АВС-анализ объемов реализации
№ позиции | Реализация за год, тыс. руб. | Доля позиции, % | Доля с нарастанием, % | Группа |
26,06 | 26,06 | A | ||
24,35 | 50,41 | A | ||
13,28 | 63,69 | A | ||
11,75 | 75,44 | A | ||
8,41 | 83,86 | B | ||
6,13 | 89,99 | B | ||
4,09 | 94,07 | C | ||
3,20 | 97,28 | C | ||
2,18 | 99,46 | C | ||
0,54 | 100,00 | C | ||
Итого: | 58720,0 | 100,00 |
Наибольшую выручку приносят товарные позиции, попавшие в группу А. Поэтому службе логистики необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. По этим товарам допустимо создавать страховой запас с избытком. Более точнее настроить систему управления запасами позволят результаты XYZ-анализа.
3. Проведем XYZ-анализ товарных позиций. В отличии от АВС-анализа XYZ подразумевает использование единственного критерия классификации запасов – коэффициента вариации, который рассчитывается по формуле (7.12).
Результаты XYZ-анализа представлены в табл. 7.17.
Таблица 7.17
XYZ-анализ реализации товарных позиций
№ поз. | Реализация по кварталам, тыс. руб. | Реализация в среднем за квартал, тыс. руб. | Стандартное отклонение реализации, тыс. руб. | Коэффи- циент вариации, % | Группа | |||
I | II | III | IV | |||||
3825,0 | 238,48 | X | ||||||
320,0 | 58,31 | Y | ||||||
600,0 | 187,08 | Z | ||||||
1950,0 | 855,86 | Z | ||||||
80,0 | 60,42 | Z | ||||||
470,0 | 15,81 | X | ||||||
1235,0 | 132,95 | Y | ||||||
1725,0 | 898,26 | Z | ||||||
3575,0 | 268,10 | X | ||||||
900,0 | 158,11 | Y |
В группу X вошли товарные позиции 1, 6 и 9. В группу Y – 2, 7 и 10. Остальные товарные позиции попали в группу Z – 3, 4, 5 и 8.
4. Совместим результаты АВС и XYZ-анализа. При этом в общем случае формируется девять групп товаров. В нашем случае получилась следующая товарная матрица (табл. 7.18).
Таблица 7.18
Классификационная группировка товарных позиций
По методу ABC и XYZ
Группы товарных позиций | A | B | C |
X | 1; 9 | ||
Y | 7; 10 | ||
Z | 4; 8 | 3; 5 |
Товары группы АХ (1 и 9) отличаются высоким объемом продаж и стабильностью. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы хорошо прогнозируется.
Товары группы BY (7 и 10) при достаточно высоких продажах имеют недостаточную их стабильность. Считается, что товары группы Y имеют определенный тренд в объемах продаж – спад или рост. Чтобы обеспечить постоянное их наличие, нужно увеличить страховой запас.
Товары группы AZ (4 и 8) отличаются высокими продажами и низкой прогнозируемостью спроса. Чтобы обеспечить постоянное наличие товаров данной группы, в ряде случаев создаются избыточные страховые запасы, но это может привести к росту суммарного товарного запаса компании. Поэтому здесь можно рекомендовать перейти на более частые поставки, работать с более надежными поставщиками, более тщательно организовать контроль за расходом этих товаров.
Для товаров группы СХ (6) можно уменьшить страховой запас до минимального уровня и использовать систему управления запасами с постоянной периодичностью между заказами.
По товарам группы CY (2) можно перейти на систему с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых ресурсов.
В группу товаров CZ попали позиции 3 и 5. По возможности эти товары лучше вывести из ассортимента. В любом случае их нужно регулярно контролировать, так как именно из этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Задача 1. Разбить номенклатуру товарных позиций на складе на группы A,B,C и построить диаграмму Парето по данным, приведенным в табл. 7.19.
Таблица 7.19
Величины стоимостей и расходов товарных позиций
№ товарной позиции | Цена единицы товарной позиции, руб. | Расход товарной позиции, шт. | ||||||||
Ц1 | Ц2 | Ц3 | Ц4 | Ц5 | Р1 | Р2 | Р3 | Р4 | Р5 | |
1,9 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | ||||||
1,5 | 2,1 | 1,9 | 1,7 | 2,3 | ||||||
1,8 | 1,3 | 1,5 | 1,4 | 1,2 | ||||||
0,33 | 0,38 | 0,35 | 0,34 | 0,4 | ||||||
0,5 | 0,62 | 0,76 | 0,84 | 0,95 | ||||||
0,2 | 0,19 | 0,18 | 0,17 | 0,15 | ||||||
0,33 | 0,31 | 0,29 | 0,27 | 0,24 | ||||||
Примечание: исходные данные принимать по вариантам из табл. 7.20.
Таблица 7.20
Вариант | Цена единицы товарной позиции, руб. | Расход товарной позиции, шт. |
Ц1 | Р1 | |
Ц1 | Р2 | |
Ц1 | Р3 | |
Ц1 | Р4 | |
Ц1 | Р5 | |
Ц2 | Р1 | |
Ц2 | Р2 | |
Ц2 | Р3 | |
Ц2 | Р4 | |
Ц2 | Р5 | |
Ц3 | Р1 | |
Ц3 | Р2 | |
Ц3 | Р3 | |
Ц3 | Р4 | |
Ц3 | Р5 | |
Ц4 | Р1 | |
Ц4 | Р2 | |
Ц4 | Р3 | |
Ц4 | Р4 | |
Ц4 | Р5 | |
Ц5 | Р1 | |
Ц5 | Р2 | |
Ц5 | Р3 | |
Ц5 | Р4 | |
Ц5 | Р5 |
Задача 2. Разбить номенклатуру товарных позиций на складе на группы X, Y, Z и построить кривую Лоренца по данным, приведенным в табл. 7.21, используя для вариантов:
1 – 3- столбец 2; 4 – 6- столбец 3; 7 – 9- столбец 4; 10 – 12- столбец 5;
13 – 15- столбец 6; 16 – 18- столбец 7; 19 – 21- столбец 8; 22 – 25- столбец 9.
Таблица 7.21
Данные о вариации потребления товарных позиций
№ товарной позиции | Коэффициент вариации, % | |||||||
Задача 3. Основываясь на данных задач 1 и 2 каждого варианта, разделить материальные ресурсы на классы по двухмерному критерию (совместному ABC и XYZ- анализу).