Среднее число заболеваний в год на семью
Число детей в семье | Число взрослых в семье | ||||||||||
2,5 | 3,5 | 4,3 | 5,5 | 6,5 | 7,5 | 8,5 | 9,5 | 10,5 | 11,5 | 12,5 | |
4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 9,0 | 10,0 | 11,0 | 12,0 | 13,0 | 14,0 | |
5,5 | 6,5 | 7,5 | 8,5 | 9,5 | 10,5 | 11,5 | 12,5 | 13,5 | 14,5 | 15,5 | |
7,0 | 8,0 | 9,0 | 10,0 | 11,0 | 12,0 | 13,0 | 14,0 | 15,0 | 16,0 | 17,0 | |
8,5 | 9,5 | 10,5 | 11,5 | 12,5 | 13,5 | 14,5 | 15,5 | 16,5 | 17,5 | 18,5 | |
10,0 | 11,0 | 12,0 | 13,0 | 14,0 | 15,0 | 16,0 | 17,0 | 18,0 | 19,0 | 20,0 | |
11,5 | 12,5 | 13,5 | 14,5 | 15,5 | 16,5 | 17,5 | 18,5 | 19,5 | 20,5 | 21,5 | |
13,0 | 14,0 | 15,0 | 16,0 | 17,0 | 18,0 | 19,0 | 20,0 | 21,0 | 22,0 | 23,0 | |
14,5 | 15,5 | 16,5 | 17,5 | 18,5 | 19,5 | 20,5 | 21,5 | 22,5 | 23,5 | 24,5 | |
16,0 | 17,0 | 18,0 | 19,0 | 20,0 | 21,0 | 22,0 | 23,0 | 24,0 | 25,0 | 26,0 | |
17,5 | 18,5 | 19,5 | 20,5 | 21,5 | 22,5 | 23,5 | 24,5 | 25,5 | 26,5 | 27,5 |
Эти показатели могут быть использованы при оценке заболеваемости семей, однородных по социальным характеристикам, находящихся на одной и той же фазе развития, жизненном цикле. Но для комплексной оценки здоровья семьи недостаточно традиционных показателей заболеваемости, физического развития, демографических индексов. Необходимо иметь ряд показателей социологических, психологических, экономических и поведенческих характеристик семьи.
Как известно, семейные отношения, микросоциальная среда активно влияют на возникновение и течение болезни, и могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Лечащему врачу с целью максимального использования положительных факторов окружающей среды необходимо стремиться выявить их. Создание благоприятной обстановки в семье для больного во многом зависит от совета врача, установления правильного контакта с родственниками.
В настоящее время, с ростом культуры и санитарно-гигиенической грамотности населения, изменяются взаимоотношения врача и семьи больного – у врача появляются новые возможности в совместном проведении лечебных и профилактических мероприятий в семье. При выяснении причины заболевания врачу необходимо ознакомиться с наследственными, конституциональными, характерологическими особенностями семьи больного, так как они могут быть одним из факторов, являющихся предпосылкой к возникновению заболеваний, в особенности хронических. Комплекс поведенческих факторов – семейные традиции, обычаи, привычки, общий режим, «установки» семьи могут быть причинами заболевания. Знание медико-биологических и социальных семейных факторов является основой плана диспансерного наблюдения за хроническими больными, который составляется врачом с учетом индивидуальных особенностей и течения заболевания у этих больных.
Необходимость изучения семей хронических больных определяется особенностями этих заболеваний по сравнению с острыми. Длительность течения хронической болезни может привести к изменению психики больного, а это приводит к тому, что у него изменяются взаимоотношения в семье и рабочем коллективе. Все это и частое нарушение трудоспособности приводит к изменению личности больного. Предотвращение таких последствий, правильное лечение и профилактика обострений возможны только при детальном знакомстве врача с близкими и семьей хронического больного.
При установлении влияния неблагоприятных психологических, поведенческих моментов в семье врачу необходимо выявить их причину и следствия. Бывает, что причину и следствия трудно разграничить, - хронически больной сам иногда бывает причиной ухудшения взаимоотношений в семье. Хронические заболевания у одного из членов семьи могут быть причиной развития невроза у других членов семьи; приступы или тяжелое обострение хронической болезни могут вызывать острую реакцию лиц, окружающих больного. Поэтому при проведении профилактической работы с семьей больного необходим дифференцированный подход с учетом не только условий жизни семьи в целом, но и таких факторов, как течение и особенности того или иного хронического заболевания, отношение больного и родственников к лечению, особенности больного (прежде всего, его личности), осведомленность больного и семьи о заболевании и его лечении, поведение членов семьи в отношении больного. Это необходимо для повышения эффективности работы с семьей, в составе которой имеется хронический больной, так как очень важною, чтобы члены семьи знали требования, предъявляемые к ним медицинским персоналом. Членам семьи необходимо знать, что хронический больной состоит на диспансерном наблюдении, так как не все семьи отчетливо представляют свои функции в диспансеризации хронического больного.
Следующим из важнейших индексов здоровья семьи является оценка здоровья матери и ребенка. Процесс здорового роста и развития ребенка определяется состоянием при рождении и окружающей средой по всему комплексу факторов, действующих после рождения, в особенности в первые годы жизни.
Необходимо помнить, что гармоничное развитие ребенка и его здоровье определяются комплексом социально-биологических факторов, действующих на ребенка с момента зачатия, в антенатальном периоде, в родах, послеродовом периоде и в дальнейшем на каждой стадии роста.
В ряде исследований установлено, что среди множества социально-гигиенических положительных факторов, определяющих здоровье ребенка, на первом месте стоят: здоровая мать, отсутствие в анамнезе матери абортов, соблюдение медицинских рекомендаций матерью во время беременности, рождение ребенка со средней массой тела, высокий уровень санитарно-гигиенической культуры семьи, обеспечение семьей гигиенических условий жизни ребенка на первом году жизни, грудное вскармливание.
Здоровье во многом определяется социально-психологическим климатом семьи, ее образом жизни и поведением. Комплекс поведенческих факторов семьи в отношении выполнения медицинских назначений, в особенности профилактических, создает условия правильного функционирования системы «врач – ребенок – семья». Одной из основных задач в решении проблем правильного воспитания здорового ребенка является повышение ответственности семьи, в особенности матери. Семья должна быть помощником врача. В связи с этим, все усилия должны быть направлены на повышение уровня медицинских знаний матери в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике. Для врача-педиатра (семейного врача) в работе с семьей в центре внимания должно быть совершенствование воспитательной, медицинской функции и функции социализации детей.
Выполнение семьей функции социализации детей как одного из индексов здоровья семьи имеет свои особенности, которые определяются возрастом детей в семье. Главным условием, ориентирующим семью на выполнение функции социализации детей, является комплексная работа и согласованность действий медицинского персонала, педагогов, родителей и других членов, принимающих участие в воспитании детей. Ответственными моментами в социализации детей являются поступление ребенка в детское дошкольное учреждение и школу. Здесь имеются свои специальные задачи работы с семьей. К этому времени ребенок должен овладеть санитарно-гигиеническими навыками и привычками, формирующими необходимое поведение ребенка в коллективе. В особую группу при этом должны быть выделены семьи с факторами социального и медицинского риска. Врачом составляется план целенаправленных оздоровительных мероприятий с учетом факторов риска в каждой семье, коррекции негативных моментов. Элементами этой работы с родителями являются разъяснение необходимости организации правильного домашнего режима ребенка, особенно в период его адаптации к условиям детского дошкольного учреждения, знакомство родителей с особенностями режима детского дошкольного учреждения, оздоровление ребенка до поступления в детское дошкольное учреждение.
Как уже сказано мною ранее, главным фактором в правильном развитии ребенка является поведение матери и подготовленность семьи к выполнению основных семейных функций – воспитательной и социализации детей, а также наличие правильной установки семьи на воспитание здорового ребенка. Установлено, что на первом году жизни правильную установку на воспитание здорового ребенка, формирование соответствующего возрасту образа жизни имеют 48% молодых семей, к 3 годам – 63% и к 5 годам – 87%. Разработанная группировка семей по степени подготовленности к воспитанию ребенка позволила распределить эти семьи на три группы:
1) семьи, подготовленные к воспитанию здорового ребенка, в которых большинство медико-санитарных рекомендаций по воспитанию и развитию ребенка выполняются. В этих семьях соблюдается правильный режим дня, а при заболеваниях родители сразу обращаются к врачу и выполняют все его рекомендации. Ребенок владеет санитарно-гигиеническими навыками согласно его возрасту. Семья в целом имеет положительную психологическую характеристику, члены семьи не имеют вредных привычек и в семье имеется правильная установка на воспитание ребенка.
2) семьи, недостаточно подготовленные к воспитанию здорового ребенка. В этих семьях имеются отдельные нарушения в режиме дня, закаливании, воспитании ребенка, родители допускают отдельные нарушения врачебных рекомендаций в отношении ребенка. В психологическом отношении в семье имеются отдельные негативные моменты, но в отношении воспитания ребенка существует единая линия воспитания и ребенок, в основном, владеет санитарно-гигиеническими навыками.
3) семьи, не подготовленные к воспитанию здорового ребенка. В этих семьях превалирует ряд отрицательных факторов в воспитании ребенка (систематическое нарушение режима дня), при заболевании ребенка часто бытует самолечение, назначения врача, как правило, не выполняются. Ребенок не владеет всеми санитарно-гигиеническими навыками соответственно возрасту. В психологическом отношении в этих семьях присутствует целый ряд негативных моментов (неспокойная обстановка в семье, конфликты между взрослыми членами семьи, а по отношению к детям применяются физические меры наказания и у большинства или у всех членов семьи имеются вредные привычки).
Таким образом, санитарно-гигиеническое воспитание на семейном уровне должно являться одним из важнейших разделов плана профилактической работы врача на участке, дифференцированно применительно к конкретным больным и их семьям с анализом их социально-гигиенических характеристик. Выполнение назначений врачей тесно связано с общими установками семьи на сохранение и укрепление здоровья ее членов, образом жизни семьи, что диктует необходимость совершенствования дифференцированной медико-социальной работы с семьей, в основе которой должны быть шесть ключевых принципов, определяющих здоровье семьи:
1) здоровье населения может быть существенно улучшено, если объектом медико-социальной помощи станет семья;
2) чтобы уменьшить риск заболеваний, каждая семья должна иметь своего медицинского адвоката – семейного врача;
3) основы здоровья и образа жизни закладываются и формируются в семье, здоровье членов семьи взаимосвязано;
4) большинства заболеваний можно избежать, если семья будет выполнять роль помощника семейного врача;
5) врач должен всемерно использовать наличные знания, умения и средства для скоординированных с семьей действий по достижению наивысшего уровня здоровья семьи;
6) здоровье населения может быть существенно улучшено, если все медицинские работники будут располагать совершенными знаниями и умениями в области охраны здоровья семьи.
Контрольные вопросы.
1. Семья, как объект медико-социального исследования. Основные аспекты исследования семьи.
2. Структура семьи. «Малая» и «большая» семья.
3. Роль семьи в формировании здоровья. Критерии оценки здоровья семьи.
4. Оценка уровня заболеваемости семьи в зависимости от её структуры и численности.
5. Изучение семей хронических больных.
6. Оценка здоровья матери и ребенка, как один из важнейших индексов здоровья семьи.
7. Выполнение семьей основных функций – воспитательной и социализации детей. Группировка семей по степени подготовленности к воспитанию ребенка.
8. Шесть ключевых принципов, определяющих здоровье семьи.
Глава 10: Медико-социальные аспекты здорового образа жизни.
Говоря об охране и укреплении здоровья населения (человека), мы часто используем термин «здоровый образ жизни».В связи с этим актуальным становится такое определение, как «образ жизни».
Образ жизни – одна из важнейших социологических категорий, интегрирующая представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности людей.
Образ жизни существенно влияет на многие социальные процессы и характеристики общества. Именно поэтому повышенный интерес, как социологов, так и медиков вызывают проблемы, связанные с взаимовлиянием образа жизни и здоровья населения, а категория «здоровый образ жизни» получила права гражданства в медицинских, гигиенических и социологических исследованиях.
Концентрированным выражением взаимосвязи и положительного взаимовлияния образа жизни и здоровья населения является понятие «здоровый образ жизни».
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это индивидуальная и общественная деятельность в конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условиях, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей.
ЗОЖ выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития как личного, так и общественного здоровья. Тем самым ЗОЖ связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда следует огромное значение формирования ЗОЖ в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.
Основными принципами ЗОЖ, способствующими сохранению и укреплению здоровья, являются: правильно организованный, физиологически оптимальный, приносящий удовлетворения труд (учеба), достаточная двигательная активность, сбалансированное в качественном и количественном отношении питание, достаточный сон, соблюдение режима дня, закаливание, отказ от вредных привычек, вызывающий положительные эмоции досуг. Таким образом, в понятие ЗОЖ входит преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья - развитие тех индивидуальных и общественных факторов, прежде всего гигиенического воспитания и поведения, которые участвуют в формировании здоровья. Из чего следует, что имеется два направления формирования ЗОЖ:
1) создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий факторов, обстоятельств, по существу – формирование потенциала общественного здоровья;
2) преодоление, уменьшение факторов риска здоровью.
И хотя оба эти аспекта взаимосвязаны, на практике дело ограничивается, как правило, лишь борьбой с факторами риска, что само по себе очень важно. Но проводить работу по устранению факторов риска гораздо проще, так как эти явления находятся на поверхности, достаточно хорошо известны и измерены. Куда сложнее определять и проводить профилактическую работу по созданию факторов ЗОЖ. Кроме того, проблема заключается не только в разграничении этих аспектов, но и в конкретных планах и программах формирования ЗОЖ.
Формирование ЗОЖ должно осуществляться одновременно на четырех уровнях:
1) государственном – учреждениями, предприятиями, организациями,, школами, центрами Госсанэпиднадзора, комитетами по экологии и охране окружающей среды, комитетами сельского хозяйства и продовольствия, средствами массовой информации;
2) общественном – общественными организациями и движениями
различного профиля;
3) медицинском – медицинскими учреждениями;
4) индивидуальном – самим человеком.
Иначе говоря, формирование ЗОЖ – это комплексная проблема, в решении которой должны участвовать многие учреждения и организации, а не только медицинские учреждения, как ошибочно многие считают. И, более того, вклад различных немедицинских учреждений в формировании ЗОЖ значительно выше, чем медицинских, которым принадлежит всего лишь
8-10% в формировании здоровья.
К задачам по формированию ЗОЖ, которыми должно заниматься государство и его учреждения, относятся:
1) создание безопасных условий труда;
2) защита среды обитания (экология);
3) выпуск доброкачественных продуктов питания;
4) создание индустрии здоровья (строительство оздоровительных и спортивных комплексов, выпуск спецодежды и т. д.).
5) внедрение экономических стимулов ЗОЖ;
6) организация и проведение гигиенического воспитания населения на различных этапах социализации личности (школа, институт, предприятие).
Медицинские учреждения должны решать свои задачи по формированию ЗОЖ, к которым можно отнести:
1) своевременная постановка проблем по формированию ЗОЖ перед органами власти;
2) разработка программ формирования ЗОЖ;
3) внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых;
4) обеспечение населения достоверной информацией по вопросам ЗОЖ.
Деятельность медицинских работников регламентируется приказами № 770 «О совершенствовании гигиенического воспитания и пропаганды» (1988), № 364 «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации» (1995), № 295 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации» (1997), № 344 «О создании Координационного центра и региональных кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска» (1997) и рядом других приказов и постановлений. В них подчеркивается, что важнейшая функция и задача всех органов и учреждений, всех организаций, которые занимаются формированием ЗОЖ и, прежде всего, учреждений ПМСП, это четкая, эффективная пропаганда ЗОЖ, без которой невозможно рассчитывать на успех этой большой общегосударственной и всенародной проблемы.
Пропаганда должна акцентироваться не столько на санитарном просвещении, сколько на средствах гигиенического воспитания, то есть не на пассивном восприятии медицинских и гигиенических знаний, различной полезной информации, а на обучении восприятию гигиенических навыков, правил и норм поведения, активном их проведении в жизнь. Иначе говоря – на обучении действиям, осуществлению ЗОЖ в конкретных условиях и ситуациях, на примерах их медицинской практики.
К сожалению, необходимо отметить, что в настоящее время существенным препятствием для успешного развития программ формирования здорового образа жизни остается низкая гигиеническая медицинская культура значительной части населения страны. Это свидетельствует о невысокой общей культуре, т.к. гигиеническая грамотность и культура – часть общей культуры и образованности людей. Так, по данным исследования образа жизни медицинских работников (Тихомирова Л.В.), более 68% опрошенных нерегулярно питается, лишь 45% предпочитают активный отдых, около 44% злоупотребляют алкоголем или употребляют его не реже 1 раза в месяц, более 40% врачей (мужчин и женщин) курят, а утреннюю гимнастику регулярно делают не более 5-6%.Кроме того, до 80% опрошенных, сами не придерживаются рекомендаций по рациональному образу жизни, которые они дают своим пациентам (Вагнер Е.А., Росновский А.А. и др.). Таких примеров и фактов о несоблюдении ЗОЖ различными группами со слоями населения можно приводить множество. Вот всего несколько из них. В исследованиях Коротких Р.В., охвативших несколько тысяч респондентов, отмечена низкая медицинская активность большого числа обследованных: 64% несвоевременно обращались к врачам при заболеваниях, нечеткость выполнения рекомендаций с профилактической целью в 62% при заболеваниях. Лишь 20% здоровых считают, что отношение к здоровью и соответствующее поведение является важным фактором здоровья, а среди больных – лишь 9,6%. Вместе с тем, 90% опрошенных называли главным фактором здоровья снабжение продуктами питания, 27%-состояние окружающей среды, 15%-условия труда, 10%-морально-психологический климат в семье. И хотя все 100% опрошенных признают для здоровья значение физкультуры, занимаются её не более 8-10%. По данным Оганова Р.Г., при обследовании на выявление артериальной гипертонии о болезни знали 56-74% больных, а лечилось медикаментами лишь 22-30%. Кроме того исследования показывают, что 40% респондентов не знают о наличии у них гипертонии, а 15-20%, знающих об этом, не принимают никаких мер её профилактики и лечения. Как показывает анализ проведения на предприятиях медицинских профилактических осмотров последних лет, до 40% рабочих и служащих не являются на них, хотя среди не явившихся - не менее трети имеют хронические заболевания. Нередка низкая медицинская активность и среди родителей, которые подчас преувеличивают свои гигиенические знания. Так, по сведениям Альбицкого В.Ю., Баранова А.А. и Полуниной Н.В., 95% родителей считали, что обладают достаточными знаниями по профилактике детских заболеваний, однако при проверке оказалось, что необходимой информацией располагали всего не более 40% родителей.
Приведенные примеры указывают на низкий уровень знаний о ЗОЖ и его формировании, на низкую медицинскую активность, следовательно, на трудности в проведении стратегической линии охраны и улучшения здоровья-формирования ЗОЖ, первичной профилактики, они говорят об актуальности разработки проблем санологии – науки о здоровье, точнее, о здоровье здоровых, его охране, укреплении, умножении – воспроизводстве.
Формирование ЗОЖ должно быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения, включающим в себя профилактику. Существующая классификация проведения профилактических мероприятий выделяет индивидуальный (личностный) уровень, уровень семьи, трудового коллектива (общественный) и государственный.
Если развитие профилактики на индивидуальном уровне включает в основном изучение здоровья индивидуума и его образа жизни, то переход к семейному уровню неразрывно связан с изучением семейного положения и отношения индивидуума не только к собственному здоровью, но и к здоровью всех членов семьи. Изучение состава семьи необходимо для осуществления не только медицинских, но и социальных мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для воспитания привычек и навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья, у всех членов семьи. Дело в том, что одним из основных требований ЗОЖ является формирование привычек, обеспечивающих высокий уровень здоровья на раннем этапе развития человека: от того, насколько успешно удается закрепить их в сознании, зависит реальный образ жизни в последующем.
Распределение населения по специальным и производственно-профессиональным группам следует учитывать при проведении профилактических мероприятий на уровне коллектива. Особая роль здесь отводится программам здоровья, которые разрабатываются на основе комплексной программы профилактики. В них должны быть предусмотрены совместные действия органов и учреждений здравоохранения, просвещения, культуры и др. Осуществление мер первичной профилактики должно быть важнейшей обязанностью всей сети ЛПУ и особенно служб ПМСП – амбулаторно-поликлинических, скорой и неотложной помощи, родовспоможения, санитарно – противоэпидемического надзора, пунктов здравоохранения, ФАПов, участковых больниц, семейных врачей и врачей общей практики. В тоже время, основным условием ЗОЖ является личная заинтересованность человека. Первым шагом на этом пути становится выбор жизненных установок, определения цели в жизни, потом выбор путей, с помощью которых можно реализовать свои замыслы. Каждый сам кузнец своего счастья и жизнь зависит больше всего от самого человека. И чем раньше человек осознанно начнет работать над собой, тем успешнее результаты его труда. Широко распространено ложное представление о том, что болезни приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. Достаточно посмотреть вокруг, чтобы увидеть больных и неприспособленных к более или менее интенсивному труду юношей и девушек и сильных, физически закаленных и выносливых людей старшего и даже пожилого возраста.
Таким образом, формирование ЗОЖ, это:
1) для конкретного человека – определение уровня индивидуального здоровья и осуществление мер по его укреплению, оценка риска того или иного заболевания, определение индивидуальной нормы и патологии, выявление заболеваний на ранней стадии, своевременное проведение оздоровительных, лечебных и реабилитационных мероприятий;
2) для общества – устранение факторов риска и осуществление мер первичной профилактики, демографический прогноз, прогнозирование здоровья, определение потребностей в оздоровительных мероприятиях, планирование трудовых ресурсов страны;
3) для медицинской науки – изучение уровня здоровья населения и факторов риска, определение нормальных биологических параметров, изучение преморбидных состояний, уровня реактивности и адаптации организма, создание теоретических основ медицины здорового человека.
Контрольные вопросы.
- Что подразумевается под понятием «образ жизни»?
- Дайте определение понятию «здоровый образ жизни».
- Основные принципы и направления формирования ЗОЖ.
- На каких четырех уровнях должно одновременно осуществляться формирование ЗОЖ?
- Какие задачи по формированию ЗОЖ возлагаются на государство и его учреждения?
- Какие задачи по формированию ЗОЖ должны решать медицинские учреждения?
- На каких вопросах должна акцентироваться пропаганда формирования ЗОЖ?
- Приведите примеры, указывающие на низкий уровень знаний о ЗОЖ и его формировании среди различных контингентов населения, в том числе и среди медицинских работников.
- Какая наука занимается проблемами о здоровье здоровых?
- Охарактеризуйте в целом, что представляет собой формирование ЗОЖ для конкретного человека, для общества и для медицинской науки.
Глава 11. Санитарно-эпидемиологическая служба, ее место и роль в профилактике заболеваний.
Профилактическая направленность, как один из основополагающих принципов здравоохранения, реализуется в деятельности ЛПУ и является ведущим в работе учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Эта направленность определяет особую роль государственной санитарно-эпидемиологической службы в организации и проведении широкого комплекса профилактических мероприятий. Учреждения госсанэпидслужбы играют важную роль в обеспечении здоровья населения путем непосредственного участия в создании благоприятных условий среды обитания. В числе задач, принятых ВОЗ по реализации программы «Здоровье-21: здоровье для всех в 21 столетии», к компетенции санитарно-эпидемиологической службы относятся:
1. Сокращение распространенности инфекционных заболеваний;
2. Политика в области окружающей среды и охраны здоровья;
3. Обеспечение качества воды;
4. Обеспечение качества воздуха;
5. Обеспечение качества и безопасности продуктов питания;
6. Удаление отходов и борьба с загрязнением почвы;
7. Экология человека и населенных пунктов;
8. Здоровье работающих.
Указанное свидетельствует, что госсанэпидслужба является ведущей в системе обеспечения здоровья населения, а деятельность ее учреждений во многом определяет уровень и качество профилактической работы.
Органы и учреждения госсанэпидслужбы в РФ составляют единую систему санитарно-эпидемиологического надзора с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим:
Достижение санитарно-эпидемиологического благополучия, под которым понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека, и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности, в существенной степени обеспечивается за счет проведения предупредительного и текущего санитарного надзора органами и учреждениями санэпидслужбы: