Личностные тесты-опросники
Анастази 4 подхода
1) Основан на валидности по содержанию
2) Основан на исп эмпирич. критерия
3) –факторного анализа
4) Теоретический подход
1.попытка стандартизировать клиническую беседу Вудвортс иссл невротич симптомы
Минус – отсутствие норм.
2.метод контрастных групп
MMPI имел клиническую направленность, 10 независимых шкал
«-» низкая надёжность некотр шкал, претензии к нормативной выборке, интерпретация некотр шкал требует клинич-го опыта.
CPI (калифорнийский личностный опросник) создавался на здоровых.дихотомическая шкала. В основе 3хвекторная модель Вернона.считается одним из лучших (не адаптирован)
СМИЛ (русскоязычный вариант MMPI) 566 утверждений (верн, неверн, незнаю).
Коридор норм 46т-55т идеальная норма
65т-75т – акцентуация
>75 – нарушение
13 шкал (10 основных,3 коррекционных)
1) Шкала невротического самоконтроля
2) Пессимизм
3) Эмоц.лабильность
4) Импульсивность
5) Шкала мужественности\женственности
6) Ригидность
7) Тревожность
8) Индивидуалистичность
9) Оптимистичность
10) Соц.интрроверсия
Шкалы достоверности
1) Шкала лжи >70 (>10б)
2) Ф – шкала достоверности >70т
3) К – шкала коррекции (защитная реакция на вторжение в его мир)
4) Регистрация неопределенных ответов «не знаю» >70
Р.Кетелл 16 PF
Выписал из словарей хар-ки, убрал синонимы
Факторный анализ, к каждому фактору составил вопросы
186 утверждений (3хбальная шкала)
Измеряется 16 первичных факторов + 3 вторичных
1. Фактор А (теплота)
2. В (интеллект)
3. С (Сила Я)
4. Е доминантность
5. F беспечность
6. G сила сверх-Я
7. Н смелость
8. I эмоц.чувствительность
9. L подозрительность
10. М воображение
11. N проницательность
12. О склонность к чувству вины
13. Q1 мятежность
14. Q2 самоудовлетворенность
15. Q3 способность к самоконтролю
16. Q4 свободноплавающая тревожность
Вторичные факторы: тревожность, экстраверсия
Минус – субъективное выделение факторов, надежность некоторых шкал низкая
CPQ- детский до 11лет
HSPQ – подрастковый 12-15л
Оросник Айзенка EPQ
4 шкалы (3осн, 1коррекционная)
1. Нейротизм
2. Экстрав-интров
3. Психотизм
Выделил факторы, составил опросник, факторн.анализ
Опросник NEO-PI-R
Маккрей, Коста
240 утверждений, 5 базовых шкал, у каждой 6 подшкал
1. (М) нейротизм (тревожность, враждебность, депрессия, рефлексия,импульсивность,ранимость)
2. (Е) Экстраверсия (сердечность, общительность, настойчивость, активность, поиск возбуждений, позитивные эмоции)
3. (О) Открытость опыту (сфера воображения, эстетика, чувства, действия, идеи, ценности)
4. (А) Сотрудничество (доверие, честность, альтруизм, уступчивость, скромность, чуткость)
5. (С) Сознательность (добросовестность)
Компетентность, организованность, послушность долгу, стремление к достижениям, самодисциплина, обдумывание поступков)
Считается лучшим опросником, популярен, переведен на многие языки
«+» рез-ты хорошо коррелируют с другими опросниками, шкалы им большую корреляцию с методиками жизненных показателей, корр с психосемантическими методами.опросник адаптирован в разных культурах.
NEO-FF 60 утверждений – сокращенный вариант.диагностирует базовые шкалы.
ЛОП – личностный опросник профессионала
Опросник Шульца (ОМО – наш)
Опросник Томаса измер предрасположенность личности к конфликтному поведению. Люди осознают, что нельзя полностью затушить конфликт, он им и позитивные последствия.следов-но надо говорить не о разрешении конфликта, а об управлении им.
1. Выявить формы поведения людей
2. Определить конструкт. И диструктивные формы
3. Найти способы стимулирования конструктивных форм.
2хмерная модель регулирования конфликта: кооперация, напористость
5 способов регулирования конфликта: конкуренция, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.
12 суждений в каждом варианте (всего 60), по парам, выбор одного из двух.
«-» фальсификация ответов соц.одобрением
ü Формулировка заданий таким образом, чтоб человек не нашел – изощеренно или соц.нейтрально
ü Введение коррекционных шкал
ü Методика вынужденного выбора
Наличие ряда установок:
1) Установка на согласие (всегда отвечать «да»)
2) Избегание отриц.оценок(все ответы вверху шкалы)
3) Тенденция к средним оценкам
4) Стремление давать излишне оригинальные ответы
Проективные методики
1939г Франкл мех-м проекции
Ситуация неопределенная, должна стимулировать личность, тогда она ярче проявится..
Для проективных стимулов важно какое значение стимул имеет для человека.
(нет ответов «да» или «нет», они разнообразны)
Мюррей ТАТ, Тест Роршаха.
Франкл виды проективных тестов:
1. Конститутивные (структурирование, придание смысла стимулам) тест Роршаха
2. Конструктивные «Образ мира»
3. Интерпретационные (истолкование к-л ситуации,т.Розенцвейга, ТАТ)
4. Катартические (спец.организованная д-ть, психодрама)
5. Экспрессивные методики (чел выражает себя в действии, рисуночные тесты)
6. Инпрессивные (набор стимулов, т.Люшера)
7. Аддитивные (методика незаконченных предложений Сакса и Сидни)
«+»
1) диагностическая цель для испытуемых закрыта
2) дают целостное представление о личности
3) бударажат активность, воображение, интересно заполнять
4) экономичны
5) более широкая сфера применения
«-»
1) отсутств нормативные данные
2) ошибки интерпретации
3) надежность по однородности отсутств
4) отсутств в некотр тестах ретестовая надежность
для надежности интерпретации экспериментатора интерпетиркют неск человек
Критериальная текучая валидность проверяется методом контрасных групп
Проблема точности критериев – метод вслепую – оценка другими специалистами (не теми кот проводили тест)
Анастази: ошибки при опред. Валидности
1. точность стереотипов
2. ориентация на внешний критерий
иллюзорная вадилизация
Др личност тесты
1. Объективные тесты действия-простые объективные процедуры,связанные с диагностикой перцептивных свойств
2.ситуационные
1)для оценки морально-нравственных качеств
2) на стресс
3.психосемантические тесты
Это непрям тесты. Отлич черты: испыт ориент на задачу, а не на ответ. Цель замаскир. Задачи структурир в отл от проектив мет. У испыт есть кажущееся сущ-е прав решения. Пр: тест на воспр Виткина(полезавис-поленезавис), тесты на узнавание, на эстетич вкус (худ шкала Уелша). В ней 86 ч/б фигур. Выбрать какая нрав/не нрав. Лич тесты на юмор: IPAT. 104 пары шуток. Что смеш, что нет. Оц пословиц: 130 утвержд надо оценить и примен к себе. С пом этих мет-к выявл и устан и личность черты.
Ситуац тесты: челу предл оценить сит. 1) тесты исслед воспит-я х-ра. Текст. Между словами нет пробелов или большие буквы в середине слова. Проверяли повед испыт. 2) сит на стресс. Попад в незнак стресс сит. Тест Конструктор. Подсад люди: 1 мешает, 2-нейтр. 3) сит группа без лидера. Группе дают зад. Смотрели, кто возьмет отв-ть и как группа распред отв-ть. 4) исполнение роли. Другие тесты: предст о себе, личност конструкты. 300 прил, надо выбр, кот относ к тебе. Есть 24 шкалы. Оцен, какие выбрал и почему. Q-классиф: карточки с утвержд, кот чел должен выбрать о себе. Затем градация. Семант диффер Осгуда. 3 слова, оцен по 2х полярной щкале.
20. Опр теста, отл от экспер, признакихор.
От слова Чашка. В рус яз 2 знач: плав чаши для олова и клятва членов англ религиоз общины. Анастази: тест - объектив и стандартиз измерение образцов повед.
Кляйн: огранич во t испыт. Исп-ся для кач и колич индивид различий. В отл от экспер, предназнач для д-ки индивид различий и имеет чисто практич направл-ть, это более дешевая, краткоt, экон выгодная процедура, жестко стандартиз, в то вр как в экспер можно вносить ч-л новое. Рез тестир-я предпол сравнение с норматив и критериал оц.
Признаки хор теста: исп-е шкалы не ниже интервальной, он дБ надежным, валидным, дискриминативным, дБ ориент на норму или устан экспертами критерий или его рез-ты дб опис с выс точностью к-л моделью. Для этого необх осущ ряд процедур при его констр: 1) разраб первич ф-мы теста (выбор пр-та диагн-ки, созд теор и операц опр-я, выбор области валидности, выбор шк ответов, выбор типов зад в соотв с х-ром ответа, составл заданий теста, проведение созд ф-мы на спец подобр выборке). 2) Психометр проверка (анализ пунктов-наск каждое зад теста соотв общему диагностич содерж-ю мет-ки; проверка осн видов надеж-ти-наск рез-ты теста подверж вл побоч ф-ров; оц осн видов валид-ти или обоснованности теста. Задача процед- опред того, насколько хорошо созд мет-ка вып свои диагностич задачи.) 3) расчет нормативных пок-лей.