Тема 14.Предупреждение групповой и организованной
Преступности
Методические указания
Групповая преступность может рассматриваться как одна из форм организованной преступности. Необходимо различать виды преступных групп, регламентированные уголовным законодательством, их отличительные признаки, а также уметь охарактеризовать их сравнительную общественную опасность; соотносить групповую и рецидивную преступность; уметь назвать и раскрыть типологию преступных групп.
Изучая групповую преступность, следует особо обратить внимание на ее половозрастные особенности. Известно, что несовершеннолетние правонарушители в основном совершают преступления в группе, еще более высок уровень групповой преступности среди несовершеннолетних женского пола. Оценивая показатели групповой преступности несовершеннолетних по отдельным видам преступлений, целесообразно сравнивать ее с аналогичными показателями «взрослой» групповой преступности.
Важным вопросом данной темы является профилактика групповой преступности. Особо следует подчеркнуть важность выявления групп с криминогенной ориентацией и их разобщения.
Обращаясь к изучению организованной преступности, необходимо разобраться в соотношении (и разграничении) понятий «организованное преступление», «организованная преступность», выделить три уровня организованности в преступности:
1) организованные преступные группы, не связанные между собой;
2) стойкие иерархические преступные группы со сложным внутренним распределением ролей, прав и обязанностей;
3) организация преступной среды (объединение или взаимодействие иерархических преступных групп, их связь с официальными социальными структурами).
Необходимо различать два вида организованной преступности – общеуголовную и хозяйственно-должностную.
Предлагается рассмотреть историческое развитие самой организованной преступности и ее состояние в современной России.
При объяснении причин роста организованной преступности и ее крайне неблагоприятных тенденций следует исходить из того, что они складывались объективно из-за негативных последствий радикальных экономических, политических, социальных преобразований, происходящих в стране, нарушений общепризнанных правил и норм социального бытия, допущенных тоталитарным режимом во всех сферах жизни нашего общества; рассмотреть более подробно причинный комплекс оргпреступности.
Определяя основные направления профилактики организованной преступности, необходимо выделить общесоциальные мероприятия, осуществляемые различными государственными и общественными структурами, и специально-криминологические меры, особенно те, которые входят в компетенцию органов внутренних дел.
Задание 1
Прочтите описание преступного поведения. К какому типу преступлений относится данное деяние? Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника. Возможно ли было предотвратить это преступление?
Адамайтис не любил азартные игры. Почувствовал: стоит только начать — потом не остановишься. Так оно и произошло. Зачем он только согласился с друзьями пойти в казино? Проиграл 7 тыс. долларов. Хорошо, что Лозицкий выручил. Лучше бы он выручил иначе – не повел бы в казино. Как теперь быть, где взять деньги?
Выход ему предложили уже на следующий день. «У нас к вам просьба. Не нужно завтра слишком осматривать голубой фургон. А если что и увидите, сделайте вид, что все в порядке. Ваша доля – 10 тыс. долларов».
Через неделю Адамайтису подарили видеофильм, где был записан этот разговор и факт передачи денег. Так таможенный инспектор стал сотрудничать с наркомафией.
Задание 2
Прокурор встретился с Русаковым. Тот начал давать показания. Раскрыл механизм «делания» денег и их «отмывания». Назвал громкие фамилии и номера их счетов в швейцарских банках.
Обо всем происшедшем стало известно тем, чье должностное положение оказалось под угрозой. В СМИ был передан компромат на прокурора. Тот был отстранен от должности.
1. Примите решение в роли следователя.
2. В чем главная сложность проведения подобных расследований?
3. Какие законодательные меры могли бы обеспечить установление истины по уголовным делам этого типа?
Задание 3
Перечислите виды преступных групп, предусмотренные действующим уголовным законодательством, и дайте их сравнительную характеристику.
Задание 4
Назовите сферы преступной деятельности, для которых наиболее характерны групповые формы противоправных проявлений.
Задание 5
Дайте сравнительную характеристику групповой преступности взрослых и несовершеннолетних.
Задание 6
Раскройте и покажите на примерах связь организованной преступности с «теневой экономикой».
Задание 7
Перечислите основные причины существования организованной преступности и раскройте их содержание.
Задание 8
Назовите основные тенденции организованной преступности в России в современный период.
Задание 9
Сформулируйте основные задачи органов внутренних дел по противодействию организованной преступности.