Советы по подготовке к экзамену. Рекомендации по повторению учебного материала
Рекомендации по повторению учебного материала
Сдача экзамена предполагает подготовку студента, который повторяет изученный материал, используя следующие методы.
Повторение должно преследовать три основные цели.
1. Добиться полного понимания изучаемого материала.
2. Запомнить и сохранить в памяти изученный материал.
3. Уметь объяснять изученный материал и применять его на практике.
План повторения
1. Частое обращение к рекомендованным книгам и конспектам лекций
2. Повторение за один раз только одной темы
3. Повторное прочтение каждой темы
4. Пометки в ходе повторения
5. Упрощение пометок
6. Проверка ваших знаний по каждой теме
7. Разработка схем по каждой теме
8. Упрощение схем
9. Перечисление основных принципов
10. Ответы на контрольные вопросы, приводимые в конце каждой темы
11. Планирование ответов на типовые экзаменационные вопросы
12. Развернутые ответы, если это необходимо
13. Прочтение пометок по ответам на экзаменационные вопросы
Ключевой аспект, как при изучении, так и при использовании материала – его понимание. Таким образом, понятно, что критичным для достижения успеха на экзамене и вашего повторения является цель – добиться более полного понимания изученного материала. Это понимание должно быть связано с вопросами экзаменационных документов. Если такого понимания нет, вы должны повторить основные темы.
Утомление в ходе повторения, как правило, вызывается неоднократным чтением одних и тех же первоначальных заметок. Такой подход не продуктивен. Лучше использовать вариант программы позитивного повторения, который позволит рационализировать ваше время и поможет вам самому себя учить.
Внимательно прочитайте вопросы экзаменационного билета, отметьте те проблемы, на которые, как вы полагаете, вы можете сразу дать ответ. Будьте внимательны и не исходите из предположения, что вопрос хорошо знаком и готовиться нет необходимости или, наоборот, что вопрос абсолютно не знаете. Набросайте черновик вашего ответа. В конце каждого ответа на вопрос оставьте немного места, чтобы вы могли добавить или уточнить свой ответ, если у вас будет на это дополнительное время, при этом выделяя наиболее значимые, содержательные аспекты вопроса, избегая не нужной детализации. Излишнее внимание к деталям не позволит ясно и логично представить содержание вопроса.
При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие моменты:
1 Экзамен может проводиться как в устной, так и в письменной форме с последующим собеседованием. Для написания работы дается 40-45 мин, что составляет 200% времени, положенного на экзамен (0,33 час.)
2 Экзамен проводится строго по расписанию. Неявка на экзамен, отказ от ответа приравниваются к неудовлетворительной оценке.
3 При выставлении оценки преподаватель вправе учитывать текущую успеваемость студента, участие в научных конференциях, результаты промежуточной аттестации и пр.
Опыт приема экзамена (зачета) выявил, что наибольшие трудности при проведении зачета возникают по следующим разделам:
- концептуальные подходы к основным понятиям дисциплины
- проведение самостоятельного контент-аналитического исследования
-темы, выносимые на самостоятельное изучение по причине отсутствия обязательных форм промежуточного контроля по этим разделам.
Для того, чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем работать систематически в течение учебного семестра.
РАЗДЕЛ 3. МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ТЕМАМ КУРСА.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТА ПО КУРСУ «СТАТИСТИКА»
1. Что является объектом изучения статистики?
А – социальная жизнь общества
Б – процессы трансформации в социальной сфере
В – «потребители» услуг, материальных и духовных ценностей и «производители»
услуг и ценностей
Г – общество во всем многообразии его форм и проявлений
Д – социально-экономические и политические процессы, протекающие в обществе
2. Как можно определить понятие «Размеры и количественные соотношения качественно определенных социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития в конкретных условиях места и времени»:
А - это объект статистики Г – это статистическая совокупность
Б - это предмет статистики Д – это теория статистики
В - это статистическая закономерность
3. Объект статистического наблюдения – это:
А – единица наблюдения
Б – статистическая совокупность
В – единица статистической совокупности
Г – совокупность признаков изучаемого явления
Д – совокупность общественных явлений и процессов, которые подлежат данному наблюдению
1. По времени регистрации фактов статистическое наблюдение бывает:
А – специально организованное;
Б – единовременное
В – выборочное;
Г - непосредственное;
Д - несплошное.
2. При методе основного массива обследованию подвергаются:
А – все единицы совокупности;
Б - самые существенные, наиболее крупные единицы совокупности, имеющие по основному признаку наибольший удельный вес в совокупности;
В – самые существенные, наиболее мелкие единицы совокупности, имеющие по основному признаку наименьший удельный вес в совокупности;
Г – отдельные единицы совокупности, представители новых типов явлений;
Д – выборочные совокупности по величине признака
6. Перепись населения России – это:
А – единовременное, специально организованное, сплошное наблюдение
Б - периодическое, специально организованное, сплошное наблюдение
В – периодическое, регистровое, сплошное наблюдение;
Г – периодическое, специально организованное, несплошное наблюдение
Д – специальное статистическое документальное наблюдение
7.Группировка – это:
А – упорядочение единиц совокупности по признаку;
Б – разбивка единиц совокупности на группы по признаку;
В - обобщение единичных фактов;
Г - классификация объектов наблюдения
Д – ранжирование единиц совокупности.
8.Основанием группировки может быть:
А – качественный признак
Б - количественный признак
В – атрибутивный признак
Г - факторный признак
Д – как количественный, так и качественный признак
9.Вариационный ряд распределения – это ряд, построенный:
А – по качественному признаку;
Б - по количественному признаку;
В - как по качественному, так и по количественному признаку;
Г - по типологическому признаку;
Д – по структурному признаку
10.Статистической таблицей является:
А - таблица логарифмов
Б – таблица умножения
В – таблица квадратов
Г – таблица, в которой обобщаются итоги экзаменационной сессии по институту
Д – таблица расписания поездов
11.Известна динамика числа родившихся в целом по стране. Выберите подходящее графическое изображение этого процесса:
А – статистическая кривая Г – секторная диаграмма
Б – картодиаграмма Д - кумулята
В – картограмма
12. Как называется количественное значение, отделяющее одну единицу (группу) от другой?
А – статистическая величина
Б – статистический показатель
В – статистический признак
Г - значение статистической величины
Д - интервал
13. Показатели, выражающие размеры, объем, уровни социально-экономических явлений и процессов, являются величинами:
А – абсолютными
Б - относительными
В – отвлеченными
Г – стоимостными
Д - объемными
14. Как называется ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующих изменение общественных явлений во времени?
А – вариационный ряд
Б – ряд динамики
В – интервальный ряд
Г – ряд распределения
Д – статистическая последовательность
15.Темп роста вычисляется как:
А – отношение уровней ряда
Б – разность уровней ряда
В – произведение уровней ряда
Г – разность темпа прироста и 100 %
Д – сумма базисных и цепных темпов прироста
16.Индексы позволяют соизмерить социально-экономические явления:
А – в пространстве
Б – во времени
В – в пространстве и во времени
Г – в стоимостной форме
Д – в агрегатной форме
19. Какой источник информации о населении является наиболее полным и достоверным ?
А – текущий учет и отчетность Г – анамнестическое обследование
Б – переписи населения Д – социологические исследования
В – демографические обследование
20. Как называется совокупность накопленных ресурсов в стране (экономических активов), создающих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей?
А – валовой национальный продукт
Б – валовой внутренний продукт
В – валовой национальный доход
Г – национальное богатство
Д – система национальных счетов
21.Применительно к каким группам населения изучается уровень жизни?
А – ко всему населению в целом
Б – к отдельным социальным группам
В – к домохозяйствам с различной величиной дохода
Г - к населению отдельной территории
Д - ко всем ниже перечисленным
22.Как называется денежная оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение определенного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей?
А – уровень жизни
Б – стоимость жизни
В – качество жизни
Г - прожиточный минимум
Д - среднедушевой расход
23.Какой показатель доходов рассчитывается путем деления общей суммы доходов населения на среднегодовую численность населения?
А – среднедушевые доходы
Б – средние доходы на 1 работающего
В – средний доход на 1 домохозяйство
Г - средний доход на 1 семью
Д - средний доход на одного члена домохозяйства
24.Как называется показатель, который определяется как «удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения»?
А – уровень бедности
Б – уровень малообеспеченности
В - показатель бедности
Г – прожиточный минимум
Д – среднедушевой доход
25. Известно, что структура потребительских расходов семьи зависит от величины семейного дохода. Укажите, какая зависимость между этими понятиями является верной.
А – чем больше доход семьи, тем больше доля расходов на питание
Б – чем ниже доход семьи, тем больше доля расходов на питание
В – чем ниже доход семьи, тем меньше доля расходов на питание
Г – чем больше среднедушевой доход, тем меньше доля расходов
Д – зависимость проявляется не всегда