Семинарские занятия по курсу «статистика»
Цель семинарских занятий по курсу «Статистика» - более глубокое усвоение теоретических аспектов статистического метода и овладение технологиями, позволяющими собирать и анализировать статистическую информацию о экономической, социальной и политической ситуации в стране. При этом ставятся следующие дидактические задачи:
· обозначить круг ключевых проблем, отражающих специфику сбора, обработки и анализа адекватной статистической информации;
· помочь студентам освоить основные понятия, категории статистики как науки и отрасли практической деятельности;
· научить студентов использовать полученные знания при анализе различных процессов и закономерностей в современном обществе;
· научить студентов методике статистического анализа и расчету основных групп показателей общей теории статистики и ряда отраслевых статистик.
Соответственно этим задачам строится методика проведения семинарских занятий. Их тематика, не дублируя лекции, углубляет и дополняет лекционный курс. Это позволяет на конкретном материале выявить специфику статистического анализа и описания ситуации в стране и регионе.
Большое внимание при изучении курса в ходе семинарских занятий отдается освоению практических навыков решения задач и расчета показателей статистики. Для этого проводятся семинары-практикумы, в основном посвященные решению задач.
Тематический план прикладной части курса разработан с учетом вариативного проведения цикла семинарских занятий, адаптированного к особенностям содержания различных форм обучения и специфике конкретной студенческой аудитории.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
СЕМИНАР 1. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, СВОДКА И ГРУППИРОВКА. РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ.
- Наблюдение как первая стадия статистического исследования: общая характеристика, основные формы и виды наблюдения.
- Метод группировок, его особенности и принципы построения группировок.
- Решение задач на определение количества групп и величины интервала ряда распределения.
- Построение и анализ вариационных рядов распределения.
- Статистические таблицы, их построение и использование в статистике.
- Сущность и назначение графиков. Основные виды графиков.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Дайте определение статистического наблюдения.
2. Какие виды и формы наблюдения Вы знаете? Дайте их краткую характеристику
3. Дайте характеристику типологических, структурных и аналитических группировок. Какие задачи они решают?
4. Какие бывают интервалы группировок и как точно обозначить их границы? Приведите примеры.
5. От чего зависит решение вопроса об определении числа групп и границ интервала между ними?
6. Что представляют собой статистические ряды распределения и по каким признакам они могут быть образованы?
7. Как подразделяются вариационные ряды распределения и на каких признаках они основаны?
8. Какова методика построения дискретных и интервальных рядов распределения? Приведите примеры.
9. Дайте определение статистической таблицы. В чем основное отличие статистической таблицы от других таблиц?
10. Какие основные виды графиков Вы можете назвать?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гусаров В.М., Кузнецова Е.И. Статистика: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М.Гусаров, Е.И.Кузнецова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 479 с.
2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007
3. Коваленко, Н.В. Общая теория статистики: учебно-методическое пособие / Н. В. Коваленко; ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд – во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. – 140 с.
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ДЛЯ РЕШЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ:
ЗАДАЧА 1.
Имеются следующие данные об успеваемости 30 студентов по баллам:
5, 4, 4, 5, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 2, 5, 4, 4, 2, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 4, 5, 4, 4, 3, 4, 5, 5.
Постройте дискретный ряд распределения студентов по баллам, полученным в сессию. Постройте интервальный ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем четыре группы студентов: не успевающие, успевающие на три, четыре и пять. Изобразите ряды графически.
ЗАДАЧА 2. Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 100 человек, а минимальный и максимальный доход соответственно равен 5 000 и 10 000 рублей.
Задание 1.
Используя данные о численности постоянного населения Волгоградской области за период с 1980 по 2007 годы, постройте линейный график и столбиковую диаграмму. Поясните достоинства каждого из видов графических построений.
Задание 2.
Отметьте в таблице, к каким группировочным признакам относятся признаки, перечисленные в таблице. Ваш ответ по строке обведите кружком.
Признак | Атрибутивный | Количественный |
Форма собственности | ||
Пол человека | ||
Возраст человека | ||
Стаж работы | ||
Профессия | ||
Национальность | ||
Отрасль производства | ||
Объем продукции | ||
Наименование продукции | ||
Размер стипендии | ||
Балл успеваемости |