Уровня жизни населения, используемые на современном этапе
В данном параграфе автор рассматривает вопрос о необходимости развития и совершенствования механизма управления повышением уровня жизни населения региона.
Анализ экономической литературы, в которой затрагиваются вопросы регулирования уровня жизни населения показывает, что освещаются они в основном на уровне государства. Что касается механизма управления повышением уровня жизни населения на региональном уровне, то об этом речь чаще всего вообще не идет. Уровень жизни населения часто рассматривается в рамках рассуждений о социальной политике государства.
Например, в учебном пособии "Государственное регулирование национальной экономики" под редакцией Н.А. Платоновой, В.А. Шумаева, И.В. Бушуевой в главе "Государственная социальная политика" рассматриваются некоторые показатели уровня жизни населения, в качестве инструментов государственного регулирования которого выступают баланс доходов и расходов населения и система потребительских бюджетов, причем понятие "уровень жизни населения" употребляется как синоним понятия "народное благосостояние", а показатели уровня жизни населения носят название "показателей социальной деятельности". [191, с. 412-426].
В учебном пособии Б. А. Райзберга "Государственное управление и администрирование в экономической и социальной сфере" речь идет также о социальной политике государства и о таких ее задачах, как социальная защита и поддержка населения, социальное (пенсионное) обеспечение, социальное страхование, социальная помощь (государственная страховая медицина), управление образованием, социальная реабилитация, природоохранные и природовосстановительные процессы, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. К инструментам социальной политики Б.А. Райзберг относит "социальное целеполагание", которое опирается на "установление целевых социальных нормативов дохода и потребления, таких как уровни оплаты труда, пенсий, пособий, среднедушевых доходов на члена семьи, прожиточного минимума, объемов потребления основных благ и услуг, обеспеченности жильем". "Для того чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов". [192, с. 91-99].
Как видим, в этом учебном пособии также не выделяется как объект исследования ни политика повышения уровня жизни населения, ни механизм управления его повышением, ни уровень жизни населения как таковой (упоминается лишь об индексации доходов при снижении "жизненного уровня").
В учебнике "Государственное регулирование рыночной экономики" под редакцией В.И. Кушлина вопросы государственного регулирования доходно-потребительской сферы затрагиваются в двух главах. В главе "Государственное регулирование социальной сферы" вопросы потребления населением услуг социальной сферы (понятие "социальная сфера" постоянно пересекается с понятием "социальная инфраструктура") и обеспечения населения жильем, кадрами и объектами инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры обсуждается на весьма глобальном уровне. Речь идет о модернизации образования, о стратегии развития здравоохранения, политике в сфере культуры, стратегии жилищной политики на государственном уровне.
Регулирование доходной сферы в этой главе представлено индексацией доходов населения и обеспечением минимальных социальных гарантий по доходам. Главной минимальной социальной гарантией признается бюджет прожиточного минимума.
Несколько подробнее регулирование доходов затрагивается в главе "Политика доходов и заработной платы". Однако, механизм регулирования доходов населения как элемент механизма управления повышением уровня жизни населения не рассматривается. Перечисляются лишь отдельные инструменты регулирования доходов и заработной платы: социальные льготы и выплаты, доплаты за тяжелые и вредные условия труда и районные выплаты (родственные по функциональному назначению). [193, с. 588-599, 567-587].
Обобщив анализ вышеупомянутой литературы, а также некоторых источников, посвященных политике доходов и заработной платы (и являющиеся интегральными показателями уровня жизни), на которые автор сошлется ниже, можно сделать следующие выводы об основных инструментах государственного регулирования уровня жизни населения преимущественно на макроуровне (но не на мезоуровне) [1, с. 93-115], [102, с. 119-120, 135-149]. К ним относятся:
- государственные минимальные социальные стандарты, которые направлены на реализацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ. Государственный минимальный социальный стандарт - установленный законодательством минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. С помощью государственного минимального социального стандарта определяются прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, минимальный размер социальных пособий и выплат, номенклатуры, перечня и набора бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы, нормы обеспечения населения социально значимыми услугами и т.д. [101, с. 190-205];
- государственное регулирование доходов и оплаты труда, которое осуществляется следующими методами:
а) экономическими: определение минимальных размеров оплаты труда, регулирование оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и государственных служащих, районное регулирование заработной платы, антимонопольное регулирование доходов (прямое регулирование цен, индексация расходов, сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии);
б) законодательными: разработка законодательной и нормативной базы, являющейся исходным моментом всего процесса регулирования. Нормативы используются для расчетов нормативных потребительских бюджетов, нормы рабочего времени, длительности отпусков на предприятии, создания безопасных условий труда; ставки налогов - для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц и т.д.;
в) административными: прямой государственной контроль над монопольными рынками, разработка стандартов, контроль за их соблюдением, поддержание минимально допустимых параметров жизни населения и т.д.;
г) согласительные методы: согласование действий правительства, предприятий и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов, отражение в соглашениях разного уровня (в Генеральном - на федеральном уровне, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях - на отраслевом и территориальном уровне, в коллективных договорах - на уровне предприятия) вопросов о размерах минимальной оплаты труда, социальных выплат, порядке индексации доходов, продолжительности рабочего времени, возмещении вреда, гарантиях трудовых прав, охране труда, обеспечении жильем и т.д.
- разработка потребительских бюджетов: разработка прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и рационального бюджета потребления (бюджета социального достатка);
- налоговая политика. Налоги оказывают большое влияние на располагаемые доходы населения. Регулирующая функция налогов состоит в следующем: установлении и изменении системы налогообложения, в определении налоговых ставок и их дифференциации, в предоставлении налоговых льгот (отдельным группам населения и предприятиям).
Итак, обобщив результаты анализа рассмотренных источников литературы и исходя из авторской трактовки определения механизма управления повышением уровня жизни населения региона, приведенного в п. 1.2. можно сделать следующие выводы:
1. Вопросы регулирования уровня жизни населения на региональном уровне с помощью специфических механизмов и инструментария в современной экономической литературе практически не рассматриваются, а если рассматриваются, то только в рамках государственной социальной политики.
2. Инструменты реализации социальной политики государства не являются элементами механизма реализации социальной политики (не говоря уже о механизме управления повышением уровня жизни населения в том контексте, в котором это понятие раскрыто в п. 1.2.).
3. Понятие "уровень жизни населения" нечетко дифференцируется с другими синонимичными понятиями (например, "народное благосостояние"), к тому же не раскрывается региональный аспект этих понятий.
Исходя из всего вышеперечисленного, автор приходит к необходимости формирования и развития механизмов управления повышением уровня жизни населения региона, т.к. в настоящее время можно говорить лишь о существовании разрозненных инструментов повышения уровня жизни, как на уровне государства, так и на уровне региона.
Целесообразно осуществлять формирование данного механизма поэтапно:
1. Оценка уровня жизни населения региона. Целью такой оценки является установление стратегических и тактических факторов повышения уровня жизни населения региона.
2. Определение конкретных целей и задач управления повышением уровня жизни населения региона, так как от этого зависит структура данного механизма, его эффективность.
Рис. 3. Принципиальная схема организационно-экономического механизма