Анализ рынка и основных конкурентов. Сегментация и позиционирование
В этом разделе бизнес-плана следует уделить внимание следующим вопросам: определению размеров (емкости) рынка; степени насыщенности рынка; тенденциям изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшую перспективу; выявлению наиболее перспективных рынков сбыта и причин их предпочтения; оценке основных конкурентов.
Характеристика рыночной конъюнктуры. К показателям конъюнктуры рынка относятся:
· соотношение спроса и предложения на товары (услуги);
· тенденции развития рынка;
· уровень устойчивости или колеблемости рынка;
· масштаб рыночных операций и степень деловой активности;
· уровень коммерческого риска;
· сила и размах конкурентной борьбы;
· нахождение рынка в определенной фазе экономического или сезонного цикла.
Потенциал рынка – это прогнозная оценка максимальных производственных и потребительских возможностей рынка:
Производственный потенциал характеризует возможность произвести и представить на рынок определенный объем товаров и услуг.
Потребительский потенциал – это возможность рынка поглотить (купить) определенное количество товаров и услуг.
Производственный потенциал прежде всего интересует покупателей, а потребительский потенциал – продавцов.
Можно говорить о потенциале рынка на макро- и микроуровне.
Микропотенциал фирмы (производственный и торгово-сбытовой) – это ее производственные или торговые мощности, предельно возможный объем производства, сбыта или товарооборота. Потребительский микропотенциал фирмы определяется потребительскими возможностями того сегмента рынка, на котором работает фирма.
Производственный потенциал рынка
Схема расчета производственного потенциала на какой-то период времени может быть представлена следующим образом:
,
где – производственный потенциал рынка, т.е. объем товаров, который может быть произведен и предложен рынку в течение определенного периода времени;
– предприятия, производящие данный товар;
– мощность предприятия (предприятий);
– степень загрузки производственных площадей;
– степень обеспеченности ресурсами;
– эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию;
– внутреннее производственное потребление (по нормативам);
– часть продукции, которую производят конкуренты;
– число производственных предприятий.
Для конкретной фирмы данную модель можно заменить на более простую:
.
– объем продукции, запланированный на i-м предприятии к выпуску в соответствии с портфелем заказов:
( ).