Среднее значение признака в двух совокупностях неодинаковы. Может ли быть одинаковой вариация признака в этих совокупностях?
А) да;
Б) нет;
В) вывод сделать нельзя.
Задание 1.Определите среднюю заработную плату рабочих бригады:
Табельный номер рабочего | Заработная плата, руб. |
Задание 2.Определите: а) среднюю заработную плату рабочих бригады; б) моду и медиану заработной платы рабочих бригады.
Число рабочих | Заработная плата, руб. |
Задание 3. Определите средний возраст группы студентов заочной формы обучения:
Возраст, лет | Число студентов | Среднее значение интервала ( ) | |
20-22 | |||
22-26 | |||
26-30 | |||
Итого |
Задание 4.Определите среднюю цену 1 кг яблок:
Номер магазина | Цена яблок, руб./кг | Выручка от реализации, руб. |
Задание 5. Бригада токарей была занята обточкой одинаковых деталей в течение 8-часового рабочего дня. Первый токарь затрачивал на одну деталь 12 мин., 2- 15 мин., 3 – 11 мин. Определите среднее время необходимое на изготовление одной детали.
Задание 6.Определите: а) среднемесячную заработную плату рабочих; б) моду и медиану заработной платы рабочих.
Месячная заработная плата, руб. | Число рабочих |
8500-9000 | |
9000-9500 | |
9500-10000 | |
10000-10500 | |
Задание 7.Определите: а) размах вариации; б) среднее линейное отклонение; в) дисперсию; г) среднее квадратическое отклонение; д) коэффициент вариации. Сделайте вывод о однородности совокупности.
Табельный номер рабочего | Произведено продукции за смену, шт. |
Задание 8. Имеется распределение рабочих по среднечасовой выработке изделий:
Рабочие 4 разряда | Рабочие 5 разряда | ||
№ п/п | Выработка рабочего, шт. | № п/п | Выработка рабочего, шт. |
Определите: 1) внутригрупповую дисперсию; 2) среднюю внутригрупповую дисперсию; 3) межгрупповую дисперсию; 4) общую дисперсию по правилу сложения дисперсий; 5) эмпирический коэффициент детерминации; 6) эмпирическое корреляционное отношение. Сделайте вывод относительно степени влияния разряда на вариацию выработки рабочего.
Практическое занятие № 4, 5
Тема 6: Ряды динамики
Продолжительность 1 час (4 практическое занятие) + 1 час (5 практическое занятие)
Тест
1. Какую среднюю используют при расчете среднего уровня моментного ряда динамики:
А) среднюю арифметическую;
Б) среднюю хронологическую;
В) среднюю гармоническую.
2. Показатели динамики, рассчитываемые относительно уровня предыдущего года, называются:
А) цепные показатели ряда динамики;
Б) базисные показатели ряда динамики.
3. Относительное изменение уровня ряда показывает:
А) абсолютный прирост;
Б) темп роста;
В) темп прироста.
4. Если все уровни ряда динамики сравниваются с одним и тем же уровнем, показатели называются:
А) цепными;
Б) базисными.
5. Абсолютный прирост исчисляется как:
А) разность уровней ряда;
Б) отношение уровней ряда.
6. Основная тенденция представляет собой:
А) общее направление развития;
Б) равномерно повторяющееся изменение показателя внутри года.
7. Для выявления основной тенденции развития используются:
А) метод укрупнения интервалов;
Б) метод скользящей средней;
В) приведение ряда динамики к единому основанию;
Г) аналитическое выравнивание.
8. Расчет прогнозных значений ряда динамики на перспективу представляет собой:
А) экстраполяцию;
Б) интерполяцию.
Задание 1.Рассчитайте показатели ряда динамики цепным и базисным способами: а) абсолютный прирост; б) темп роста; в) темп прироста; г) средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста; д) абсолютное значение одного процента прироста. Сделайте выводы.
Год | Объем грузоперевозок, млн т ( ) | Абсолютный прирост, млн т ( ) | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютное значение 1 % прироста, млн т | |||
цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | |||
- | - | 100,00 | 100,00 | 0,00 | 0,00 | - | ||
В среднем |
Задание 2.Определите среднегодовые абсолютный прирост и темп роста численности населения в регионе. Сделайте выводы.
Годы | 2004 г. | 2008 г. |
Численность населения, тыс. чел. |
Задание 3.Имеются следующие данные о валовом сборе овощей в хозяйствах района, млн ц:
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
7,6 | 9,1 | 7,8 | 8,4 | 9,6 |
Определите средний уровень валового сбора овощей за 2004-2008 годы.
Задание 4.По следующим данным о товарных запасах в розничной сети торгующих организаций города определить величину среднеквартального запаса за 2008 г., млн руб.:
1 января | 64,1 |
1 апреля | 57,8 |
1 июля | 60,0 |
1 октября | 63,2 |
1 января | 72,3 |
Задание 5. За январь отчетного года произошли следующие изменения в списочном составе работников предприятия, чел.:
Состояло по списку на 1 января отчетного года | |
Выбыло 5 января | |
Принято 12 января | |
Принято 26 января |
Определите среднесписочную численность работников предприятия за январь.
Задание 6. Выявите основную тенденцию выпуска продукции методом укрупнения интервалов и методом скользящей средней (трехлетние периоды). Для расчетов используйте таблицу 7 и таблицу 8. Сделайте выводы.
Таблица 7
Выравнивание ряда динамики по укрупненным периодам
Год | Выпуск продукции, ед. | Укрупненные периоды | Суммы по укрепленным периодам | Средний выпуск продукции по укрупненным периодам, ед. |
55,1 | ||||
57,9 | ||||
60,8 | ||||
63,3 | ||||
64,5 | ||||
66,7 | ||||
68,6 | ||||
69,1 | ||||
69,1 |
Таблица 8
Выравнивание ряда динамики по скользящей средней
Год | Выпуск продукции, ед. | Укрупненные скользящие периоды | Суммы по скользящим периодам | Средний скользящий выпуск продукции по укрупненным периодам, ед. |
55,1 | - | - | - | |
57,9 | ||||
60,8 | ||||
63,3 | ||||
64,5 | ||||
66,7 | ||||
68,6 | ||||
69,1 | ||||
69,1 | - | - | - |
Задание 7.Произведите выравнивание ряда динамики методом аналитического выравнивания по уравнению прямой. Для расчетов используйте таблицу 10. Изобразите фактические и выровненные уровни ряда на графике. По уравнению регрессии рассчитать прогнозные значения выпуска продукции на 2009 и 2010 гг.. Сделайте выводы.
Таблица 10
Выравнивание ряда динамики методом аналитического выравнивания по уравнению прямой
Год | Выпуск продукции, ед. | Условное обозначение время ( ) | Выровненный выпуск продукции | ||
55,1 | -4 | ||||
57,9 | -3 | ||||
60,8 | -2 | ||||
63,3 | -1 | ||||
64,5 | |||||
66,7 | |||||
68,6 | |||||
69,1 | |||||
69,1 | |||||