Преобразования графиков функций
Литература: «Алгебра и начала анализа, 10-11» под редакцией А.Н.Колмогорова, М: «Просвещение», 2010,глава 1, &2, п.3.
Основные преобразования графиков функций:
1. Сжатие и растяжение вдоль осей координат.
2. Параллельный перенос по осям координат.
Тренировочные задания:
1) В одной системе координат постройте прямые:
y=x, y=x+5, y=x-4.
Указания: все эти прямые должны быть параллельны друг другу, т.к. имеют одинаковый угловой коэффициент k=1, эти прямые образуют с осью абсцисс один и тот же угол, тангенс которого равен 1, это угол 450.
В данном примере используется параллельный перенос графика y=x по оси ординат на 5 единиц вверх и на 4 единицы вверх.
2) В одной системе координат постройте графики функций:
y=x2, y=(x-2)2, y=(x-2)2+3.
Указания:
1. Постройте график функции: y=x2.
2. Выполните параллельный перенос графика 1) по оси абсцисс на 2 единицы вправо.
3. Выполните параллельный перенос графика 2) на 3 единицы вверх по оси ординат.
3) Дополнительное задание: №48(а,в), №49(учебник указан выше). Преобразования графиков выполнить легко, если сразу видно по какой оси и на сколько необходимо перенести элементарный график. Приведём примеры, когда нужно преобразовать функцию, прежде чем строить график. Рассмотрим два вида преобразований: выделение полного квадрата, почленное деление числителя на знаменатель.
1. Постройте график функции: y=x2+6x+1. Из аналитического задания функции нельзя определить смещение графика y=x2 по осям координат.
Выделим полный квадрат: x2+6x+1=(x+3)2 – 8. Убедитесь, что равенство верное. Наша задача сводится к построению графика: y=(x+3)2 – 8.
1)y=x2 ; 2)график 1) смещаем на 3 единицы влево; 3) график 2) смещаем на 8 единиц вниз.
2. Постройте график функции: .
Преобразуем выражение: . Убедитесь, что преобразование выполнено верно. Задача сводится к построению графика:
. Примените параллельный перенос гиперболы на 1 единицу вверх по оси ординат.
Графическая работа «Построение графиков функций. Преобразования графиков».
1. В одной системе координат постройте прямые: y=2x, y=2x+1, y=2x-4.
2. В одной системе координат постройте параболы: y= - x2, y= -(x+2)2, y= - (x+2)2+3.
3. В одной системе координат постройте гиперболы:
.
Дополнительные задания:
Используя преобразования (выделение полного квадрата, почленное деление) постройте графики функций:
1. y=x2+4x-2.
2. y=4x2+8x-5.
3. .
Тема 1.3. Тригонометрические функции.
Теоретические вопросы.
1. Связь между радианной и градусной мерой угла.
2. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла в прямоугольном треугольнике. Соотнесите эти определения с движением произвольной точки по единичной окружности.
3. Сформулируйте и докажите основное тригонометрическое тождество, используя теорему Пифагора.
4. Назовите основные свойства функций: y=cos x, y=sin x, y=tg x, y=ctg x. В чём особенность всех тригонометрических функций.
5. Перечислите основные характеристики гармонических колебаний. Какую роль они играют при построении графиков?
6. Какая характеристика влияет на область определения, на область значений?