Алгоритм проведения научных дискуссий и круглых столов

Порядок проведения научной дискуссии.

Научная дискуссия предполагает: активный обмен мнениями между участниками; рассмотрение проблемы с разных позиций; многостороннюю коммуникацию; поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.

Этапы проведения научной дискуссии:

1. Сообщите участникам тему и цель дискуссии. Раскройте актуальность заявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь, что тема и цель понимается всеми одинаково.

2. При необходимости распределите роли между участниками: регистратор, координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др.

3. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группы относительно их соблюдения.

Нормами работы в группе могут стать следующие правила: не перебивать и выслушивать выступающих до конца; контролировать эмоции; четко аргументировать свою позицию; не переходить в обсуждении на личности; активно участвовать в обсуждении каждого члена группы; конфиденциальность; доверие и открытость; и прочие.

4. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, описание конкретного случая, ознакомление с мнением участвующих в ней и т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.

5. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей участников высказываться.

6. Следите за строгим соблюдением регламента, иначе обсуждение может затянуться. Особое внимание уделите застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех, например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого. Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства. Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы. Если выступление затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление. Задавайте уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы. Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными. Следите за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.

7. Подведите промежуточные итоги обсуждения.

8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.

На заключительном этапе:

1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям.

2. Поблагодарите за участие в дискуссии.

Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, а также пространственно-временных ресурсов преподаватель выбирает способ проведения обсуждения.

Регламент проведение «круглого стола».

1. Работа Круглого стола строится в форме заседаний и совещаний.

2. Для обеспечения деятельности Круглого стола преподаватель руководит текущей деятельностью, проводит заседание, решает организационные вопросы и осуществляет представительские функции.

3. Регламент ведения заседания:

- выступление с докладом - до 10 минут;

- выступление в прениях - до 3 минут;

- объявление информации - до 1 минуты;

4. Для осуществления текущей работы организуется Секретариат Круглого стола (далее - Секретариат), который обеспечивает:

- подготовку заседаний Круглого стола (оповещение участников, подготовка и тиражирование материалов и др.);

- ведение протокола (в случае необходимости - стенограммы) заседания Круглого стола;

- подготовку пресс-релизов заседаний Круглого стола.

5. В ходе заседания участники Круглого стола имеют право вносить предложения.

6. По итогам обсуждения Круглого стола принимаются заявления, резолюции и иные документы. Документ считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствовавших на заседании участников Круглого стола.

Формы проведения контроля

Примерные тесты для итоговой и промежуточной оценки знаний

Самостоятельная работа студентов

Методические указания

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого материала, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать их на умение применять теоретические знания на практике. В процессе этой деятельности решаются следующие задачи: научить работать с учебной литературой; формировать у них соответствующие знания, умения и навыки; стимулировать профессиональный рост студентов, воспитывать творческую активность и инициативу.

Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, ответы на вопросы, решение задач и т.д.), подготовку к итоговой аттестации.

Реферат

Наши рекомендации