Думать в первую очередь о людях, а затем - о себе
Бхишмадева: «Долг царя — заботиться о своих подданных. Он должен делать это, не думая о собственных удобствах. Свои желания и устремления он должен подчинить нуждам людей».
Первейший долг лидера — заботиться о людях. И уж только потом он может подумать о собственных предпочтениях, комфорте и удовольствиях. Быть хорошим руководителем означает думать в первую очередь о благе других.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДУХ
Бхишмадева: «Он должен оберегать их, как мать оберегает своих детей... Лидер должен знать своих подчиненных лучше, чем мать знает своих детей».
Успешный руководитель знает своих подопечных так же хорошо, как мать знает своих детей, и он заботится о них подобно отцу или матери. Таков высший уровень руководства, доставляющий удовольствие Самому Богу.
Принцип покровительства крайне важен. В «Ману-самхите» сказано: «Царь, не защищающий своих подданных, — мертвый царь». Покровительство - - один из главных законов.
НЕЗАВИСИМОСТЬ
Бхишмадева: «Царь должен быть очень осторожен, и никому полностью не доверять. Ему следует скрывать свои самые сокровенные мысли даже от самых близких и дорогих ему людей».
Тот, кто сегодня — друг, завтра может оказаться врагом или шпионом. Лучше всегда сохранять осторожность. Этот принцип до сих пор действует в некоторых частях Нигерии, гдепо-прежнему существует традиционная система монархии. Я занимаю в Нигерии высокий правительственный пост использую его для проповеди высшего сознания политикам, царям и административным лидерам. Некоторые из этих людей являются потомственными лидерами, родословная которых уходит на многие поколения в прошлое. Такие цари никогда не едят на публике; им всегда готовит специальный повар. И едят они только после того, как пищу попробует повар, чтобы убедиться, что она не отравлена.
ОСТЕРЕГАТЬСЯ РОДСТВЕННИКОВ
Бхишмадева: «Царь должен бояться родственников, как смерти, однако не показывать этого».
В Нигерии и некоторых других странах преемнику трона не разрешается даже жить в одной провинции с царем, поскольку он может попытаться убить царя, чтобы захватить трон.
Наставления Бхишмадевы уходят своими корнями в древнеиндийскую монархическую мудрость. Если начать глубокое изучение любой древней культуры, можно обнаружить, что она близка к ведической. Некогда ведическая цивилизация была распространена по всему миру, и помимо знаний об управлении царством она давала людям возможность стать ближе к Богу. Остатки ведической культуры сохранись сейчас, в основном, в Индии, однако любой, кто стремится сделать свой вклад в совершенствование человечества, может черпать из этой сокровищницы знаний.
ОСОЗНАВАТЬ СВОИ СЛАБЫЕ МЕСТА
Бхишмадева: «Царю необходимо знать, когда искать убежища в своей крепости. Если враг сильнее, он должен быть готов заключить с ним мир».
Царь должен быть способен признать свою слабость. Иногда лидеры так опьянены властью, что утрачивают способность должным образом исполнять свои обязанности и, как следствие, перестают защищать людей. Или наоборот, вместо того, чтобы вовремя уйти в отставку, они делают все, чтобы сохранить свой пост. Такой лидер может даже осознавать неправильность своих действий, но из-за неодолимой привязанности к выгоде, славе и почитанию не может совладать с собой. Лидер должен учиться осознавать свое невежество, продолжая идти по пути духовности. Если он искренен, ему удастся подняться над низшей природой и стать таким, каким и должен быть лидер.
ДЕРЖАТЬ ПОД КОНТРОЛЕМ СВОИ ЖЕЛАНИЯ
Бхишмадева: «Алчность — корень всех грехов. Она разрушает все достоинства и добродетели человека».
Бхишма уже говорил, что воздержание -- высший долг царя. Теперь он объясняет, что алчность (вожделение) чрезвычайно опасна. История содержит много свидетельств того, как могущественные правители из-за жадности теряли целые царства и совершали ужасные злодеяния. Майя, олицетворенная иллюзия, всегда бьет в наши самые слабые точки. Мы должны постоянно напоминать себе о том, что всякий раз, когда нам не удается сохранять внутреннюю целостность и контроль чувств, мы утрачиваем способность заботиться о других. Вожделение может заставить нас предать даже собственные семьи, не говоря уже о наших избирателях или организациях. Истинный лидер должен с полной решимостью стараться избавиться от вожделения во всех его проявлениях.
ИСТИНА И БОГАТСТВО
Бхишмадева: «Истина — величайшая епитимья, высочайшая йога, лучшая из тиртх (священное место омовения). Богатство каждого, за исключением брахманов, принадлежит царю».
Пятая часть сельскохозяйственных животных, десятая часть зерна, четверть благочестивых заслуг и шестая часть грехов, шестая часть доходов должны поступать в царскую казну. Здесь Бхишма добавляет, что богатства всех граждан государства, за исключением брахманов, принадлежат царю.
Почему же богатство брахманов относят к отдельной категории? Истинный брахман отрешен, его невозможно подкупить или поставить в зависимость. Брахман дает советы бесплатно, ничего не ожидая взамен. В ведической культуре брахманы всегда руководили кшатриями, царями-воинами; власть кшатриев не распространялась на брахманов. Все социальные и духовные уклады взаимно дополняли друг друга, и общество жило мирно и счастливо.
МУДРОСТЬ ВОЗРАСТА
Бхишмадева: «Царские министры должны быть не моложе пятидесяти лет. Знание помогает человеку освободиться от желаний».
В этом наставлении подчеркивается ценность мудрости и опыта. Мы можем оказывать влияние на людей своими действиями или своим сознанием. Мы оказываем влияние также на тех живых существ, которые живут в нашем теле, поскольку связаны с нами кармой. В этом смысле каждое живое существо является лидером для других живых существ. Даже крошечные микробы могут оказывать сильное влияние на тело и сознание гораздо более крупных живых существ. Таким образом, каждый из нас участвует в создании определенного микроклимата, благодаря которому у тех, кто разделяет с нами наше жизненное пространство, формируется восприятие мира. Иными словами, Бхишмадева вновь говорит о том, что сознание лидера определяет скорость эволюции.
НЕ ЗАТАИВАТЬ ЗЛОБЫ
Бхишмадева: «Не затаивай злобы».
Лидер не должен ни на кого таить злобы. Порой люди, которые оказались в положении руководителя, только и занимаются тем, что жалуются на других. Они не осознают, что решение проблем — это неотъемлемая часть работы лидера. Принимать то, что руководителей часто не ценят, а если происходит что-то плохое, то их обвиняют первыми, — тоже неотъемлемая часть работы лидера. Тот, кто ожидает признания своих заслуг, не является хорошим лидером. Тот, кто приходит в слишком большое беспокойство из-за возникших проблем, тоже не является хорошим лидером. Однако с проблемами необходимо не только смириться, их также необходимо решать. Если человек не готов к этому, он не должен брать на себя роль лидера.
Поскольку лидер олицетворяет власть, неудивительно, то на него приходится главная доля оскорблений и гнева со стороны общества. Мы находимся в материальном мире по той причине, что не хотим никому подчиняться. Мы скрываемся здесь от Верховного Самодержца, который чаще именуется Богом. Всякий, кто олицетворяет в этом мире власть этого Верховного Самодержца (то есть лидер), становится объектом как любви, так и ненависти, и должен быть к этому готов. В человеке заложена склонность восставать против представителей власти.
И тем не менее, хороший лидер всегда остается чутким к нуждам невинных людей и продолжает доверять искренности их намерений. Обусловленная душа по природе несовершенна и подвержена ошибкам. Желания наших чувств уводят нас с верного пути, и мы утрачиваем способность ясно видеть истину. Хороший лидер сможет распознать свои и чужие недостатки и, подобному любящему родителю, старается заботиться о своих подчиненных. Родители любят своих детей, но в то же время видят их недостатки. Они знают, как и когда доверять детям. Если же родители слишком доверчивы, они, скорее всего, не смогут успешно воспитывать своих детей.
ВАЖНОСТЬ СОЮЗНИКОВ
Бхишмадева: «Ничего нельзя достичь в одиночку, даже самого незначительного результата. У человека должны быть помощники».
Независимо от того, насколько компетентен царь, он не в состоянии делать все сам. Часто можно видеть, как лидеры различных организаций берут всю ответственность на себя и пытаются выполнять всю работу самостоятельно. Обычно, это заканчивается тем, что они начинают чувствовать себя слишком перегруженными и на всех обижаются, либо впадают в депрессию и хотят оставить свой пост, или же начинают смотреть на всех свысока. Человек, который пытается все сделать сам, забывает о том, что истинным исполнителем действий является Бог, и, как правило, считает себя высшим управляющим и владельцем. Только если мы откроемся Богу, Он будет действовать через нас.
В данном утверждении Бхишма подчеркивает важность делегирования. Мы должны сосредоточиться на чем-то одном. В этом мире существует множество людей, способных делать потрясающие вещи, однако из-за того, что они пытаются делать все сами, их постигает разочарование, и эффективность их деятельности снижается.
Умение поручать дела другим — это искусство. Во-первых, мы должны быть уверены, что задача четко определена, в противном случае мы, наверняка, будем разочарованы результатом, поскольку он не будет соответствовать нашим ожиданиям. Во-вторых, необходимо понять, что ответственность не может быть делегирована. Например, я поручил своему секретарю сделать так много дел, что он оказался в полном замешательстве. Однако я только попросил его проследить за тем, чтобы все эти дела были сделаны; ему вовсе не обязательно все делать самому. В то же время, ответственность не может быть делегирована, -— должен быть кто-то, кто контролирует выполнение работы в целом. Даже когда мы поручаем свою работу кому-то другому, мы по-прежнему несем ответственность за ее выполнение. По крайней мере, нам нужно проследить за тем, чтобы работа была сделана. Один из путей — получать регулярные сообщения о ходе выполнения задачи. В этом случае можно при необходимости вмешаться и внести нужные коррективы.
Эффективное делегирование включает в себя также передачу полномочий и обеспечение необходимыми для осуществления задачи ресурсами.
Ценность делегирования не только в том, что оно избавляет руководителя от чрезмерного бремени. Дело в том, что организация преуспевает, когда каждый ее член четко знает свои обязанности и понимает, что играет важную роль в достижении цели организации. Если же руководитель не привлекает других участников проекта к составлению планов, он не сможет добиться максимальной эффективности, даже если его планы достаточно хороши. Осознавая себя важной частью проекта, люди будут готовы многим пожертвовать ради его осуществления. Делегирование помогает лидеру пробудить в людях такое участие.
Делегирование может быть линейным или матричным. В линейном менеджменте лидер делегирует полномочия через систему иерархии. Вышестоящий руководитель дает указания нижестоящему и так далее. При такой системе каждый подотчетен тому, кто стоит непосредственно над ним. Матричный менеджмент устроен иначе: лидер поручает разные дела разным людям, в соответствии с их квалификацией для выполнения данной задачи.
Очень важно быть уверенным, что человек, которому поручено выполнение определенной задачи, в состоянии будет успешно с ней справиться. Разные люди наделены различными склонностями и талантами. Когда порученное дело соответственным качествам человека, он, скорее всего, - ним справиться должным образом. Люди, которые делают то, что соответствует их природным склонностям, как правило, чувствуют себя вполне удовлетворенно, что передается и другим.
Большинство людей не удовлетворено своей работой. Они работают из чувства долга или просто ради денег, а не из искренней преданности своему делу. Много лет назад американское правительство проводило исследование, чтобы выяснить, почему японцы опережают их практически во всех сферах производства и управления, несмотря на то, что в Соединенных Штатах гораздо больше организаций занимаются вопросами бизнеса. Выяснилось, что технические возможности и знания обеспечивают лишь 15-20 процентов успеха в менеджменте. Наибольшую же роль играет то, как менеджер взаимодействует со своими подчиненными. Менеджерам, которые более тесно сотрудничают со своими подчиненными и уделяют больше внимания тому, чтобы вдохновить их, удается создать дух команды и, соответственно, добиться больших успехов в осуществлении своих проектов. Японская культура делает акцент на таких качествах, как целостность, преданность делу, командный дух и бескорыстие. В военном искусстве это носит название принципа Бушидо, что буквально означает «ценить честь выше жизни». Это подразумевает следование обетам, самоотдачу и отказ от собственных интересов во имя служения общему делу.
В том случае, если руководитель неправильно использует людские ресурсы, его подчиненные чувствуют себя ненужными, что приводит к самоизоляции и обидам. Люди, которые не ощущают своей полезности, считают, что их не ценят, а это сказывается на энергетике всего коллектива.
Когда у некоторых членов команды возникает чувство недовольства, развивается настроение апатии. Поэтому хороший руководитель вдохновляет своих людей, не позволяя им впадать в уныние. Становясь апатичными, люди начинают думать, что лидер возьмет всю ответственность на себя. Не чувствуя себя нужными, они зачастую вообще перестают прилагать какие бы то ни было усилия, что делает жизнь руководителя еще более напряженной.
Когда недовольство достигает определенного предела, люди могут даже начать саботировать усилия лидера, желая стать свидетелями его краха.
Почему же, несмотря на всю ценность командного духа, некоторые руководители все же предпочитают не передавать полномочия другим?Зачастую причина в том, что многие слишком привязаны к славе и почестям. И боятся, что им придется поделиться своими заслугами с другими. Некоторым руководителям кажется, что кроме них нет никого, кто мог бы как следует выполнить данную работу. Но люди, компетентные во всех областях деятельности, встречаются крайне редко. Поэтому тот, кто считает себя именно такой редкой душой, как правило, заблуждается. Составная часть успешного менеджмента — знать, кому именно следует поручить определенную задачу, чтобы она была выполнена быстро и качественно. Если мы отдаем себе отчет в своих несовершенствах, мы сможем обратиться за помощью к другим, когда в этом возникнет необходимость.
Осознавать свои слабые места — значит быть способным заглянуть внутрь себя. И прежде чем ожидать каких-либо жертв от других, мы должны сначала сами пойти на определенные жертвы. Махатма Ганди говорил: «Я сам должен стать переменой, которую хочу увидеть в других». Если мы ожидаем, что нашу жертву оценят, значит она не бескорыстна. Жертва подразумевает бескорыстие. Когда лидер питает родительские чувства к своим подопечным, жертва становится естественной. Когда родители говорят ребенку: «Мы пошли на эту жертву ради тебя», — это звучит несколько странно. Служение и жертва естественны в отношениях между родителями и детьми, и родителям нет нужды заталкивать свои жертвы в горло ребенку.
Как уже говорилось, делегирование — не только перепоручение задач, которые необходимо выполнить, но также передача необходимых полномочий и обеспечение ресурсами, необходимыми для успешного выполнения задачи. Делиться полномочиями и ресурсами — значит делиться властью. Мы часто видим, что могущественные лидеры окружены другими могущественными людьми. Это означает либо то, что лидер вдохновил этих людей действовать в высшей степени эффективно, либо он сознательно окружил себя в равной степени могущественными людьми, чтобы добиться еще большего.
Подводя итог, можно сказать, что люди, добившиеся успеха, не взваливают всю работу на себя. Иногда они даже могут не знать всех деталей. Они сосредоточены на самом важном: они заботятся о качестве. Никто из нас не способен все сделать сам, все знать или прочесть все книги. Поэтому «Ману-самхита» советует монарху иметь министров и осведомителей, специализирующихся в определенных областях и подотчетных царю. Таким образом, он будет прекрасно осведомлен о том, что происходит в стране, гораздо лучше, чем если бы обо всем ему приходилось узнавать самому.
В основе способности вдохновлять других лежит понимание того, что эти другие уже обладают могуществом, но просто могут еще не осознавать этого. Лидер, который хочет кого-то вдохновить, устроит так, чтобы в человеке раскрылись его возможности. Лидер не сможет вдохновить тех, кого он считает слабоумными. Ему не удастся этого сделать и в том случае, если он попытается заставить людей делать то, что им не нравится. Секрет состоит в признании реальных возможностей человека и заложенного в нем потенциала.
В духовной сфере этот принцип означает, что у Бога нет любимчиков. Если Господь хочет что-то осуществить, мы, как Его преданные, готовы поделиться Его благословениями с как можно большим числом людей, вовлекая их в исполнение Его планов.
Если же мы перепоручаем какие-то дела только потому, что не хотим делать их сами, или потому, что считаем себя выше подобных занятий, люди, которым мы поручили их выполнение, не будут испытывать никакого энтузиазма. Наоборот, они будут чувствовать, что на них свалили что-то бессмысленное. Конечно, они все равно будут выполнять свои обязанности, но не с таким энтузиазмом, как если бы они действительно чувствовали, что разделяют ответственность. Подобное «сваливание» дел на других не приносит тех же результатов, что работа в команде, когда лидер и его помощники действуют сообща.