходившего в мае 1924 г. и обсуждавшего вопрос о роли и месте общественных организаций в Советском государстве. Уже к этому времени в стране сложилась уникальная по количественному и видовому многообразию, по масштабам деятельности система общественных организаций. В постановлении XIII съезда РКП(б) «Об очередных задачах партийного строительства» был четко обозначен один из основных принципов деятельности непартийных объединений - принцип партийного руководства общественными организациями. В нем говорилось: «Партия должна всячески помочь надлежащему развертыванию работы этих организаций. Члены партии должны принимать в них активное участие. Партийные организации должны оказывать содействие правильному организационному строительству их, действительному втягиванию в их работу как партийных, так и беспартийных рабочих и на деле стать их идей- но-политическими руководителями». По существу, съезд обозначил концепцию новой общественности, главными элементами которой становились партийное руководство и всесторонний контроль.
Как раз в это время, о чем уже шла речь, и происходят определенные организационные изменения по руководству краеведческим движением, связанные с изъятием его из ведения Академии наук и передачей непосредственно Главнауке Наркомпроса. При Научном отделе Главнауки, который возглавлял А.П. Пинкевич, было создано Постоянное совещание по вопросам краеведения, первое заседание которого состоялось 20 мая 1924 года. А 21 августа 1924 г. на очередном заседании этого совещания было принято окончательное решение: «Допуская организационную связь ЦБК с Академией в отношении научном и методическом, признать необходимым обеспечить за Главнаукою общее административное и политическое руководство краеведною сетью через ЦБК и непосредственно». Примечательно, что на этом же заседании был утвержден циркуляр, направленный затем во все краеведческие организации с запросом о планах их работы.
Здесь нужно иметь в виду еще и то, что Академии наук в данное время было во многом не до ЦБК и краеведческого движения. Близились торжества по случаю ее 200-летия, и все силы уходили на их подготовку. Но дело даже не в этом. В 1924 г. Академия наук находило 194 са лась в ведении (или, точнее сказать, в полном подчинении) Главнауки Наркомпроса РСФСР и всеми силами старалась освободиться от ее опеки. С другой стороны, в январе 1924 г. на заседании коллегии Наркомпроса было принято постановление о необходимости укрепления связей Главнауки и Академии, точнее, о мерах ужесточения контроля над нею со стороны Наркомпроса и его органов - Главнауки, Главного ученого совета (ГУС) и его коллегии. 20 февраля 1925 г. вице-президент Академии наук В.А. Стеклов и ее непременный секретарь С.Ф. Ольденбург направили в Совнарком СССР записку о всесоюзном характере работы Академии и необходимости передачи ее из системы Наркомпроса РСФСР в ведение Совнаркома СССР. В июне 1925 г. А.И. Рыков поднял вопрос о придании Академии наук всесоюзного статуса и, несмотря на резкие возражения со стороны ряда союзных республик и в первую очередь Украины, 3-я сессия ЦИК СССР, проходившая в Тифлисе, поддержала его. 8 июля 1925 г. Политбюро ЦК ВКП(б) признало необходимым преобразовать Российскую Академию наук во Всесоюзную, а 27 июля 1925 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «О признании Российской Академии наук высшим ученым учреждением Союза ССР». Академия наук передавалась в непосредственное подчинение СНК СССР. Это была явная победа руководства Академии наук над Наркомпросом. Другое дело, что руководство краеведческим движением так и осталось в ведении Наркомпроса.
В начале 1925 г. ЦБК было переведено из главного здания Академии в Мраморный дворец, где располагалось в то время Ленинградское отделение Главнауки.
Журнал «Краеведение» с четвертого номера за 1924 г. также начал издаваться от имени Главнауки. Кроме того, по решению II Всесоюзной конференции краеведов (декабрь 1924 г.) Главнаукой начал издаваться еще один журнал - «Известия Центрального бюро краеведения». В отличие от журнала «Краеведение», на который возлагалось решение задач научно-методического характера, новый журнал должен был быть оперативно-информационным изданием.
Руководители краеведческого движения неоднозначно оценивали факт выхода ЦБК из системы Академии наук. Так, член ЦБК профессор Д.А. Золотарев, выступая на VI сессии ЦБК в январе 1926 г., отмечал, что переход руководства краеведческим движением непосредственно к Главнауке нанес ущерб самому движению. Это проявилось и в снижении уровня научной работы, и в плане утраты авторитета за пределами РСФСР. Он, в частности, предложил: «Надо восстановить всесоюзностъ ЦБК, вновь присоединив его к Академии наук».
О неудовлетворительности работы Главнауки Наркомпроса по руководству краеведческим движением неоднократно говорил и академик Н.Я. Марр, также являвшийся одним из руководителей ЦБК. В своем письме председателю СНК А.И. Рыкову (сентябрь 1926 г.) он, в частности, писал: «Наркомпрос не понял всей сущности этого движения и поэтому пытается строить здесь что-то без ориентировки на прошлое, без перспектив на будущее».
Надо сказать, что и после перехода ЦБК в прямое ведение Главнауки Наркомпроса еще несколько лет его связи с Академией наук не ослабевали. Сохранялись действенное влияние и активное участие Академии в деятельности этого руководящего краеведческим движением органа. Непременный секретарь Академии С.Ф. Ольденбург до 1927 г. являлся председателем ЦБК.
В декабре 1927 г. на III Всероссийской конференции по краеведению был избран уже новый состав ЦБК. В свою очередь, на его сессии был избран новый президиум, председателем которого стал П.Г. Смидович. Правда, заместителем председателя был избран академик Н.Я. Марр, а академик А.Е. Ферсман вошел в число четырех товарищей председателя. А С.Ф. Ольденбург остался в руководстве ЦБК в качестве члена президиума.
В то же время С.Ф. Ольденбург и Н.Я. Марр еще несколько лет редактировали оба периодических краеведческих издания - «Краеведение» и «Известия ЦБК».
С января 1928 г. «Известия ЦБК» стала готовить к печати редколлегия в составе девяти человек, в том числе академиков Н.Я. Марра, С.Ф. Ольденбурга и
А.Е. Ферсмана. Однако уже в марте 1928 г. все трое были из редколлегии выведены.
При активном участии Академии наук и поддержке с ее стороны в конце 1925 г. был издан справочник «Краеведные учреждения СССР: Список обществ и кружков по изучению местного края, музеев и других краеведных организаций». Всего по стране было учтено 1303 краеведческих организации: общества, музеи, институты. Кроме того, отмечалось, что 130 центральных научных учреждений в той или иной степени по роду своей деятельности имели отношение к краеведческому движению. Из общего числа учтенных организаций 493 находились в губернских и областных городах, 519 - в уездных городах и поселках, 288 - в сельской местности. Эти данные свидетельствовали о достаточно большом размахе краеведческого движения, которое к середине 1920-х гг. охватило широкие слои населения.
ЦБК — орган Главнауки. Как раз к этому времени, как уже отмечалось, руководство краеведческим движением практически целиком переходит к Главнауке Наркомпроса. В то же время у руководства Наркомпроса еще не сложилась однозначная позиция в формулировании главных задач краеведческого движения, в определении его места в общественной жизни страны. Пока же главным для него являлось закрепление своей руководящей роли в этом движении.
12 февраля 1926 г. Главный ученый совет (ГУС) Наркомпроса утвердил новое «Положение о Центральном бюро краеведения РСФСР», в котором констатировалось, что ЦБК является органом Главнауки в ее работе в области краеведения. Весной этого же года было опубликовано еще и «Положение об областном бюро краеведения», подчеркнувшее ведомственную подчиненность краеведческого движения и указавшее, что все региональные бюро также состоят в ведении Главнауки.
По инициативе Наркомпроса 11 августа 1927 г. СНК РСФСР принял постановление «О порядке производства краеведческих работ на территории РСФСР». Само по себе характерное постановление опять же подчеркивало: «Все специально краеведческие учреждения и организации на территории РСФСР, в чьем бы ведении они не находились, должны быть переданы Народному Комиссариату Просвещения и в дальнейшем должны открываться только по линии Наркомпроса».
На развитии краеведческого движения отчетливо сказалось изменение подходов правящей партии и государственной власти к науке и просвещению. В апреле 1927 г. состоялся XIII Всероссийский съезд Советов, на котором с докладом о работе Наркомпроса выступил А.В. Луначарский. Съезд отметил по докладу, что общий уровень образования не соответствует задачам индустриализации, и в то же время одобрил решение правительства о включении в общий план индустриализации страны и плана развития народного просвещения.
Во исполнение данного постановления XIII съезда Советов Наркомпрос направил в исполкомы местных Советов циркулярное письмо, в котором предлагалось проводить планомерное развитие сети краеведческих организаций путем создания фабричных, заводских и сельских краеведческих обществ, ячеек, музеев, библиотек. При этом признавалось необходимым вовлекать их в разработку основных вопросов местного хозяйственного и культурного строительства.
В то же время финансирование краеведческих учреждений, и без того достаточно скудное, продолжало сокращаться. Так, к 1927 г. в ведении Наркомпроса РСФСР находилось 634 краеведческие организации, из которых на государственном бюджете было только 25, остальные же получали нерегулярные субсидии (53) или просто находились на учете и под идеологическим контролем Наркомата (556). В отношении краеведческих музеев, находящихся в ведении Наркомпроса (308), картина была похожей: на государственном бюджете - 24, получающих субсидии - 11, на учете и под идеологическим контролем - 273. За 1926 - 1928 гг. количество краеведческих музеев, находящихся на госбюджете, сократилось с 53 до 10, причем по контрольным цифрам первого пятилетнего плана до конца пятилетки число таких музеев не должно было превышать 15. Кроме того, в течение 1928 г. практически все краеведческие общества были сняты с финансирования по госбюджету. А переход на местный бюджет чаще всего означал только одно - полное отсутствие какой-либо финансовой поддержки со стороны местных органов власти.
Продолжались существенные изменения и в руководстве краеведческим движением. Уже говорилось о том, что в декабре 1927 г. председателем ЦБК был избран П.Г. Смидович. С.Ф. Ольденбург был избран только членом президиума ЦБК. Кроме того, с марта 1928 г. академиков С.Ф. Ольденбурга, Н.Я. Марра и А.Е. Ферсмана вывели из состава редколлегии журнала «Известия ЦБК».
Формирование задач «нового краеведения».
Весной 1929 г. краеведческим организациям было разослано письмо ЦБК «О годовых отчетах краеведческих организаций». Здесь обозначался перечень «минимальных сведений», которые следовало включать в отчеты. Перечень состоял из 12 весьма сложных в структурно- содержательном плане позиций. Например, позиция 5 - «О связях с плановыми, административными, партийными, профсоюзными органами».
В это же время коллегия Наркомпроса приняла постановление «Об изучении культурного профиля районов РСФСР». В нем предписывалось всем краеведческим организациям принять самое активное участие в этом «изучении». Перечень вопросов, подлежащих изучению, включал в себя 18 разделов, содержащих в совокупности 132 вопроса, на которые следовало дать ответ. Получалось так, что энтузиасты-краеведы должны были на общественных началах провести всесторонний профессиональный анализ в этой сфере общественной жизни и результаты его доложить Наркомпросу. Надо сказать, что в этом отношении Наркомпрос занимал вполне определенную позицию, когда высказывался за увеличение числа научных и краеведческих обществ: «Принимая во внимание, что научно-общественная работа является наиболее дешевой, так как дает значительные результаты при сравнительно небольших затратах, мы должны и в дальнейшем стремиться к расширению сети научных и краеведческих обществ». Однако «дешевизна» получения результатов не сумеет перевесить «политическую целесообразность» скорого уже видоизменения, или, можно даже сказать, упразднения, краеведческих организаций.
1929 год явился последним для «Известий ЦБК» и журнала «Краеведение». С января 1930 г. вместо них начал выходить новый журнал - «Советское краеведение». В первое время его редактировал А.Ф. Ванген- гейм, а осенью 1930 г. его сменил И.Г. Клабуновский.
Передовая статья первого номера «Новый этап в краеведении» была весьма красноречивой. Она четко формулировала цели нового издания, а по существу обозначала задачи «нового краеведения»: «Обращение краеведения лицом к социалистическому строительству, перестройка рядов краеведения для активного участия в социалистическом строительстве, замена старых задач академического краеведения новыми, отвечающими эпохе диктатуры пролетариата».
«Новый» этап в развитии краеведения не обошелся без академического руководства и участия. Другое дело, что это было уже совсем иное академическое руководство со стороны другой академии. На этот раз координирующие и направляющие функции были возложены на Коммунистическую Академию. Перед ней была поставлена, в частности, задача «укрепления идеологической выдержанности краеведения». Для этого в Комака- демии была создана Краеведческая секция.
11 февраля 1930 г. президиумом Комакадемии было утверждено руководящее бюро секции под председательством П.Г. Смидовича, заместителем его был назначен Б.В. Максимов. Позднее на базе этой секции было организовано Общество краеведов-марксистов Комакадемии как общесоюзный центр по подготовке кадров краеведов-марксистов для научной разработки и пропаганды марксистско-ленинской методологии в области краеведения. Именно на него практически легло идеологическое руководство краеведением.
22 - 25 марта 1930 г. состоялась IV Всероссийская краеведческая конференция, на которой был избран новый состав ЦБК в количестве 26 человек. Председателем вновь был избран П.Г. Смидович, а его заместителями- А.Ф. Вангенгейм, Б.В. Веселовский, И.Г. Клабуновский. Весьма примечательно, что эта краеведческая конференция практически вообще не поднимала вопросов исторического краеведения. В докладе П.Г. Смидовича, посвященном роли краеведов на путях социалистического строительства, были четко обозначены основные направления деятельности краеведческих организаций: промышленность, сельское хозяйство, горное и промысловое строительство. Краеведы должны были принимать участие в реконструкции и реорганизации промышленности, в коллективизации, механизации и рационализации сельского хозяйства, в развертывании городского строительства и в общекультурной работе в рамках « культурной революции ».
Новые руководители ЦБК и идеологи из Комакаде- мии настоятельно требовали увязывать краеведческую работу с конкретными планами социалистического строительства каждого данного района, предприятия, совхоза, колхоза, при максимальном вовлечении в нее широких масс рабочих, колхозников, комсомольцев и пионеров.
Новые директивные установки и призывы руководителей краеведения вели к отчетливому искажению идеи краеведческого движения и его перерождению, тем более что обстоятельства, в которых оно развивалось, к концу 1920-х гг. стали существенно меняться. Многих представителей российской интеллигенции, готовых искренне сотрудничать с Советской властью и доказавших это на деле, на рубеже 1920 - 1930-х гг. постигло горькое разочарование в таком сотрудничестве. Начались аресты и судебные преследования многих ученых, и в том числе ученых-краеведов.
«Общественность для нас не фетиш». Этого вполне следовало ожидать, поскольку идеологическая обстановка в стране и в обществе была уже совсем не такой, как в первой половине 1920-х годов. И краеведческое движение не могло не быть этим затронуто. Так, один из руководителей Главнауки Наркомпроса А.П. Пинкевич в статье в журнале «Советское краеведение» выступил против бесспорного совсем недавно положения о том, что «краеведение должно сделать науку достоянием широких масс населения». Исходя из четких идеологических установок Комакадемии, он подчеркивал: «Мы можем признавать только ту общественность, которая исходит из интересов диктатуры пролетариата». И еще, в качестве окончательного вывода: «Общественность для нас не фетиш».
Краеведческие организации и общества были, безусловно, общественными организациями. И весьма характерно, что к концу 1920-х гг. они, по существу, исчезают даже из перечня общественных организаций. Отметим, как это происходило.
24 апреля 1924 г. нарком внутренних дел А.Г. Белобород ов направил на имя И.В. Сталина отчет об обществах и союзах, зарегистрированных в НКВД РСФСР в 1922 - 1923 гг. Перечисленные в нем организации были классифицированы двояко - по масштабу деятельности (всероссийские и местные) и по роду деятельности:
всероссийские - научные, культурно-просветительные, литературные, художественные, религиозно-философские, национальные, спортивные, научно-промыш- ленные, сельскохозяйственные, технические, общества помощи и взаимопомощи, юридические, антирелигиозные, религиозные, разные;
местные - научные, медицинские, юридические, краеведческие, общества инженеров и строителей, общества охраны здоровья, объединения художников и писателей, культурно-просветительные, благотворительные, сельскохозяйственные, спортивные, национальные, эсперанто, деловые объединения, прочие.
Как видно, классификация была очень дробной и охватывала всевозможные объединения, существовавшие в то время в России. Краеведческие организации занимали свое место среди местных организаций.
В отчете НКВД для ЦК ВКП(б) в апреле 1926 г. всероссийские и местные организации уже классифицировались несколько иначе:
всероссийские - научные, литературные, художественные, технические, национальные, помощи и взаимопомощи, содействия органам власти, культурно-просветительные, сельскохозяйственные;
местные - научные и научно-технические, помощи и взаимопомощи содействия органам власти, культурно- просветительные, музыкально-художественные, литературные, сельскохозяйственные, спортивные, деловые клубы, изучающие международный язык.
Из классификации общественных организаций за это время исчез целый ряд объединений, таких как благотворительные общества, религиозные общества и др. Как видно, краеведческие организации из перечня также исчезли. Зато появились новые организации, как, например, организации содействия органам власти.
В статистическом отчете НКВД на 1 января 1928 г. классификация общественных организаций заметно сузилась. Общества, не преследующие целей извлечения прибыли, были разделены на 9 видовых групп: научные и научно-технические, помощи и взаимопомощи, культурно-просветительные, музыкально-художественные, литературные, сельскохозяйственные, массовые добровольные общества, спортивные, национальные.
Такая классификация сохранялась и использовалась до начала 1930-х гг. Краеведческим организациям в ней места уже не находилось.
В феврале 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли». Положение отказывало в праве существования обществам, если их задачи, цели и методы работы признавались противоречащими интересам строительства социализма. Все объединения, кроме массовых общественных организаций типа «Друг детей», «Долой неграмотность», Осоавиахим, находившихся под непосредственным контролем партийных органов, должны были в шестимесячный срок пройти перерегистрацию.
Основные направления Положения 1928 г. были уточнены в постановлениях 1930 г., которые по сути узаконили государственное руководство общественными объединениями. Это констатировалось в постановлении ЦИК и СНК СССР от 6 января 1930 г. «О порядке учреждения и ликвидации всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли». А 30 августа 1930 г. было принято «Положение о добровольных обществах и союзах». Как указывалось в нем, это было сделано «... в целях привлечения добровольных обществ и союзов к активному участию в социалистическом строительстве и ввиду необходимости в соответствии с этими целями коренной перестройки форм и методов работы названных объединений, на основе широкого вовлечения в эти общества и союзы трудящихся масс и обеспечения пролетарского руководства ими».
В конце марта 1930 г., как уже отмечалось, прошла IV Всероссийская краеведческая конференция. Она заслушала доклады о роли краеведов на путях социалистического строительства и о взаимосвязи социалистического строительства и краеведения, с которыми выступили П.Г. Смидович и Г.М. Кржижановский, обсудила теоретические и организационные вопросы. Было решено перестроить сеть краеведческих организаций так, чтобы обеспечить их подлинную массовость. Областные общества краеведения упразднялись. Создавались краеведческие ячейки на фабриках, заводах и в колхозах, учреждениях, вузах и школах. Руководство их деятельностью осуществляли районные, окружные и областные бюро краеведения.
Решения IV конференции были конкретизированы X пленумом Центрального бюро краеведения (25 - 28 января 1931 г.), который констатировал наличие «классовой борьбы на фронте социалистического краеведения», требующей «решительного и смелого разоблачения со стороны всех краеведных организаций и упорной борьбы с идеологически чуждыми и классово- враждебными элементами». Пленум указал на необходимость уже в 1931 г. реорганизации краеведческих обществ в систему бюро и краеведных ячеек и создания в каждом районе своего бюро краеведения. Кроме того, пленум предписал до 1933 г. создать в каждом районе не менее 10 краеведческих ячеек с минимальным числом краеведов до 150 человек, из которых 50% должны были составлять рабочие и колхозники.
Все это значило, что с 1930 г. отчетливо меняется политика государственной поддержки развития краеведческого движения в его прежних формах (хотя во многих случаях эта поддержка уже давно превратилась в «сдерживание» этого движения со стороны государства) и происходит переход к политике закрытия центральных и местных краеведческих обществ, политике репрессий против краеведов, политике строительства «нового социалистического краеведения».