Эмпирическая характеристика социальной напряженности курсантов психологического факультета

Эмпирическое исследование социальной напряженности было проведено на курсантах психологического факультета. Но прежде всего, была проведена экспертная обработка взлядом прогноза, и методом наблюдения за курсантами.

Также было проведено сравнение поведения курсантов со старшими курсами (данные были получены в ходе беседы со старшекурсником). Таким образом собранные данные о исследовании данной проблемы были получены лишь устным способом и методом наблюдения за поведением курсантов. Были получены следующие результаты. Социальная напряженность из года в год возрастала. Мною на данный счёт неформализованно была выдвинута гипотеза на этот счёт, то что возрастание социальной напряженности может быть обусловлено тем, что процесс несения службы с каждым годом становится строже. Следовательно курсантам всем вместе в коллективе приходится преодолевать возникающие трудности, предстоящие перед ними.

Также одной из проблем я хочу выделить межнациональные отношения, составляющая проблема очень актуальная, так как в Академии обучаются очень много представителей разных национальностей. По этому поводу я провёл опрос методом личного интервью и вот какие результаты у меня получились.

О том, что приезжие из других республик и стран являются большой проблемой для Академии говорят около 10%. Порядка 18,5% затрудняются определить свое отношение к этому вопросу. Оставшаяся же часть респондентов делится на три примерно равные группы – приблизительно по четверти составляющей курса. Четвертая часть считает, что такой проблемы нет вообще, еще примерно четверть отмечает, хотя и с сомнением.

Хочется поговорить о том, что сейчас в Академию поступают много людей разных национальностей. Их адаптация в некоторых случаях проходит не всегда гладко, сопряжена с ломкой традиционного уклада жизни как у самих приезжих, так и у местных жителей.

Также я задавал вопрос в такой формулировке:” Являются ли объединение в коллективе разных национальностей значимой проблемой для Академии?”

Я провёл на своём курсе опрос. Так, 39% отмечает увеличение количества приезжих, 14% говорит о том, что число мигрантов за последнее время уменьшилось, еще четверть считает, что их количество не изменилось и 22% затрудняются с ответом.

Если обратится к статистике можно наблюдать следующее: непосредственно выявить эти признаки в умонастроениях населения не так-то просто. Еще сложнее выявить латентные признаки социальной напряженности в сфере деятельности населения, которому сам вид деятельности запрещает открытые акции протеста, к примеру, у курсантов.
Исходя из сложившихся к настоящему времени условий функционирования вооруженных сил России, можно предположить, что социальную напряженность в этой социальной сфере определяют следующие признаки:
1. Неудовлетворенность положением дел в обществе и статусом курсанта, в том числе материальным положением, социально-правовой защищенностью, материально-техническим обеспечением деятельности подразделений.
2. Служебно-профессиональная неудовлетворенность: специальностью, условиями выполнения служебных обязанностей, неукомплектованностью.
3. Неудовлетворенность регионом расположения подразделения, отношением населения и местного руководства, географическими и климатическими условиями.
4. Неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями и взаимоотношениями в семье, качеством питания.
5. Неудовлетворенность ситуацией в коллективе. Наличие конфликтов в коллективе.
6. Широкая готовность к досрочному увольнению из системы. Исследования, проведенные рядом научных центров позволили выработать базовые понятия, сделать первые выводы о тенденциях развития социальной напряженности в обществе.
Отечественной наукой предложено несколько вариантов методик измерения показателя "уровень социальной напряженности" для отдельных производственных коллективов, регионов, больших социальных общностей.
За рубежом, в настоящее время также используется несколько десятков методик, позволяющих довольно точно оценить уровень конфликтности, массовую неудовлетворенность в малых социальных группах, коллективах, социальных общностях.
По сути дела, всеми этими методиками исследуется одно - взаимодействие официальной и неофициальной структур социальных отношений. Используя систему социальных показателей, оценивающих различные стороны деятельности руководства и коллектива (без руководства), можно с достаточной точностью определить уровень социальной напряженности.
Профессор Л.Я.Аверьянов дает такой вариант шкалы, оценивающей уровень социальной напряженности больших социальных общностей применительно к сфере трудовых отношений:
1,ОО - максимальный уровень социальной напря-женности, выражающийся, как правило, в явном и демонстративном отказе от работы.
О,8О - демонстрации, забастовки, выступления, призывы и пр., в принципе носящие компромиссный характер.
О,6О - неявная демонстрация конфликта - массовое невыполнение производственных заданий, возрастание брака в работе, большое количество нарушений дисциплины и пр.
О,4О - скрытая напряженность - низкий уровень общей удовлетворенности работой, открытые высказы-вания против решений администрации, негативное обсуждение ее действий.
О,3О - производственные задания в целом выпол-няются, брак в работе небольшой.
О,2О-О,15 - предельно низкий уровень социальной напряженности - предприятие работает нормально.

В декабре 2013года мной были проведены специальные социологические исследования с целью анализа социальной напряженности и прогнозирования ее уровня на 2014 год в Академии.

Исследование носило преимущественно эмпирический характер, однако одновременно решались задачи методического плана, связанные с практической апробацией разработанной комплексной методики анализа и прогнозирования социальной напряженности, проверкой ее валидности и надежности на наблюдении:

- выявление основных факторов, формирующих социальную напряженность в Академии;
определение уровня социальной напряженности на 3 курсе психологического факультета;
построение модели индекса социальной напряженности для выявления закономерности ее развития в Академии;
прогноз уровня СН на предстоящий краткосрочный период (2014 г.);
проверка валидности методики;

верификация результатов.

С помощью экспертных опросов, проведенных в декабре 2013 г., были выявлены приоритеты факторов, определяющих социальную напряженность в Академии.
В большей степени, на повышение социальной напряженности в Академии влияет напряженность и тяготы службы, испытываемые во время службы курсантами, в учебных группах обучаются курсанты разных национальностей, разных городов (диалекты, традиции и прочее). В учебных группах 331 и 332 преобладает количество девушек курсантов, что сильно сказывается на климате группы.

Было проведено анкетирование на выявление удовлетворенности уровня жизни курсантов:

Таблица 8 - Распределение мнений респондентов 3 курса психологического факультетета о удовлетворенности уровнем их жизни (в % от опрошенных 68 курсантах).

Варианты ответа Декабрь 2013
Полностью не удовлетворен - скорее не удовлетворен, чем удовлетворен 60%
Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен - полностью удовлетворен 40%    

Проводились индивидуальные личностные интервью на выявление факторов социальной напряженности в группе 331, самыми главными были выявлены факторы:

-эмоциональное настроение, ощущение себя счастливым или несчастливым человеком

-уровень тревожности

-состояние здоровья

-отношения с близкими людьми

-морально-психологический климат и пр.

Наши рекомендации