Тема : «Организация ортодонтической помощи»
Курсовая работа
Подготовила студентка 52 группы
стоматологического факультета
Нуриева Лариса Талгатовна
Оренбург, 2013 г.
Введение
Постижение распространенности зубочелюстных аномалий и их отдельных нозологических форм в различные периоды становления и образования прикуса представляет ученый и утилитарный интерес. Данные таких изысканий нужны для разработки организационных тезисов профилактики и лечения аномалий становления зубочелюстной системы.
1. На основании статистического обзора данных эпидемиологических изысканий определена средняя частота зубочелюстных аномалий, а также их отдельных нозологических форм и нарушений функций.
Зубочелюстные аномалии в нашей стране встречаются в среднем у 33,7 - 37 обследованных, в период временного прикуса - 24, в период сменного прикуса - 49, в период непрерывного прикуса (до 17 лет) - 35. Процент зубочелюстных аномалий гораздо нарастает у обследованных с другими стоматологическими болезнями (кариес, пародонтит, пародонтоз) до - 58,5, при наличии всеобщих заболеваний организма - возрастает до - 74,6.
Частота аномалий зубов и зубных рядов - 39, прогнатический прикус - 20, прогенический прикус - 13, большой прикус - 23, открытый прикус - 19.
2. В процессе становления и роста зубочелюстной системы и образования как временного, так и непрерывного прикуса происходят натуральные метаморфозы в расположении и взаимоотношений отдельных зубов, групп зубов, зубных рядов и прикуса в совокупности. В итоге этого отслеживается приход аномалий в период сменного прикуса по сопоставлению с временным и уменьшение числа аномалий к периоду сформированного непрерывного прикуса.
Число аномалий зубочелюстной системы от начала образования временного прикуса до начала сменного возрастает на - 25, в период непрерывного прикуса уменьшается на - 14, т. е. отслеживается уменьшение числа аномалий зубочелюстной системы и составляет - 11. Процесс самоустранения аномалий зубочелюстной системы именуется саморегуляцией. Явлениям саморегуляции, как водится, не подвергается открытый прикус, прогенический прикус, перекрестный прикус со смещением нижней челюсти.
3. Ортодонтическая помощь детям и подросткам осуществляется по регионально - участковому тезису и регламентируется приказами МЗ РФ, инструкциями и другими нормативными актами.
2.Обслуживаемый район распределяется на несколько участков по числу врачей - ортодонтов. К участку причисляются от 6 до 10 школ, 10-12 детских садов. Бригаду для осуществления плановой санации полости рта составляют из нескольких стоматологов - педиатров, медицинских сестер и доктора - ортодонта.
Частота аномалий зубочелюстной системы в существенной степени зависит от своевременности и качества санации полости рта. Следственно, ортодонтические профилактические осмотры рассматриваются как часть комплекса мероприятий по санации полости рта у детей, а также как оригинальный контроль за качеством ее проведения.
Стоматолог- ортодонт работает с организованными детьми участка не больше 1 раза в неделю, в связи с чем, осмотры детей с ортодонтической направленностью проводят врачи стоматологической профилактической сети. Ортодонт может применять не больше 3 - 4 дней в месяц на такие профилактические мероприятия как:
1 гигиеническое воспитание детей;
2 своевременное устранение причин, вызывающих аномалии становления зубочелюстной системы;
3 ранее предупреждение и своевременное лечение аномалий становления зубочелюстной системы;
4 слежение за ростом челюстных костей, сроками прорезывания как временных, так и непрерывных зубов и образования прикуса.
Детей, нуждающихся в ортодонтическом лечении, распределяют между ортодонтами, оказывающими помощь на закрепленных участках. Система участковости позволяет понемножку уменьшить внеплановую обращаемость детей за ортодонтической помощью и перейти к плановой помощи детского и подросткового населения до 18 лет. Контроль больных с указанием экстренности и очередности осуществляет участковый ортодонт либо медицинская сестра. Для контроля за больным, которому участковый доктор выдал направление на прием к врачу - ортодонту, уместно использовать талон - направление. Он состоит из 3 идентичных частей: первая часть остается у доктора, направившего больного к ортодонту, вторая - у доктора - ортодонта, принявшего больного на лечение, третья (отрывной талон) - через заведующего отделением возвращается для контроля к врачу, направившего больного на лечение. Участковый доктор - стоматолог контролирует своевременность начала лечения. Применение такого талона - направления дозволяет планировать число больных, поступающих на лечение: 1) от участкового доктора дошкольного либо школьного участка: а) из детского сада; б) из школы; в) из ПТУ;
2) от участкового доктора больницы;
3) по обращаемости.
Принципы организации ортодонтической помощи
Организация работы в ортодонтическом кабинете или отделении. Ортодонтическое отделение или кабинет оснащают оборудованием, инструментарием и другими изделиями индивидуального пользования (из расчета на одну врачебную должность), а также оборудованием, инструментарием и другими изделиями для коллективного пользования. Рабочее место врача должно быть оборудовано с учетом эргономики, т. е. такой системы движения врача по кабинету, при которой затраты физических сил и времени наименьшие.
Предусматривают место для хранения диагностических моделей челюстей больных, находящихся на лечении, и рентгеновских снимков (телерентгенограммы головы, ортопантомо-граммы челюстей и др.).
Объем лечебно-профилактических мероприятий для детского населения, прикрепленного к поликлинике, планируемый на год, должен соответствовать реальным возможностям всех звеньев лечебного учреждения, включая зуботехническую лабораторию. В комплекс лечебной помощи больным с зубочелюстными аномалиями включаются следующие мероприятия:
профилактика, аппаратурное Ортодонтическое, хирургическое, терапевтическое и протетическое лечение, физиотерапия, миотерапия, логопедическое обучение, помощь оториноларингологов, психоневрологов и других специалистов.
При составлении плана работы ортодонтического отделения необходимо:
1) уточнить потребности в ортодонтической помощи различных возрастных групп детского населения;
2) определить объем всех видов специализированной помощи при лечении ортодонтического больного;
3) изыскать штатные и материальные резервы и эффективно использовать их;
4) применять новые организационные формы работы, научной организации труда (НОТ), системы учета, анализа и планирования, определения затрат рабочего времени ортодонта и обслуживающего персонала. Осуществление этих мер обеспечивает плановую рациональную систему оказания ортодонтической помощи детскому и подростковому населению.
Должны быть определены задачи и функции каждого сотрудника поликлиники соответственно уровню его квалификации и объема работы. Их излагают в инструкциях для заведующего ортодонтическим отделением, ортодонта, медицинской сестры ортодонтического отделения. Учитывая, что экстенсивное развитие ортодонтической службы небеспредельно, необходимо наряду с увеличением штатов ортодонтов изыскивать и реализовывать интенсивные способы развития этого вида помощи. Положительные результаты могут быть достигнуты при внедрении НОТ в работу как ортодонтических подразделений, так и всей поликлиники. Хронометраж позволяет установить, что 87% рабочего времени ортодонт затрачивает на основную работу (прием больных, ведение истории болезни, консультации, беседы с родителями), а остальные 13% — на вспомогательную (работа с зубным техником, архивом, служебные разговоры, конференции, совещания и т. д). Использовать резервы времени, сократить его потери, организовать ритмичную работу отделения можно при четкой взаимосвязанной работе персонала поликлиники.
Рациональное использование времени врача зависит от степени привлечения медицинской сестры к участию в лечебной работе. Для освобождения медицинских сестер от подготовительной работы целесообразно иметь штатные должности обслуживающего персонала без медицинского образования (диспетчеры) из расчета одна должность на 3 должности ортодонтов. Вызов больных открыткой или по телефону в поликлинику осуществляется через диспетчера отделения и регистратуру поликлиники, вызов больных в кабинет — с помощью микрофонной связи.
Количество посещений больными врача в утренние часы и летние месяцы ниже нормы, что объясняется спецификой работы с детским и подростковым контингентом. Это снижает годовую нагрузку ортодонта. Графики работы рекомендуется составлять с учетом закономерности обращения больных, т. е. планировать максимальное число ортодонтов в часы и дни, наиболее удобные для населения.
Облегчают работу штампы-клише, готовые рецепты, бланки для регистрации результатов обследования детей и др. Целесообразно применять учетную форму по ортодонтии, позволяющую провести количественный и качественный анализ показателей работы как отдельных врачей, так и всего ортодонтического отделения. Форма «Учет работы ортодонта» позволяет вести учет больных, явившихся на прием для получения ортодонтической и зубопротезной помощи, рассчитать среднее число посещений за период лечения, сравнить число больных, принятых на лечение и окончивших его в течение месяца.
Планирование помощи в зависимости от степени трудности ортодонтического лечения и оценка эффективности работы ортодонта. Оценку эффективности работы ортодонта проводят по следующим количественным показателям:
1) трудовые единицы;
2) число больных, принятых в течение 1 ч, 1 рабочего дня, 1 мес, 1 года;
3) число больных, у которых ортодонтическое лечение закончено;
4) число детей, находящихся под наблюдением в каждой диспансерной группе, и их перемещение из одной группы в другую.
Затраты времени ортодонта на одного больного составляют в среднем 24±0,7 мин, а средняя нагрузка на один рабочий день при шестидневной рабочей неделе 12,5 посещения, при пятидневной — 15 посещений. В течение рабочего для ортодонт должен выполнить 15 трудовых единиц при шестидневной рабочей неделе или 18 при пятидневной. Для оценки качественных показателей работы ортодонта и ортодонтического отделения в целом учитывают число принятых больных с различными нозологическими формами зубочелюстных аномалий, длительность и эффективность их лечения.
Учет зубочелюстных аномалий по нозологическим формам недостаточен для выбора плана лечения, оценки достигнутых и прогнозирования отдаленных результатов, поскольку для больных, в том числе с одинаковыми заболеваниями, требуются различная продолжительность лечения, разный объем мероприятий, что в значительной мере зависит от учета степени выраженности морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстной системе и трудности их устранения. Метод определения степени трудности ортодонтического лечения в баллах (по Зиберту—Малыгину) позволяет отразить многообразие клинических проявлений зубочелюстных аномалий в количественной форме, определить объем лечебных мероприятий, сопоставить особенности лечения различных аномалий прикуса, оценить результаты и эффективность примененных методов лечения. Это в свою очередь способствует решению вопросов организации и планирования ортодонтической помощи.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ТРУДНОСТИ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ
1. Наклонное перемещение зубов: а) благоприятное — мезиальное перемещение боковых зубов, протрузия или ретрузия передних; б) неблагоприятное — небное или дистальное перемещение боковых зубов, латеральное — передних, зубоальвеолярное удлинение или укорочение, поворот зубов по оси.
2 Опора- а) реципрокная, когда сила противодействия используется для лучшей опоры ортодонтического аппарата и перемещения опорных зубов; б) стационарная, когда опорная часть ортодонтического аппарата должна оставаться неподвижной.
Ортодонтическое лечение I степени трудности (лечение простое до 27 баллов), в 3 раза меньше — II степени (лечение средней трудности 28—40 баллов), в 10 раз меньше — Шстепени (лечение трудное 41—54 балла) и 0,3% — IV степени (лечение очень трудное — 55 баллов и более). Статистический анализ варьируемых величин подтверждает правомерность суммарного изучения зубочелюстных аномалий в зависимости от степени выраженности морфологических и функциональных нарушений и трудности их устранения. С помощью регрессивного анализа Ю. М. Малыгиным и А. М. Белым (1975) математически рассчитано количество планируемых посещений больными врача, Длительность лечения и затраты трудовых единиц в зависимости от степени его трудности .
Определив степень трудности лечения, врач в зависимости от конкретного количества баллов определяет среднюю продолжительность лечения, количество необходимых посещений больным врача и требующихся трудовых единиц. Например, у больного II степень трудности лечения (35 баллов). По таблице находят, что для лечения требуется 20 мес, 39 посещений больным врача и затрата 48 трудовых единиц.
Использование расчетной таблицы способствует научной организации труда, улучшению планирования ортодонтической помощи, пересмотру нормы рабочей нагрузки ортодонта с учетом числа принятых и вылеченных больных при различной степени трудности лечения. Этот метод пригоден для оценки эффективности различных способов ортодонтического и комплексного лечения.
Организация работы в зуботехнической ортодонтической лаборатории.
Работа ортодонтического кабинета или отделения и зуботехнической лаборатории взаимосвязана. От оперативности и качества работы зубных техников зависят эффективность работы ортодонтического отделения и плановость приема больных. Бесперебойная работа лаборатории является важнейшим оценочным показателем качества ее организации. Учет работы каждого зубного техника позволяет старшему технику своевременно анализировать данные о загруженности сотрудников и всей лаборатории. Старший зубной техник распределяет среди сотрудников работу, поступившую из клиники. Готовые ортодонтические аппараты и приспособления сдают старшему технику за час до окончания рабочего дня. Старший зубной техник проверяет качество их выполнения и передает аппараты старшей медицинской сестре для распределения среди врачей. Если изготовление аппарата задерживается, то старшая медицинская сестра отделения или кабинета заранее предупреждает об этом ортодонта.
Объем работы зубного техника-ортодонта определен едиными ведомственными нормами времени на зуботехнические работы, включающими изготовление ортодонтических аппаратов и зубочелюстных протезов, а также нормы времени на выполнение отдельных технологических операций.
Ортодонты, стремясь улучшить и ускорить процесс лечения, применяют новые функциональные и механические методы, внедряют в практику сложные конструкции ортодонтических аппаратов. Их изготовление занимает более длительное время и приводит к перегрузке зуботехнической лаборатории, что следует учитывать при планировании работы. Каждый зубной техник должен регистрировать выполняемые работы и подводить итог в виде ежемесячного отчета о проделанной работе и расходе материалов. Для учета расхода материалов целесообразно использовать дубликат заказа-наряда, который передают из зуботехнической лаборатории в ортодонтический кабинет. После припасовывания аппарата и передачи его больному ортодонт должен приложить заказ-наряд к ежедневной форме учета своей работы. Далее эти документы поступают к статистику. Старшая медицинская сестра поликлиники сверяет ежемесячные отчеты о работе ортодонта и зубного техника. Оплата труда зубного техника проводится за счет первой статьи бюджета. В учреждениях, находящихся на хозрасчете или финансируемых за счет специальных средств, оплата его труда проводится по сдельно-премиальной системе. Для обслуживания ортодонтического кабинета или отделения выделяют зубных техников и закрепляют их для постоянной работы по ортодонтии.
Организационные мероприятия по логопедии и лечебной гимнастике. Логопеды соматических поликлиник из-за перегруженности работой не имеют возможности оказывать помощь детям, нуждающимся в ней по ортодонтическим показаниям. В связи с этим следует вводить в штат детских стоматологических поликлиник должности логопедов.
Лечебная гимнастика является средством ранней профилактики и лечения зубочелюстных аномалий. Работу по нормализации функции мышц околоротовой области, как и функций речи, глотания, дыхания, жевания, проводят в кабинете логопедии и лечебной гимнастики. Его укомплектовывают штатными должностями логопеда и инструктора по лечебной физкультуре за счет внутренних резервов поликлиники.
Логопедическое обучение и занятия лечебной гимнастикой имеют следующие цели: профилактическую (перед ортодонтическим лечением), лечебную, закрепление достигнутых результатов и предупреждение рецидивов зубочелюстных аномалий. Обследование пациентов проводят ортодонт, оториноларинголог и логопед. После заполнения документации и выбора плана лечения больной должен находиться под контролем ортодонта и логопеда. Логопед и инструктор по лечебной физкультуре обучают его гимнастическим упражнениям. После завершения обучения во время заключительной консультации оценивают достигнутые результаты и описывают их в истории болезни.
В кабинете логопедии и лечебной гимнастики должны находиться следующие основные учетные документы:
1) журнал учета обследуемых детей;
2) журнал посещаемости детей;
3) дневник ребенка, находящегося на логопедическом обучении или в группе лечебной гимнастики;
4) ежедневный лист учета работы логопеда.