Метод сравнительной комплексной оценки
Задание 2.2
1.Способ цепных подстановок
Задача 2.1 | Задача 2.2 | ||
Рассчитаем значения результативного показателя (Y) в базисном, отчетном году и условные, последовательно заменяя значения факторов в базисном году на значения факторов в отчетном году: | |||
Найдём общее изменение результативного показателя (Y): | |||
Определим величину влияния каждого фактора на изменение уровня результативного показателя: | |||
Баланс факторов составил: | |||
Вывод: | |||
Показатель Y в отчетном году меньше, чем в базисном на 158,4. Снижение результативного показателя объясняется отрицательным влиянием факторов a и b. Уменьшение показателя aна 0,3 привело к снижению результативного показателя Y на 79,2, а уменьшение показателя bна 8 привело к снижению результативного показателя Yна 96,8 | Фактическое значение результативного показателя Y меньше планового на 14,8, связанно с уменьшением факторных показателей. Снижение показателя aна 0,3 привело к уменьшению результативного показателя Y на 3,9, уменьшение показателя b на 8 снизило результативный показатель на 8,8. При этом рост показателя c на 1, также снизило результативный показатель Y | ||
Задача 2.3 Y=d/(b+c) | Задача 2.4 Y=d/b | ||
Рассчитаем значения результативного показателя (Y) в базисном, отчетном году и условные, последовательно заменяя значения факторов в базисном году на значения факторов в отчетном году: | |||
Найдём общее изменение результативного показателя (Y): | |||
13-4,08=8,92 | 3,25-2,21=1,04 | ||
Определим величину влияния каждого фактора на изменение уровня результативного показателя: | |||
Баланс факторов составил: | |||
Вывод: | |||
Фактическое значение результативного показателя Yбольше на 8,92, чем плановый. Уменьшение показателя d на 1 позволило снизить показатель Yна 0,08, снижение показателя bна 8, увеличило влияние на результативный показатель на 6,4, также как рост показателя c на 1 увеличило результативный показатель на 2,6. | Фактический уровень показателя Yвыше планового на 1,04. Увеличение результативного показателя полностью объясняется положительным влиянием второго показателя b. Уменьшение показателя b на 8 привело к росту показателя Y на 1,08. Снижение показателя d на 1, снизило результативный показатель на 0,04. | ||
2. Способ абсолютных разниц
Задача 2.6 | Задача 2.7 | |
Найдем абсолютное изменение каждого фактора: | ||
Определим величину влияния каждого фактора на изменение уровня результативного показателя: | ||
Баланс факторов составил: | ||
Выводы: | ||
Выводы те же, что к задаче 2.1 | Выводы те же, что к задаче 2.2 | |
3. Способ относительных разниц
Задача 2.8 |
Найдем относительное отклонение каждого фактора |
Определим величину влияния каждого фактора на изменение уровня результативного показателя: |
Баланс факторов составил: |
Вывод: |
Выводы те же, что к задаче 2.1 |
4.Индексный способ
Задача 2.9 | Задача 3 Y=d/b |
Найдем общее отклонение результативного показателя: | |
Определим величину влияния каждого фактора на изменение уровня результативного показателя: | |
Баланс факторов составил | |
Вывод | |
Результативный показатель в отчетном году меньше, чем в базисном на 42,85%. Уменьшение показателя a снизило результативный показатель на 21,43%, снижение показателя b уменьшило результативный показатель 33,33%. Вместе с тем увеличение показателя c привело к увеличению показателя Y на 9,09%. | Фактический уровень показателя Yвыше планового на 47,06. Снижение результативного показателя объясняется отрицательным влиянием первого и второго факторов. Снижение показателя d на 1 привело к снижению показателя Y на 33,34%., также как снижение показателя b на 8 привело к снижению результативного показателя на 1,89% |
5.Интегральный способ
Задача 3.1 | Задача 3.2 Y=d/b |
Определим величину влияния каждого фактора на изменение уровня результативного показателя: | Определим абсолютное отклонение каждого фактора: |
Баланс факторов составил: | Определим величину влияния каждого фактора на изменение уровня результативного показателя, используя предварительные расчеты задачи 2.3: |
Вывод | |
Выводы те же, что и к задаче 2.2, но величина влияния факторов отличается от результатов анализа, выполненного способом цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, баланс факторов то же. | Выводы те же, что и к задаче 2.3, но величина влияния факторов отличается от результатов анализа, выполненного способом цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, баланс факторов тот же |
6. Логарифмический способ
Задача 3.3 Y=a*b*c |
Определим величину влияния каждого фактора на изменение уровня результативного показателя |
Баланс факторов |
Вывод |
Выводы те же, что и к задаче 2.1, но величина влияния факторов отличается от результатов анализа, выполненного интегральным способом, способом цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, баланс факторов тот же. |
Задание 2.3
Метод регрессии и корреляции
Таблица 2.2 – исходные данные для получения зависимости:
1,1 | 13,2 | 1.21 | 3.18 | -2,08 | 1,89 | ||||
3,4 | 44,2 | 11.56 | 3,44 | -0,04 | 0,0118 | ||||
4,0 | 4,22 | -0,22 | 0,055 | ||||||
6,2 | 105,4 | 38.44 | 4,48 | 1,72 | 0,2774 | ||||
7,2 | 165,6 | 51.84 | 6,04 | 1,23 | 0,1708 | ||||
7,4 | 214,6 | 54.76 | 7,6 | -0,2 | 0,027 | ||||
8,4 | 70.56 | 8,33 | -0,07 | 0,008 | |||||
9,4 | 338,4 | 88.36 | 9,42 | 0,02 | 0,0021 | ||||
9,5 | 90.25 | 9,89 | -0,39 | 0,0411 | |||||
9,9 | 386,1 | 98.01 | 9,91 | -0,01 | 0,001 | ||||
Сумма | 66,5 | 1986,5 | 520,99 | 66,5 | 0,00 | 2,4842 | |||
Среднее | 25,8 | 6,65 | 198,65 | 771,4 | 52,09 | 6,65 | 0,00 | 0,2484 | |
Решение:
1. Определим параметры уравнения регрессии, воспользовавшись следующими формулами:
;
.
=198.65-25.8*6.65=27.08
b=27.08/105.76=0.256
a=6.65-0.256*25.8=0.045
Таким образом, уравнение парной линейной регрессии будет иметь следующий вид: -0,045-0,26*x
2. Для оценки тесноты связи между исследуемыми показателями рассчитаем линейный коэффициент корреляции, определив предварительно :
Так как линейный коэффициент корреляции >0.7, то можно сделать вывод о тесной связи между факторами b и a.
3.Определим величин коэффициента детерминации:
19
Его значение свидетельствует о том, что изменение на 88% обусловлено значение фактора a, на долю прочих неучтенных факторов и случайных ошибок приходится 3,18% вариации
4.Для оценки адекватности полученного уровня регрессии рассчитаем среднюю ошибку аппроксимации:
0,2484*100=24,84%
Полученное уравнение регрессии адекватно описывает зависимость между показателями a и b, так как средняя ошибка аппроксимации не превышает 24,84 %.
5.Оценим значимость полученного уравнения регрессии путем сопоставления расчетного и табличного значения F-критерия Фишера. При объеме наблюдений, равном 10, табличное значение F-критерия Фишера на 95%-ом уровне значимости =5,32:
F=Dфакт/Dост
105.76=69.8
F=69.8/1.109=62.94
Так как расчетное значение F-критерия Фишера больше табличной, полученное уравнение регрессии значимо.
6.Для оценки значимости отдельных параметров уравнения регрессии сопоставим между собой расчетное и табличное значение t-критерия Стьюдента, предварительно определив стандартные ошибки параметров уравнения регрессии:
Табличное значение t-критерия Стьюдента определяется по числу свободы остаточной дисперсии f2=n-2. При объеме наблюдений – 10, табличное значение данного критерия равно 2,306. Таким образом, не все параметры уравнения регрессии значимы, так как расчетные значения t-критерия Стьюдента превышает табличные, за исключением параметра a.
Задание 2.4. На основе исходных данных, представленных в таблице 2.5 методом суммы мест, суммы баллов, расстояний и таксонометрическим, провести сравнительную комплексную оценку деятельности предприятия.
Таблица 2.3 – Исходные данные к задаче 2.4
Вариант | № предприятия, показатели | Выполнение плана, % | ||||
по объему продаж | по ассортименту | по затратам | по трудоемкости | |||
82,2 | 70,8 | 90,4 | 97,0 | |||
116,1 | 95,5 | 84,7 | 105,4 | |||
80,5 | 81,0 | 109,4 | 108,9 | |||
102,2 | 91,3 | 113,8 | 115,8 | |||
+1 | +1 | -1 | -1 | |||
0.8 | 0.7 | 0.9 | 0.6 | |||
116,1 | 95,5 | 113,8 | 115,8 | |||
80,5 | 70,8 | 84,7 | 97,0 | |||
35,6 | 24,7 | 29,1 | 18,8 | |||
116,1 | 95,5 | 84,7 | 97,0 | |||
95,2 | 84,65 | 99,575 | 106,775 | |||
28,9 | 18,3 | 21,3 | 11,1 | |||
Решение:
Метод сравнительной комплексной оценки
Среднее значение и среднеквадратичное отклонение каждого оценочного показателя рассчитываются по следующим формулам:
28,9
Метод сумм мест
Анализ осуществляется по следующему алгоритму:
1. Составляется ранжированный ряд по каждому оценочному показателю (см.табл.2.4).
Так, первый и второй оценочный показатель является показателями стимуляторами, поэтому значения показателей первого и второго столбца располагаются в порядке убывания : первое место в первом столбце присваивается второму предприятию (% выполнения плана производства продукции здесь максимальный – 116,1 %), во втором столбце - второму предприятию (см.табл.2.7). Последнее (четвертое) место в первом столбце у третьего предприятия, имеющего наименьший процент выполнения плана по производству продукции (80,5 %) , во втором столбце – у первого предприятия (план по ассортименту здесь выполнен лишь на 70,8%).
Таблица 2.4 – Построение ранжированного ряда
№ предприятия | Оценочные показатели | |||||||
82.2 | 70,8 | 90,4 | 97,0 | |||||
116.1 | 95,5 | 84,7 | 105,4 | |||||
80.5 | 81,0 | 109,4 | 108,9 | |||||
102.2 | 91,3 | 113,8 | 115,8 |
Оценочные показатели третьего и четвертого столбца являются показателями дестимуляторами , поэтому их располагают в порядке убывания. По третьему оценочному показателю первое место у второго предприятия (с минимальным значением показателя).
2. Значения показатей ранжированного ряда заносятся в таблицу 2.4. и суммируются по каждого строке, что позволяет определить рейтинг предприятия.
Например, рейтинг третьего предприятия определяется следующим образом:
Таблица 2.5 - Результаты сравнительной комплексной оценки (метод сумм мест)
№ предприятия | |||||||
Место | |||||||
3,4 | |||||||
3,4 | |||||||
3.Определяется место каждого предприятия в соответствии с рейтингом: наименьшее количество баллов (5) у второго предприятия, имеющий максимальный рейтинг (по трём оценочным показателям). Второе место –первого предприятия (10). 3-е и 4-ое место делят между собой третье и четвертое предприятия.
4.Результаты анализа заносятся в аналитическую таблицу 2.5.
Метод сумм баллов
Анализ осуществляется по следующему алгоритму:
1.Вычисляются бальные оценки исходных показателей по следующим формулам:
- для показателей стимуляторов
-для показателей дестимуляторов:
До проведения расчетов обратите внимания, что при подстановке в формулы значений вместо число в скобках будет равно знаменателю дроби, и поэтому для показателей стимуляторов предприятия с макс значением оценочного показателя получают по 10 баллов, для показателей дестимуляторов в этом случае число набранных баллов равно нулю.
При подстановке в те же формулы вместо число в скобках становится равным нулю, вследствие этого значения балльных оценок для показателей стимуляторов будут равны нулю, а для показателей дестимуляторов-десяти. Таким образом, значения оценок
Вычислим значения остальных бальных оценок:
2.Бальные оценки заносятся в таблицу 3и суммируются по каждой строке, что позволяет определить рейтинг предприятий.
Таблица 2.6 – Результаты сравнительной комплексной оценки (метод сумм баллов)
№ предприятия | |||||||
Место | |||||||
0,5 | 4,1 | 8,04 | 22,64 | ||||
5,5 | 35,5 | ||||||
8,3 | 1,5 | 3,6 | 13,4 | ||||
6,1 | 6,1 | ||||||
3.Определяется место каждого предприятия в соответствии с рейтингом: первое место занимает второе предприятие как набравшее макс количество баллов, последнее – четвертое предприятие, число набранных баллов у которого минимальное.
4.Результаты анализа заносятся в аналитическую таблицу 2.6.
Метод расстояний.
Анализ осуществляется по следующему алгоритму:
По каждому предприятию по каждому оценочному показателю вычисляются квадраты расстояний от предприятия эталона и корректируют на поправочные коэффициенты:
Рассмотрим процедуру расчетов для первого предприятия:
При проведении расчетов обратите внимание, что квадраты расстояний от предприятия-эталона на втором предприятии по первому, второму четвертому и третьему оценочному показателю и на первом предприятии по четвертому показателю буду равны нулю, так как значения этих показателей соответствуют эталонному предприятию.
2. Скорректированные квадраты расстояний от эталонного предприятия заносятся в аналитическую таблицу и суммируются по каждой строке, что позволяет определить рейтинг предприятий путем вычисления корня квадратного из каждой суммы квадратов отклонений. Например, рейтинг первого предприятия равен:
=45.29
Таблица 2.7 -Результаты сравнительной комплексной оценки (метод расстояний)
№ предприятия | |||||||
Место | |||||||
919,37 | 427,06 | 29,24 | 37,09 | ||||
49,32 | 7,03 | ||||||
1140,6 | 189,22 | 549,08 | 127,45 | 44,79 | |||
115,93 | 10,58 | 508,09 | 212,06 | 29,09 | |||
3. Определяется место каждого предприятия в соответствии с рейтингом: первое место получает второе предприятие, находящееся на минимальном расстоянии от предприятия эталона, последнее место – третье предприятие.
4.Результат анализа заносятся в аналитическую таблицу 2.7