Практическое занятие № 3

Цель работы: формирование навыков по проведению анализа ряда динамики

Краткое изложение теоретических вопросов:

Одной из важнейших задач статистики является изучение изменений анализируемых показателей во времени, то есть их динамика. Эта задача решается при помощи анализа рядов динамики (временных рядов).

Ряд динамики (или временной ряд) – это числовые значения определенного статистического показателя в последовательные моменты или периоды времени (т.е. расположенные в хронологическом порядке).

Числовые значения того или иного статистического показателя, составляющего ряд динамики, называют уровнями ряда и обычно обозначают буквой y. Первый член ряда y1 называют начальным или базисным уровнем, а последний yn – конечным. Моменты или периоды времени, к которым относятся уровни, обозначают через t.

Ряды динамики, как правило, представляют в виде таблицы или графика, причем по оси абсцисс строится шкала времени t, а по оси ординат – шкала уровней ряда y.

Ряды динамики классифицируются по следующим основным признакам:

По времени — ряды моментные и интервальные (периодные), которые показывают уровень явления на конкретный момент времени или на определенный его период. Сумма уровней интервального ряда дает вполне реальную статистическую величину за несколько периодов времени, например, общий выпуск продукции, общее количество проданных акций и т.п. Уровни моментного ряда, хотя и можно суммировать, но эта сумма реального содержания, как правило, не имеет. Так, если сложить величины запасов на начало каждого месяца квартала, то полученная сумма не означает квартальную величину запасов.

Анализ рядов динамики начинается с определения того, как именно изменяются уровни ряда (увеличиваются, уменьшаются или остаются неизменными) в абсолютном и относительном выражении. Чтобы проследить за направлением и размером изменений уровней во времени, для рядов динамики рассчитывают показатели изменения уровней ряда динамики:

· абсолютное изменение (абсолютный прирост);

· относительное изменение (темп роста или индекс динамики);

· темп изменения (темп прироста).

Все эти показатели могут определяться базисным способом, когда уровень данного периода сравнивается с первым (базисным) периодом, либо цепным способом – когда сравниваются два уровня соседних периодов.

Базисное абсолютное изменение представляет собой разность конкретного и первого уровней ряда, определяется по формуле

Практическое занятие № 3 - student2.ru

Оно показывает, на сколько (в единицах показателей ряда) уровень одного (i-того) периода больше или меньше первого (базисного) уровня, и, следовательно, может иметь знак «+» (при увеличении уровней) или «–» (при уменьшении уровней).

Цепное абсолютное изменение представляет собой разность конкретного и предыдущего уровней ряда, определяется по формуле

Практическое занятие № 3 - student2.ru

Оно показывает, на сколько (в единицах показателей ряда) уровень одного (i-того) периода больше или меньше предыдущего уровня, и может иметь знак «+» или «–».

Между базисными и цепными абсолютными изменениями существует взаимосвязь: сумма цепных абсолютных изменений равна последнему базисному изменению, то есть

Практическое занятие № 3 - student2.ru

Базисное относительное изменение (базисный темп роста или базисный индекс динамики) представляет собой соотношение конкретного и первого уровней ряда, определяясь по формуле

Практическое занятие № 3 - student2.ru

Цепное относительное изменение (цепной темп роста или цепной индекс динамики) представляет собой соотношение конкретного и предыдущего уровней ряда, определяясь по формуле

Практическое занятие № 3 - student2.ru .

Относительное изменение показывает во сколько раз уровень данного периода больше уровня какого-либо предшествующего периода (при i>1) или какую его часть составляет (при i<1). Относительное изменение может выражаться в виде коэффициентов, то есть простого кратного отношения (если база сравнения принимается за единицу), и в процентах (если база сравнения принимается за 100 единиц) путем домножения относительного изменения на 100%.

Между базисными и цепными относительными изменениями существует взаимосвязь: произведение цепных относительных изменений равно последнему базисному изменению, то есть

Практическое занятие № 3 - student2.ru

Темп изменения (темп прироста) уровней – относительный показатель, показывающий, на сколько процентов данный уровень больше (или меньше) другого, принимаемого за базу сравнения. Он рассчитывается путем вычитания из относительного изменения 100%, то есть по формуле:

Практическое занятие № 3 - student2.ru ,

или как процентное отношение абсолютного изменения к тому уровню, по сравнению с которым рассчитано абсолютное изменение (базисный уровень), то есть по формуле:

Практическое занятие № 3 - student2.ru .

Каждый ряд динамики можно рассматривать как некую совокупность n меняющихся во времени показателей, которые можно обобщать в виде средних величин. Такие обобщенные (средние) показатели особенно необходимы при сравнении изменений того или иного показателя в разные периоды, в разных странах и т.д.

Обобщенной характеристикой ряда динамики может служить прежде всего средний уровень ряда. Способ расчета среднего уровня зависит от того, моментный ряд или интервальный . В случае интервального ряда его средний уровень определяется по формуле простой средней арифметической величины из уровней ряда, т.е

Практическое занятие № 3 - student2.ru Y/n

Если имеется моментный ряд, содержащий n уровней (y1, y2, …, yn) с равными промежутками между датами (моментами времени), то такой ряд легко преобразовать в ряд средних величин. При этом показатель (уровень) на начало каждого периода одновременно является показателем на конец предыдущего периода. Тогда средняя величина показателя для каждого периода (промежутка между датами) может быть рассчитана как полусумма значений у на начало и конец периода, т.е. как Практическое занятие № 3 - student2.ru . Количество таких средних будет Практическое занятие № 3 - student2.ru . Как указывалось ранее, для рядов средних величин средний уровень рассчитывается по средней арифметической. Следовательно, можно записать
Практическое занятие № 3 - student2.ru .
После преобразования числителя получаем
Практическое занятие № 3 - student2.ru ,

где Y1 и Yn — первый и последний уровни ряда; Yi — промежуточные уровни.

Эта средняя Практическое занятие № 3 - student2.ru известна в статистике как средняя хронологическая для моментных рядов. Такое название она получила от слова «cronos» (время, лат.), так как рассчитывается из меняющихся во времени показателей.

В случае неравных промежутков между датами среднюю хронологическую для моментного ряда можно рассчитать как среднюю арифметическую из средних значений уровней на каждую пару моментов, взвешенных по величине расстояний (отрезков времени) между датами, т.е.
Практическое занятие № 3 - student2.ru Практическое занятие № 3 - student2.ru .
В данном случае предполагается, что в промежутках между датами уровни принимали разные значения, и мы из двух известных (yi и yi+1) определяем средние, из которых затем уже рассчитываем общую среднюю для всего анализируемого периода.
Если же предполагается, что каждое значение yi остается неизменным до следующего (i+1)-го момента, т.е. известна точная дата изменения уровней, то расчет можно осуществлять по формуле средней арифметической взвешенной:
Практическое занятие № 3 - student2.ru ,

где Практическое занятие № 3 - student2.ru – время, в течение которого уровень Практическое занятие № 3 - student2.ru оставался неизменным.

Кроме среднего уровня в рядах динамики рассчитываются и другие средние показатели – среднее изменение уровней ряда (базисным и цепным способами), средний темп изменения.

Базисное среднее абсолютное изменение представляет собой частное от деления последнего базисного абсолютного изменения на количество изменений. То есть

Практическое занятие № 3 - student2.ru Б = Практическое занятие № 3 - student2.ru

Цепное среднее абсолютное изменение уровней ряда представляет собой частное от деления суммы всех цепных абсолютных изменений на количество изменений, то есть

Практическое занятие № 3 - student2.ru Ц = Практическое занятие № 3 - student2.ru

По знаку средних абсолютных изменений также судят о характере изменения явления в среднем: рост, спад или стабильность.

Из правила контроля базисных и цепных абсолютных изменений следует, что базисное и цепное среднее изменение должны быть равными.

Наряду со средними абсолютным изменением рассчитывается и среднее относительное тоже базисным и цепным способами.

Базисное среднее относительное изменение определяется по формуле

Практическое занятие № 3 - student2.ru Б= Практическое занятие № 3 - student2.ru = Практическое занятие № 3 - student2.ru

Цепное среднее относительное изменение определяется по формуле

Практическое занятие № 3 - student2.ru Ц= Практическое занятие № 3 - student2.ru

Естественно, базисное и цепное среднее относительное изменения должны быть одинаковыми и сравнением их с критериальным значением 1 делается вывод о характере изменения явления в среднем: рост, спад или стабильность.
Вычитанием 1 из базисного или цепного среднего относительного изменения образуется соответствующий средний темп изменения, по знаку которого также можно судить о характере изменения изучаемого явления, отраженного данным рядом динамики.

Задание 1

1. По данным табл.1,2 определить виды рядов динамики.

3. Рассчитать средние уровни для каждого построенного ряда динамики.

4. По региону А вычислить остальные средние величины ряда динамики и сделать выводы.

5. Обработать интервальный ряд методами: укрупнения, сглаживания по скользящей средней, среднему абсолютному приросту, коэффициенту роста, аналитического сглаживания. Полученные ряды динамики построить на том же поле графика и сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого использованного метода обработки.

Таблица 1 - Динамика численности занятых региона А, тыс. чел.

Элементы ряды Годы
   
уровень
                       

Таблица 2 - Динамика численности безработных региона Б, тыс. чел.

Элементы ряды Даты
1.01 1.02. 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10
Уровень

Задание 2

1) По данным журнала «Вопросы статистики» или другого официального периодического издания о темпах роста потребительских цен на отдельные виды товаров и платных услуг населению, приведенных в процентах к предыдущему месяцу, найти базисные, цепные и средние коэффициенты роста цен за два последних года (для каждого года отдельно).

2) Выполнить проверку цепных и базисных коэффициентов, роста цен.

3) Сделать выводы о динамике цен в сравниваемых периодах.

Задание 3

На сколько процентов вырос (снизился) товарооборот под влиянием изменения количества и цен проданных продуктов согласно табл.3

Таблица 3 - Динамика цен ифизических объемов продукции в регионе

Наши рекомендации