Статистика издержек производства
Себестоимостью продукции, работ или услуг называется сумма всех затрат на их производство и реализацию. Расходы на производство продукции называются издержками производства. Расходы торговых организаций на доведение товаров до потребителей называются издержками обращения.
Расходы на непосредственное изготовление продукции называются прямыми, а расходы на обслуживание производства и его управление - косвенными. Расходы, зависящие от объема производства и не зависящие от него, называются соответственно переменными и условно постоянными.
Средний уровень себестоимости однотипной продукции, выпускаемой на различных предприятиях, вычисляется по формуле:
,
где - общие затраты на производство продукции по группе предприятий;
- общий выпуск продукции.
Для изучения динамики себестоимости единицы продукции применяют следующие показатели.
1. Индекс планируемого изменения себестоимости единицы продукции:
,
где - запланированная себестоимость единицы продукции на текущий (отчетный) период; - себестоимость единицы продукции в базисном периоде.
2. Плановое абсолютное изменение себестоимости единицы продукции:
.
3. Ожидаемый размер экономии:
,
где - объем продукции по плану в натуральных показателях.
4. Индекс себестоимости единицы продукции:
.
5. Фактическое абсолютное изменение себестоимости единицы продукции:
.
6. Размер фактической экономии затрат:
,
где - фактический объем продукции в текущем периоде в натуральных показателях.
7. Индекс выполнения плана по себестоимости единицы продукции:
.
8. Абсолютное выполнение плана по себестоимости единицы продукции:
.
Заметим, что .
Пример 2.9.1.Затраты на единицу изделия вида А в базисном периоде составили 10 у.е., а по плану на текущий период они должны составить 9 у.е. Плановый выпуск - 100 шт. В текущем периоде себестоимость единицы продукции составила 8 у.е. и было произведено 90 шт.
1. Индекс планируемого изменения себестоимости единицы продукции:
показывает плановое снижение себестоимости единицы продукции на 10%.
2. Плановое абсолютное изменение себестоимости единицы продукции:
у.е.
3. Ожидаемый размер экономии:
у.е.
4. Индекс себестоимости единицы продукции:
показывает снижение фактической себестоимости единицы продукции на 20%.
5. Фактическое абсолютное изменение себестоимости единицы продукции:
у.е.
6. Размер фактической экономии затрат:
у.е.
7. Индекс выполнения плана по себестоимости единицы продукции:
свидетельствует о невыполнении плана на 11,1%.
8. Абсолютное выполнение плана по себестоимости единицы продукции:
у.е.
9. Размер сверхплановой экономии:
у.е.
Упражнение 2.9.1.Затраты на единицу изделия вида А в базисном периоде составили 20 у.е., а по плану на текущий период они должны составить 21 у.е. Плановый выпуск - 200 шт. В текущем периоде себестоимость единицы продукции составила 22 у.е. и было произведено 190 шт. Вычислите показатели динамики себестоимости единицы продукции.
К обобщающим показателям себестоимости продукции по предприятию в целом относятся: себестоимость произведенной продукции и показатель затрат на 1 руб. произведенной продукции.
Для анализа изменения себестоимости произведенной продукции в текущем периоде по сравнению с базисным (или с планом) применяют агрегатный индекс себестоимости единицы продукции в форме Пааше:
.
Показатель затрат на 1 руб. произведенной продукции определяют как отношение полной себестоимости продукции к ее стоимости. Например, если производство на 1 руб. продукции обошлось предприятию в 90 коп., т.е. затраты составили 90%, а прибыль - 10%, то этот показатель равен 0,9.
Индекс затрат на 1 руб. произведенной продукции в текущих ценах:
является произведением числа, обратного индексу цен:
,
индекса себестоимости единицы продукции:
и индекса ассортиментных сдвигов:
.
Индексной взаимосвязи:
, (2.9.1)
соответствует факторная взаимосвязь:
, (2.9.2)
где разности числителя и знаменателя соответствующих индексов. Умножая эти разности на стоимость всей продукции в текущем периоде, получим экономию или перерасход затрат от изменения соответствующих факторов.
Пример 2.9.2.По данным, представленным в табл. 2.9.1, вычислим индексы затрат на 1 руб. произведенной продукции, цен, себестоимости и влияния ассортиментных сдвигов и найдем индексную и факторную взаимосвязи.
Используя суммы в итоговой строке расчетной табл. 2.9.2, вычислим:
0,9673=96,73%, 0,9893=98,93%,
=0,9778=97,78%,
=0,9999=99,99%.
Таблица 2.9.1