Структура общения, формы, механизмы, связь общения с характером совместной деятельности и характером отношений партнеров по общению
Как уже нами было замечено, общение - многогранный процесс, одновременно общение может решать многие вопросы и задачи, касающиеся непосредственно отношений партнеров по общению.
Общение можно разделить на:
ü Инструментально направленное – направлено на выполнение социально-значимой задачи, на дело, на результат;
ü Личностно-направленное – направленное на удовлетворение личностных потребностей.
Общение позволяет выделить следующие аспекты (по А.П. Панфилову):
· Информационно-коммуникативный аспект - общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией;
· Интерактивный аспект - общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации;
· Гносеологический аспект - человек выступает как субъект и объект социального познания;
· Аксиологический аспект - изучение общения как процесса обмена ценностями;
· Нормативный аспект - выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения;
· Семиотический аспект - общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем с другой;
· Социально-практический аспект общения заключается в том, что процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями, навыками.
Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, мы преследуем конкретные цели:
· Обмен или передача информации,
· Формирование навыков, развитие профессиональных качеств,
· Формирование отношения к себе, к людям, к обществу,
· Обмен деятельностью (технологии, инновации),
· Изменение мотивации,
· Обмен эмоциями.
В реальной практике общения мы встречаемся с типовым взаимодействием:
· «Я-Я» (юрист-клиент, ученик-преподаватель), - тип общения индивидуально-личностный,
· «Я-МЫ» (руководитель-подчиненные),- индивидуально-коллективный,
· «МЫ-МЫ» (специалисты по переговорам, административно-управленческий персонал, студенты), - коллективно-общественный.
Как вы понимаете, каждому типу отношений также свойственны определенные специфические черты, цели, задачи, лексика, приемы и технологии.
Учитывая сложность понятия «общение», имеет место обозначить егоструктуру, чтобы в дельнейшем проанализировать каждый его элемент.
Основными сторонами общения являются:
- коммуникация (коммуникативная сторона общения)
- интеракция (интерактивная сторона общения)
- перцепция (перцептивная сторона общения)
I. КОММУНИКАЦИЯ – обмен информацией в процессе общения.
А. Зверинцев в своей книге «Коммуникативный менеджмент» рассказывает о предании одного из африканских племен, свидетельствующем о том, что Бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика и только потом охотника и кузнеца. О чем это говорит. Мудрый Африканский Бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который сумеет в минуту опасности мгновенно собрать суетящихся в хижинах или плутающих по окрестностям соплеменников. Барабан в жизни африканцев играет настолько значительную роль, что каждому из новорожденных дают два имени – одно обычное, второе – специальное для барабана. Рожденный в деревне, умеет переговариваться посредством барабана, боле того, переговариваться на больших расстояниях.
Звуки набата на Руси – роль коллективного организатора, вечевой колокол.
В современных условиях коммуникация является основой жизнедеятельности. Статистика: 63% английских, 73% американских, 85% японских руководителей считают, что коммуникация – это главное условие на пути достижения эффективности их организации. Причем сами руководители тратят на это от 50 до 90 % своего времени.
В социально-психологическом смысле коммуникация – это передача информации от отправителя к получателю.
Схема:
Отправитель Процесс передачи Получатель
информации
О П
В структуре коммуникации следует отличать цель как рационально обоснованное намерение, от побудительного мотива, как скрытого намерения или мотива, зачастую выдаваемого лишь на невербальном уровне.
Схема:
Цель О Средства кодирования Сигнал Прием декодирования П Результат
Контекст коммуникации может быть выражен утверждением, вопросом или побуждением, скрывающим или демонстрирующим личные цели и скрытые мотивы. Коммуникация предполагает обратную связь и понимание, причем, ответственность лежит в большей степени не его отправителе.
II. ИНТЕРАКЦИЯ – организация взаимодействия между индивидами, обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.
Выделяют следующие виды взаимодействия:
· групповая (совместная трудовая деятельность, кооперация)
· конкуренция (соперничество)
· конфликт.
Для того чтобы общение было эффективным необходимо соблюдать следующие условия:
· равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса,
· равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга,
· равенство в психологической взаимоподдержке.
Взаимодействие складывается из действий, которые, в свою очередь, состоят из элементов:
ü действующий субъект,
ü объект действия (субъект) на которого направлено воздействие,
ü средства воздействия,
ü метод действия (способ использования средств),
ü реакция человека на которого воздействуют, результат действия.
При взаимодействии осуществляется:
· физический контакт,
· совместная организация пространственной среды и перемещение в ней,
· совместное групповое или массовое действие,
· вербальный и невербальный информационный контакт.
III. ПЕРЦЕПЦИЯ – означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В результате социологических исследований установлено, что:
· воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону,
· внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинах) интерпретациях объекта,
· большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.
Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:
§ формирование содержания межличностного восприятия,
§ содействие установлению взаимопонимания,
§ обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.
Для достижения эффективности взаимодействия важно восприятие – целостное отражение внешнего облика и поведения человека, его понимание и оценка.
Человек воспринимает мир посредством 5 сенсорных каналов:
Зрение, слух, осязание, обоняние. Все они работают 24 в сутки. Основной объем информации (90%) приходится на зрение, 10% - на слух.
Задача – обеспечение максимального взаимопонимания людей.