Управления повышением уровня жизни населения Ульяновской области

Существующие на современном этапе проблемы в области управления повышением уровня жизни населения региона определяют необходимость разработки функционально-организационной модели регионального менеджмента в этой области.

Механизм управления повышением уровня жизни может рассматриваться и как иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которой согласованно решаются основные задачи и достигаются поставленные цели, и как система экономических рычагов и взаимосвязей, отражающих действие по достижению конечного результата.

Данный механизм включает в себя следующие компоненты:

- функциональную структуру органов управления;

- нормативно-правовую базу их функционирования;

- информацию;

- методы, правила и технические средства обработки и сбора информации.

Управление повышением уровня жизни предусматривает наличие функциональных взаимосвязей между различными субъектами экономики. Функционирование механизма управления уровнем жизни обеспечивается администрацией – органами власти региона.

Для моделирования процесса управления уровнем жизни в рамках отдельно взятого региона в качестве управляющего звена необходимо рассматривать городскую, районную или областную администрацию.

В качестве инструментария формирования уровня жизни населения региона выступают рычаги управления социально-экономическим развитием региона, находящиеся в руках администрации.

Оценка уровня жизни должна проводиться с учётом особенностей региона. Таким образом, возникает необходимость использования таких принципов как:

- принцип мультифакторности, который отражает необходимость учёта всех факторов, воздействующих на уровень жизни;

- принцип целенаправленности – заключается в создании такой системы управления, при которой все звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи;

- принцип устойчивости – означает создание таких условий, при которых достигается надёжность и непрерывность заданного режима работ;

- принцип перспективности – выражается в том, что система управления должна быть нацелена на решение не только текущих, но и долгосрочных задач развития региона в целом.

Следование указанным принципам создаёт предпосылки функционирования организационно-экономического механизма управления повышением уровня жизни населения. Данный организационно-экономический механизм – это система экономических рычагов и взаимосвязей, отражающих действия по формированию и оценке уровня жизни населения региона под воздействием социально-экономических факторов.

Исходя из вышеизложенного, содержание экономического инструментария по управлению повышением уровня жизни населения Ульяновской области может быть следующим (рис. 17)

 
  Управления повышением уровня жизни населения Ульяновской области - student2.ru

Рис. 17 Содержание экономического инструментария по управлению повышением уровня жизни населения Ульяновской области.

В качестве комментария к данному рисунку необходимо отметить, что практически весь инструментарий по управлению повышением уровня жизни населения был нами охарактеризован выше:

- принципы обеспечения повышения уровня жизни населения региона – в начале данного параграфа;

- модели оценки уровня жизни – в п. 2.2 главы 2 и в п. 3.1 главы 3;

- мониторинг уровня жизни населения региона – в п. 3.1 главы 3.

Разработка и реализация программ по повышению уровня жизни населения региона будет рассмотрена нами ниже (после характеристики функционально-организационной модели механизма управления повышением уровня жизни населения Ульяновской области).

На основе обобщения различных подходов к созданию организационных структур управления развитием территорий (Межмуниципальных агентств развития, Корпораций развития территорий [25], Территориального центра маркетинга и устойчивого развития муниципальных образований [152]), автором разработана функционально-организационная модель (рис. 18), предполагающая формирование постоянно воспроизводимого механизма повышения уровня жизни населения региона, включающего оптимизацию организационных структур областной и местных администраций, процедур разработки и принятия управленческих решений и мониторинга уровня жизни населения Ульяновской области.

В основу данной функционально-организационной модели положена концепция пространственного зонирования территории Ульяновской области путем создания целевых организационных структур в форме Территориальных центров уровня жизни, осуществляющих управление, мониторинг и оценку уровня жизни населения региона.

Создание на базе ресурсного потенциала городов и прилегающих к ним сельскохозяйственных районов Территориальных центров уровня жизни направлено на эффективное управление повышением уровня жизни населения территорий в существующем нормативно-правовом поле.

Организационно-правовой формой Территориального центра уровня жизни могло бы стать "некоммерческое партнерство", в котором не заложены властные функции административного управления. Однако, они могут быть делегированы упомянутому центру.

Предлагаемая функционально-организационная модель базируется на четком распределении функций между участниками процесса.

Администрация Ульяновской области:

- утверждает инструментарий мониторинга уровня жизни населения территории;

- координирует стратегическое развитие территорий, которое определяется уровнем жизни населения с одной стороны, а с другой является его результатом;

- оказывает методическую и организационную поддержку территориальным центрам уровня жизни;

Управления повышением уровня жизни населения Ульяновской области - student2.ru

Рис. 18. Функционально-организационная модель управления

Наши рекомендации