Многофакторные личностные опросники

Опросник «Шестнадцать личностных факторов» Р. Кеттелла для целостной диагностики личности. Разработка опросника. Содержание факторов. MMPI (Minnesota Multiphase Personality Inventory) для исследования индивидуально-психологических особенностей личности, типичных способов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адаптивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса, для оценки психического и соматического здоровья. Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) Ф.Б. Березина, М.П. Мирошникова, Е.Д. Соколовой. Исследования в области психологии личности и теория личности Г. Айзенка. Опросники Г. Айзенка для диагностики экстраверсии, интроверсии, нейротизма и психотизма (EPI, EPQ, PEN). Многофакторные личностные опросники для работы с нормальными

взрослыми популяциями – Калифорнийский психологический опросник (CPI) Дж. Гоуха, Фрайбургский личностный опросник (FBI) Й.Фаренберга, Х. Зелга, Р. Гампела. Индивидуально-психологический опросник Л.Н. Собчик. Индикатор типов личности Майерс-Бриггс для классификации испытуемых по типологии К.Г. Юнга. Опросник интерперсонального диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучека. «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Л.Н. Собчик для определения восьми ведущих форм социального поведения личности.

Диагностика акцентуаций личности

Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда. Опросник Шмишека для выявления типа акцентуаций (по К. Леонгарду), черт характера, определяющих поведение, особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Концепция типов акцентуаций у подростков А.Е. Личко. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова для выявления типа акцентуаций личности у подростков, склонности

к делинквентному поведения, алкоголизации.

Диагностика акцентуаций в методике MMPI.

Определение психологических типов личности

Индикатор 16 типов личности Майерс-Бриггс (MBTI) для классификации испытуемых по типологии К.Г. Юнга. Соционика А. Аугустинавичюте как система, описывающая 16 соционических типов личности и взаимоотношения между ними. Психогеометрический тест С. Деллингера для выявления пяти форм личности.

Тема 7. Проективная психодиагностика

Проективные психодиагностические методики

Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак. Техника апперцепции пожилых Л. Беллак и С. Беллак. Мотивационный тест Х. Хекхаузена. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н. Собчик. Методика «Выбор цвета» М. Люшера для исследования личности и ее состояний. «Цветовое зеркало» Г. Фрилинга для выявления восьми типов личности по К.Г. Юнгу, психологических и соматических проблем человека.

Тест восьми влечений Л. Сонди и его модификация – метод портретных выборов Л.Н. Собчик. Теория судьбоанализа Л. Сонди. Тест Г. Роршаха и методика пиктограмм для клинического исследования личности. Ассоциативный метод как основа методик завершения рассказа, истории или предложения. Методика «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса и С. Леви для выявления представлений о различных сферах отношений. Методика мотивационной индукции Ж. Нюттена для диагностики разных видов мотивации. Методики завершения рассказа или истории. Фрустрационный тест С. Розенцвейга для выявления эмоциональных стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях. Методики, созданные

на основе теста С. Розенцвейга. Другие проективные методики для выявления свойств личности, ее проблем и состояний.

Графические методы в диагностике развития, личности и системы отношений детей

Общие особенности развития рисунков в детском возрасте. Этапы нормативного развития детских рисунков. Основные анализируемые показатели детей разного возраста. Использование детских рисунков для диагностики уровня умственного развития детей. Применение графических методов для исследования личностных особенностей, социально-психологического положения ребенка в группе и в семье. Особенности изобразительной деятельности детей с особенностями развития, соматически и психически больных. Практические задачи, требующие использования рисуночных методов. Преимущества использования этих методов в работе с детьми. Основные требования к применению рисуночных методов.

Графические проективные методики

«Рисунок семьи» для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье. «Рисунок несуществующего животного» М. Дукаревич, «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука, Рисуночный тест Э. Вартегга, Графический тест «Звезды и волны» У. Аве-ЛаЛлеммант, Тест Дерева К. Коха, Рисуночный тест Р. Силвер, «Жизненный путь» И.Л. Соломина и другие графические методики для выявления свойств личности, ее проблем и состояний.

Тема 8. Психодиагностика личностных качеств, проблем и возможностей

Наши рекомендации