Семинарские занятия по курсу «статистика»

Цель семинарских занятий по курсу «Статистика» - более глубокое усвоение теоретических аспектов статистического метода и овладение технологиями, позволяющими собирать и анализировать статистическую информацию о экономической, социальной и политической ситуации в стране. При этом ставятся следующие дидактические задачи:

· обозначить круг ключевых проблем, отражающих специфику сбора, обработки и анализа адекватной статистической информации;

· помочь студентам освоить основные понятия, категории статистики как науки и отрасли практической деятельности;

· научить студентов использовать полученные знания при анализе различных процессов и закономерностей в современном обществе;

· научить студентов методике статистического анализа и расчету основных групп показателей общей теории статистики и ряда отраслевых статистик.

Соответственно этим задачам строится методика проведения семинарских занятий. Их тематика, не дублируя лекции, углубляет и дополняет лекционный курс. Это позволяет на конкретном материале выявить специфику статистического анализа и описания ситуации в стране и регионе.

Большое внимание при изучении курса в ходе семинарских занятий отдается освоению практических навыков решения задач и расчета показателей статистики. Для этого проводятся семинары-практикумы, в основном посвященные решению задач.

Тематический план прикладной части курса разработан с учетом вариативного проведения цикла семинарских занятий, адаптированного к особенностям содержания различных форм обучения и специфике конкретной студенческой аудитории.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

СЕМИНАР 1. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, СВОДКА И ГРУППИРОВКА. РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ.

  1. Наблюдение как первая стадия статистического исследования: общая характеристика, основные формы и виды наблюдения.
  2. Метод группировок, его особенности и принципы построения группировок.
  3. Решение задач на определение количества групп и величины интервала ряда распределения.
  4. Построение и анализ вариационных рядов распределения.
  5. Статистические таблицы, их построение и использование в статистике.
  6. Сущность и назначение графиков. Основные виды графиков.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение статистического наблюдения.

2. Какие виды и формы наблюдения Вы знаете? Дайте их краткую характеристику

3. Дайте характеристику типологических, структурных и аналитических группировок. Какие задачи они решают?

4. Какие бывают интервалы группировок и как точно обозначить их границы? Приведите примеры.

5. От чего зависит решение вопроса об определении числа групп и границ интервала между ними?

6. Что представляют собой статистические ряды распределения и по каким признакам они могут быть образованы?

7. Как подразделяются вариационные ряды распределения и на каких признаках они основаны?

8. Какова методика построения дискретных и интервальных рядов распределения? Приведите примеры.

9. Дайте определение статистической таблицы. В чем основное отличие статистической таблицы от других таблиц?

10. Какие основные виды графиков Вы можете назвать?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гусаров В.М., Кузнецова Е.И. Статистика: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М.Гусаров, Е.И.Кузнецова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 479 с.

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007

3. Коваленко, Н.В. Общая теория статистики: учебно-методическое пособие / Н. В. Коваленко; ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд – во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. – 140 с.

ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ДЛЯ РЕШЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ:

ЗАДАЧА 1.

Имеются следующие данные об успеваемости 30 студентов по баллам:

5, 4, 4, 5, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 2, 5, 4, 4, 2, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 4, 5, 4, 4, 3, 4, 5, 5.

Постройте дискретный ряд распределения студентов по баллам, полученным в сессию. Постройте интервальный ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем четыре группы студентов: не успевающие, успевающие на три, четыре и пять. Изобразите ряды графически.

ЗАДАЧА 2. Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 100 человек, а минимальный и максимальный доход соответственно равен 5 000 и 10 000 рублей.

Задание 1.

Используя данные о численности постоянного населения Волгоградской области за период с 1980 по 2007 годы, постройте линейный график и столбиковую диаграмму. Поясните достоинства каждого из видов графических построений.

Задание 2.

Отметьте в таблице, к каким группировочным признакам относятся признаки, перечисленные в таблице. Ваш ответ по строке обведите кружком.

Признак Атрибутивный Количественный
Форма собственности
Пол человека
Возраст человека
Стаж работы
Профессия
Национальность
Отрасль производства
Объем продукции
Наименование продукции
Размер стипендии
Балл успеваемости

Наши рекомендации