Грузопотоки и грузооборот

Формы организации перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени [1].

Пример 2.Плановыевнутренние перевозки предприятия на год представлены в виде шахматной ведомости (табл. 4.5). Принимаем число рабочих дней в году Д = 250 при двухсменном режиме работы по 7 часов. Коэффициенты неравномерности грузопотоков: годовой - КНг = 1,5; суточный - КНс = 1,3. Номинальная грузоподъемность автомобилей qН = 7 т. Коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства КГР = 0,9. Длительность одного транспортного цикла в среднем TТР = 1 ч.

Построить эпюру грузопотоков и определить необходимое количество транспортных средств для выполнения транспортной работы.

Таблица 4.5

Шахматная ведомость грузооборота, тыс. т

Пункт отправления груза Пункт назначения Всего отправлено груза, тыс. т
А Б В Г
А (склад комплектующих) -
Б (механический цех № 1) -
В (механический цех № 2) - -
Г (сборочный цех) - -
Всего прибыло груза, тыс. т

Решение.Построение эпюры в выбранном масштабе (рис. 4.3) по шахматной ведомости начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.). Грузопотоки в прямом направлении откладываются под осью абсцисс, грузопотоки в обратном направлении – над осью абсцисс, что принципиально не важно. Используем для расчета формулы (4.1) – (4.3) из [1].

Определяем суточный грузооборот по формуле (4.1), при этом годовой грузооборот, как это следует из шахматной ведомости, равен 84 тыс. т:

QСУТ = (84000/ 250)* 1,5 = 504 т.

Часовая производительность одного автомобиля по формуле (4.3):

qЧ = (7* 0,9)/ 1,0 = 6,3 т/ч.

Количество грузовых автомобилей, необходимых для выполнения суточной транспортной работы, определяем по формуле (4.2):

КТСсут = (504* 1,3)/ (6,3* 14) = 7,43 авт.

Количество грузовых автомобилей, необходимых для выполнения годовой транспортной работы:

КТСгод = (84000* 1,5)/ (6,3*14*250) = 5,71 авт.

Таким образом, исходя из большего значения, принимаем необходимое количество автомобилей для предприятия равным 8-ми автомобилям.

Б
А
В
Г
L,км rvкм км
Q, тыс.т  
 
 
 
 
 
 
 

Рис.4.3. Построение эпюры грузопотоков

Эпюра грузопотоков (рис. 4.3) может быть использована для проектирования участков транспортных коммуникаций, исходя из интенсивности их загрузки транспортной работы, а также для распределения парка транспортных средств по участкам пропорционально их загрузке.

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Задача 1. Установить значения наиболее важных технико-эксплуатационных показателей грузовых перевозок разными транспортными средствами для предложенных преподавателем или студентами целей. Определить важнейшие факторы для оценки различных видов транспорта в соответствии с целями, предложенными преподавателем или студентами.

Задача 2. По результатам обсуждения (или анкетирования) в студенческой группе по аналогии с таблицей 4.4 оценить потребительскую удовлетворенность услугами общественного пассажирского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай) по следующим компонентам: насыщенность транспортом городской территории, информативность, доступность тарифов, затраты времени на поездки, уровень транспортной усталости пассажиров, регулярность сообщения, гарантированность уровня обслуживания, безопасность поездки, наполненность транспортного средства пассажирами, комфортабельность пользования. Построить лучевую диаграмму и карту профилей удовлетворенности.

Задача 3. Плановыевнутренние перевозки предприятия на год представлены в виде шахматной ведомости (табл. 4.17). Принимаем число рабочих дней в году Д = 250 при двухсменном режиме работы по 7 часов. Коэффициенты неравномерности грузопотоков: годовой - КНг = 1,45; суточной - КНс = 1,2. Номинальная грузоподъемность автомобилей qН (для нечетных вариантов - 7 т; для четных вариантов – 8т). Коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства КГР (для нечетных вариантов – 0,85; для четных вариантов – 0,95). Длительность одного транспортного цикла в среднем TТР (для нечетных вариантов – 0,9 ч; для четных вариантов – 1,1 ч).

Построить эпюру грузопотоков и определить необходимое количество транспортных средств для выполнения транспортной работы.

Таблица 4.17

Шахматная ведомость грузооборота, тыс. т

Пункт отправления груза Пункт назначения Всего отправлено груза, тыс. т
А Б В Г Е
А - F в а б  
Б б - F в а  
В а б - F в  
Г в а б - F  
Е F в а б -  
Всего прибыло груза, тыс. т            

В шахматной ведомости: F – последняя цифра зачетной книжки. Остальные данные – в таблице 4.18.

Таблица 4.18

Исходные данные

Варианты Грузопотоки, тыс. т КНг КНс КГР TТР, ч
а б в
1,60 1,12 0,90 0,5
1,58 1,14 0,89 0,6
1,56 1,16 0,88 0,7
1,54 1,18 0,87 0,8
1,52 1,20 0,86 0,9
1,50 1,22 0,85 1,0
1,48 1,24 0,84 1,1
1,46 1,26 0,98 1,2
1,44 1,28 0,97 1,3
1,42 1,30 0,96 1,4
1,40 1,32 0,95 1,5
1,38 1,34 0,94 0,5
1,60 1,36 0,93 0,6
1,58 1,12 0,92 0,7
1,56 1,14 0,91 0,8
1,54 1,16 0,90 0,9
1,52 1,18 0,89 1,0
1,50 1,20 0,88 1,1
1,48 1,22 0,87 1,2
1,46 1,24 0,86 1,3
1,44 1,26 0,96 1,4
1,42 1,28 0,95 1,5
1,40 1,30 0,94 1,4
1,38 1,32 0,93 1,3
1,46 1,34 0,92 1,2

Наши рекомендации