Коррупционные преступления

В литературе отмечаются заметные усилия, которые демонстрируют США в борьбе с коррупцией. Они выражаются как в соответствующих шагах внутри страны, так и важных международных инициативах в указанной области[19]. В 1999 г. в Вашингтоне прошел Глобальный форум по вопросам борьбы с коррупцией, принявший «Общие рекомендации в отношении мер борьбы с коррупцией и обеспечении честности и неподкупности сотрудников органов юстиции и безопасности».

Понятие коррупции не имеет четкого определения в американском уголовном законодательстве. Один из авторитетных юридических словарей Black’s Law Dictionary (1968) определяет коррупцию как «деяние, совершаемое с намерением предоставить некое преимущество, несовместимое с официальными обязанностями должностного лица и правами других лиц. Деяние должностного лица, которое незаконно использует свое положение или статус для извлечения какого-либо преимущества для себя или другого лица в целях, противоположным обязанностям и правам других лиц»[20].

В американском уголовном законодательстве и в уголовно-правовой доктрине принято различать четыре основные вида коррупционных преступлений: 1) собственно взяточничество, представляющее собой посягательство на деятельность публичной администрации;

2) так называемое коммерческое взяточничество; 3) взяточничество, связанное с деятельностью профсоюзов; 4) взяточничество в области спорта[21].

В американском федеральном законодательстве отсутствует единая глава о должностных преступлениях. В кодексах штатов также не прослеживается единой системы в их описании.

Свод законов США (Разд. 18) предусматривает ответственность за должностные преступления главным образом в четырех главах – «Взяточничество, нечестные доходы и злоупотребление своим положением» (Гл.11), «Выборы и политическая деятельность» (Гл. 29), «вымогательство и угрозы» (Гл. 41) и «Должностные лица и служащие по найму» (Гл. 93).

Субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 11, являются главным образом должностные лица высших органов государственной власти и правительственные служащие («публичные должностные лица», т.е. лица, действующие от имени и в интересах правительства США), глава 41 относится к любому федеральному должностному лицу и служащему, составы преступлений, включенных в гл. 93, имеют также специального субъекта. Это должностное лицо или служащий департаментов и их представительств.

Отличительными особенностями криминализации взяточничества по американскому законодательству является, во-первых, достаточно широкое определение его признаков, а во-вторых, довольно широкий круг лиц, которые могут быть субъектами не только взяточничества, но и других должностных преступлений.

Наиболее подробно в американском законодательстве изложены нормы, регулирующие ответственность за взяточничество в сфере деятельности публичной администрации.

Согласно пар. 201 раздела 18 Свода законов США ответственности за дачу взятки подлежит всякий, кто дает, предлагает или обещает какие-либо ценности публичному должностному лицу с целями:

1) повлиять на его официальные действия, т.е. на решение, находящееся в его ведении вопроса, дела, тяжбы, производства;

2) оказать влияние на должностное лицо с тем, чтобы совершить, помочь, совершить, сговориться, разрешить какие-либо обманные действия либо создать возможность для совершения обмана;

3) склонить должностное лицо к действию иди бездействию в нарушение его законных обязанностей.

Как видно, в отличие от российского уголовного законодательства, состав оконченного преступления здесь налицо не только в случае непосредственной передачи предмета взятки, но и когда высказано только само предложение или обещание таковой. Взяточничество криминализировано уже, по сути дела, на стадии совершения приготовительных действий.

По этой же статье (параграфу) подлежит ответственности и должностное лицо за получение взятки, а также – в этом тоже характерная особенность американского законодательства – за просьбу, требование, домогательство или согласие принять какие-либо ценности для себя или другого лица в обмен на:

1) согласие совершить какое-либо официальное действие;

2) согласие на совершение или помощь в совершении или на участие в сговоре с целью совершения, или на допущение совершения каких-либо мошеннических действий, или на предоставление возможности совершения каких-либо мошеннических действий против США;

3) совершение каких-либо действий или воздержание от совершения каких-либо действий в нарушение своих законных должностных обязанностей.

За получение взятки (а также просьбу, вымогательство или согласие ее получить) несут ответственность три категории должностных лиц:

1) публичные должностные лица, которым отнесены члены Конгресса США, члены постоянных комиссий, служащие, наемные работники или лица, действующие от имени Соединенных Штатов, департаментов, представительств, органов исполнительной власти в силу официальных функций или на основании полномочий, а также присяжные заседатели;

2) лица, избранные для исполнения обязанностей публичного должностного лица, отобранные в качестве кандидатов или назначенные;

3) специальные правительственные служащие, в число которых входят чиновники или служащие федеральных законодательного или исполнительного органов, любого независимого органа США, которые работают за вознаграждение или без него не менее 130 дней в году.

По этой же статье привлекается к уголовной ответственности также свидетель, участвующий в каком-либо судебном процессе и который просит, требует, получает или соглашается принять какие-либо ценности.

Члены конгресса США за взяточничество несут ответственность по пар. 203.

Специальная статья Свода законов США предусматривает ответственность за получение или домогательство вознаграждения за содействие в получении должности на государственной службе.

В УК штата Нью-Йорк различаются: дача взятки публичному служащему (пар. 200.00) и получение им взятки (пар. 200.10), вручение вознаграждения публичному служащему за нарушение им своих обязанностей (пар. 200.20) и получение им такого вознаграждения (пар. 200.25), дача и получение взятки за назначение на публичную должность (пар. 200.45 и 200.50).

В Примерном УК (пар. 40.1), так же как и в некоторых проектах нового федерального УК, предлагается, в отличие от УК штата Нью-Йорк, объединить описание дачи и получения взятки в одном и том же составе преступления на том основании, что это позволит не дублировать в кодексе, тем более в двух соседних параграфах, одинаковые элементы обоих преступлений. Предметом взятки могут быть, согласно сложившейся в США судебной практике и мнению большинства криминалистов, деньги, имущество, услуги или, вообще «что-нибудь, имеющие ценность» (именно эта последняя формула используется в действующем федеральном Своде законов в пар. 201 в качестве единственного обобщающего предмета взятки). Взятка не обязательно должна иметь определенную денежную стоимость, необходимо лишь, чтобы она была достаточно «ценной» в глазах того, кто ее получает, и чтобы она могла повлиять на его служебное поведение. Как подчеркивают, например, Роберт Лэнгворти и Лоуренс Трэвис, во многих случаях сотрудники полиции идут на нарушение закона не за денежный эквивалент, а преследуют или не преследуют по закону из дружеских, семейных и тому подобных отношений. В других же случаях - преследуют не личную, или групповую выгоду, а организованную, то есть выгоду в интересах, например, полицейского агентства. Эти авторы выделяют два важнейших элемента полицейской коррупции: во-первых, наличие злоупотребления властью; во-вторых, намеренность действия или бездействия[22].

В американской судебной практике часто возникает вопрос, как квалифицировать содеянное в случае, когда получатель взятки в силу своего служебного положения, заведомо не мог совершить тех действий, которые были обещаны им взяткодателю. Господствующая среди американских юристов точка зрения по данному вопросу: если обещанное действие со всей очевидностью не входило в компетенцию получателя взятки, то американские суды отказываются квалифицировать такие случаи как дачу и получение взятки, каким бы предосудительным ни казалось им поведение виновных.

Важнейшим элементом дачи и получения взятки американские юристы признают наличие соглашения между взяткодателем и взяткополучателем, которое не обязательно должно иметь какую-то определенную форму: достаточно и «понимания», что получение «блага» окажет влияние на решения или действия публичного служащего. Этот момент предварительного устного или молчаливого «соглашения» отличает собственно взяточничество от близких ему, но все же самостоятельных преступлений[23].

В отличие от взяточничества в сфере публичной администрации, предусмотренного УК всех без исключения штатов и федеральным законодательством, «коммерческое взяточничество» наказывается только в некоторых штатах (не более чем в 10). В федеральном законодательстве установлена уголовная ответственность лишь за получение взяток и «вознаграждений» служащими федеральных банков и некоторых других финансовых учреждений за предоставление ссуд, продление кредита и другие операции, благоприятствующие частным лицам, фирмам или корпорациям (раздел 18 Свода законов США, пар. 215 и 216). Служащие финансовых учреждений, виновные в этих преступлениях, могут быть наказаны лишением свободы на срок до одного года, а ответственность взяткодателей вообще не предусмотрена. В принципе они могут быть привлечены к ответственности, но лишь в качестве соучастников или участников «сговора». В законодательстве тех штатов, где установлена ответственность за «коммерческое взяточничество», нормы о нем помещены не в разделах о должностных преступлениях, вместе с посягательствами в сфере публичной администрации, а в разделах об имущественных преступлениях. «Коммерческое взяточничество» трактуется как разновидность мошенничества, одна из форм обмана в области частного бизнеса, как и рекомендует Примерный УК (пар. 24.8).

Правоохранительные органы в США не ведут серьезной борьбы с «коммерческим взяточничеством», считая, что соответствующие частные фирмы должны сами защищать свои интересы, а те чаще всего совершенно не заинтересованы в передаче дела в суд, опасаясь связанной с этим газетной шумихи, которая может отрицательно сказаться на репутации фирмы. В тех редких случаях, когда дело передается в суд, виновные в «коммерческом взяточничестве» отделываются небольшим штрафом или кратковременным лишением свободы. Коммерческое взяточничество приобретает в США все более широкие масштабы, тесно переплетаясь со взяточничеством в сфере деятельности публичной администрации.

Федеральное законодательство и законодательство штатов США криминализируют практически лишь явную форму взятки — дачу взятки должностным лицам, а также за получение ими взяток. Нормы федеральных законов распространены только на должностных лиц федеральных органов власти, то есть на тех, кто «состоит на службе Соединенных Штатов», и на лиц, участвующих в судебном рассмотрении дел на федеральном уровне - федеральных судей, свидетелей и присяжных заседателей.

За названные преступления должностное лицо может быть приговорено к штрафу в размере до 20 тыс. долл. или штрафу в трехкратном размере от стоимости взятки (в зависимости от того, какая из этих сумм окажется больше) или к лишению свободы на срок до 15 лет, либо назначаются оба наказания с лишением права занимать какую-либо приносящую доход, официальную или почетную должность по службе Соединенных Штатов. Менее опасным преступлением американское уголовное законодательство считает получение должностным лицом «выражения благодарности» за совершенные им ранее вполне законные действия, входящие в круг его обязанностей или полномочий. Преступление такого рода карается лишением свободы до одного года или штрафом.

Для предупреждения коррупции в органах государственной власти, федеральное законодательство, как и законодательство штатов, чаще всего запрещает должностным лицам принимать «что-либо, представляющее ценность» от тех, кто заинтересован в том, чтобы были приняты официальные решения. Однако закон разрешает ведомствам, которые осуществляют надзор за соблюдением норм по этике, «создавать разумные исключения в отношении таких правил».

В частности, действие запретов на получение подарков не распространяется на: а) вознаграждение, получение которого государственными служащими предписано законом; б) подарки или иные материальные блага, предоставленные в связи с родством или иными личными, профессиональными или деловыми взаимоотношениями, независимо от должностного положения получателя; в) малозначительные блага, связанные с личными, профессиональными или деловыми контактами и не создающие серьезной опасности репутации должностных лиц[24].

Конгресс США еще в 60-х годах рассматривал вопрос о необходимости законодательно запретить «публичным должност­ным лицам» органов исполнительной власти иметь «финансовую заинтересованность» в делах, на успех которых могут повлиять: а) принимаемые этими должностными лицами официальные решения; б) использование информации, которой они обладают вследствие исполнения своих служебных обязанностей.

В 70-е годы Главное контрольное управление США обнаружило, что государственные служащие не выполняют требования периодически декларировать свое финансовое состояние, а в тех случаях, когда декларации подавались, не применялись административные и служебные санкции в отношении лиц, давших ложные сведения. В это же время Верховный Суд США в своих решениях подтвердил мысль законодателя, что декларирование должностным лицом своего финансового состояния не противоречит их конституционным правам и является методом формирования доверия общества к правительству и «предупреждения непорядочности»[25].

Закон США особо оговаривает, что «публичные» финансовые декларации должны подаваться всеми высокопоставленными должностными лицами трех ветвей власти. Хотя понятие «коррупция в государственных учреждениях» предполагает преступления, совершаемые должностными лицами, предусмотренные законом правила требуют, чтобы должностные лица представляли аналогичного характера информацию также относительно своей супруги (супруга) и других находящихся на его иждивении членов семьи, с учетом некоторых, предусмотренных законом исключений.

Правилом является и конфиденциальность содержания декларации. Однако она может стать объектом «публичного ознакомления» в случаях, предусмотренных законом и правилами по этике того ведомства, в котором служит лицо, подавшее декларацию.

Чтобы избежать распространения скрытой формы незаконного использования должностного положения для личного обогащения, законодательство и ведомственные правила регламентируют ситуации, определяемые в американском праве понятием «конфликт интересов», который может возникнуть в следующих случаях: а) в ходе исполнения должностным лицом своих служебных обязанностей, и б) в результате действия лица, уже прекратившего свою службу в органах государственной власти[26].

Кроме того, Свод законов США предусматривает ограничения деловой деятельности бывших государственных должностных лиц после ухода из органов государственной власти. Если чиновник, находясь на государственной службе, «лично и существенно» участвовал в качестве правительственного должностного лица в разрешении конкретных проблем, он не имеет права после выхода в отставку официально и в любой форме представлять чьи-либо интересы для разрешения органами исполнительной власти таких же проблем в последующем. Этот запрет является постоянным и распространяется на действия перед любым ведомством. В течение одного года после выхода в отставку бывший государственный служащий высокого ранга не имеет права представлять чьи-либо интересы по любому вопросу перед тем ведомством, в котором он служил, или каким-либо государственным служащим этого ведомства.

В Министерстве юстиции США действует отдел, основная задача которого - борьба с коррупцией должностных лиц. Отдел осуществляет контроль за: а) служебным преследованием выборных и назначенных должностных лиц на всех уровнях управления, которые обвиняются в нарушениях федеральных законов; б) расследованием преступлений, связанных с проведением кампаний по избранию должностных лиц; в) претворением в жизнь тех положений закона об этике в правительстве, которое определяют деятельность так называемого независимого обвинителя.

Основную роль в расследовании коррупции в федеральных органах государственной власти играет Федеральное Бюро Расследований (ФБР). Юрисдикция ФБР по этому виду преступлений распространяется на назначаемых и выборных должностных лиц не только на федеральном, но также на штатном и местном уровне управления, когда совершаемые ими действия представляют собой нарушение федеральных законов.

.

Наши рекомендации