Соединения с повторениями

В § 1 уже рассмотрен вопрос о числе размещений с повторениями. Для полноты картины, рассмотрим еще перестановки и сочетания с повторениями.

1. Перестановки с повторениями.Перестановкой с повторениями порядка n и состава Соединения с повторениями - student2.ru из элементов Соединения с повторениями - student2.ru -множества Соединения с повторениями - student2.ru называется упорядоченная n‑ка, в которой элементы Соединения с повторениями - student2.ru встречаются соответственно Соединения с повторениями - student2.ru раз, причем Соединения с повторениями - student2.ru . Понятно, что две перестановки с повторениями одинакового порядка и состава могут отличаться друг от друга лишь порядком компонент. Например, Соединения с повторениями - student2.ru и Соединения с повторениями - student2.ru различные перестановки с повторениями порядка 7 и состава Соединения с повторениями - student2.ru . Решим следующую комбинаторную задачу: найти число Соединения с повторениями - student2.ru перестановок с повторениями порядка n, имеющих состав Соединения с повторениями - student2.ru . Все такие перестановки можно получить следующим образом. Составим все перестановки без повторений из Соединения с повторениями - student2.ru различных элементов, включающих элементы Соединения с повторениями - student2.ru . Напомним, что их число Соединения с повторениями - student2.ru равно Соединения с повторениями - student2.ru . Если Соединения с повторениями - student2.ru , то выберем произвольно Соединения с повторениями - student2.ru элементов, не входящих в множество Соединения с повторениями - student2.ru , и отождествим их с Соединения с повторениями - student2.ru во всех перестановках. Легко понять, что таким образом получим перестановки с повторениями порядка Соединения с повторениями - student2.ru и состава Соединения с повторениями - student2.ru , где единица записана Соединения с повторениями - student2.ru раз. Но различных среди них будет меньше во столько раз, сколько можно образовать перестановок без повторений из Соединения с повторениями - student2.ru элементов, т.е. в Соединения с повторениями - student2.ru раз. Таким образом, получим Соединения с повторениями - student2.ru перестановок. Если Соединения с повторениями - student2.ru , то переходим к Соединения с повторениями - student2.ru . Если Соединения с повторениями - student2.ru , то выберем произвольно Соединения с повторениями - student2.ru элементов, не входящих во множество Соединения с повторениями - student2.ru , и отождествим их с Соединения с повторениями - student2.ru во всех перестановках. Легко понять, что таким образом получим Соединения с повторениями - student2.ru перестановок с повторениями порядка Соединения с повторениями - student2.ru и состава Соединения с повторениями - student2.ru , где единица записана Соединения с повторениями - student2.ru раз. Продолжая этот процесс, приходим к выводу о справедливости следующего утверждения:

Т е о р е м а 1.Число Соединения с повторениями - student2.ru перестановок с повторениями порядка n, имеющих состав Соединения с повторениями - student2.ru , вычисляется по формуле

Соединения с повторениями - student2.ru = Соединения с повторениями - student2.ru . (1)

Пример 1. Буквы слова «Математика» можно переставлять Соединения с повторениями - student2.ru способами.

Из формулы (1) вытекает, что Соединения с повторениями - student2.ru букв Соединения с повторениями - student2.ru и Соединения с повторениями - student2.ru букв Соединения с повторениями - student2.ru можно переставлять Соединения с повторениями - student2.ru способами. Но это число равно Соединения с повторениями - student2.ru . Значит, число перестановок с повторениями состава Соединения с повторениями - student2.ru равно Соединения с повторениями - student2.ru :

Соединения с повторениями - student2.ru = Соединения с повторениями - student2.ru . (2)

Формула (2) позволяет записать формулу бинома Ньютона в следующем виде:

Соединения с повторениями - student2.ru = Соединения с повторениями - student2.ru + Соединения с повторениями - student2.ru +…+ Соединения с повторениями - student2.ru + … + Соединения с повторениями - student2.ru ,

или в краткой форме

Соединения с повторениями - student2.ru = Соединения с повторениями - student2.ru ,

где суммирование распространено на все наборы Соединения с повторениями - student2.ru такие, что Соединения с повторениями - student2.ru .

С помощью индукции по числу слагаемых нетрудно убедится в справедливости следующего утверждения:

Т е о р е м а 2.Длялюбых натуральных чисел Соединения с повторениями - student2.ru , Соединения с повторениями - student2.ru и любых действительных чисел Соединения с повторениями - student2.ru справедлива формула

Соединения с повторениями - student2.ru = Соединения с повторениями - student2.ru , (3)

где суммирование распространено на все наборы Соединения с повторениями - student2.ru такие, что Соединения с повторениями - student2.ru .

Пример 2. Соединения с повторениями - student2.ru = Соединения с повторениями - student2.ru Соединения с повторениями - student2.ru = Соединения с повторениями - student2.ru Соединения с повторениями - student2.ru .

2. Сочетания с повторениями.Найдем теперь число различных составов, которые могут иметь наборы длины Соединения с повторениями - student2.ru , состоящие из элементов Соединения с повторениями - student2.ru ‑множества Соединения с повторениями - student2.ru . Каждый такой состав является упорядоченным набором, состоящим из Соединения с повторениями - student2.ru чисел Соединения с повторениями - student2.ru таких, что Соединения с повторениями - student2.ru . Его можно записать в виде набора из нулей и единиц, заменив каждое число соответствующим числом единиц и поставив нуль после каждой группы единиц, кроме последней. Например, вместо набора Соединения с повторениями - student2.ru можно написать Соединения с повторениями - student2.ru , а вместо набора Соединения с повторениями - student2.ru – набор Соединения с повторениями - student2.ru . Число единиц, входящих в полученные наборы, равно Соединения с повторениями - student2.ru , а число нулей равно Соединения с повторениями - student2.ru . Поэтому число различных наборов такого вида равно числу перестановок с повторениями из n единиц и Соединения с повторениями - student2.ru нулей, т.е.. Соединения с повторениями - student2.ru . Но ввиду формулы (2) Соединения с повторениями - student2.ru = Соединения с повторениями - student2.ru .

Таким образом, мы доказали, что число составов наборов длины Соединения с повторениями - student2.ru , компоненты которых принадлежат данному k‑множеству, равно Соединения с повторениями - student2.ru .

Различные составы наборов длины n из элементов k‑множества называют также сочетаниями с повторениями из Соединения с повторениями - student2.ru элементов по Соединения с повторениями - student2.ru . Их число обозначают Соединения с повторениями - student2.ru .

Итак, справедлива

Т е о р е м а 3.Число Соединения с повторениями - student2.ru всех сочетаниями с повторениями из Соединения с повторениями - student2.ru элементов по Соединения с повторениями - student2.ru вычисляется по формуле

Соединения с повторениями - student2.ru = Соединения с повторениями - student2.ru . (4)

Пример 3. Для множества Соединения с повторениями - student2.ru всех букв, входящих в слово «Математика», число различных сочетаний с повторениями длины 10 равно Соединения с повторениями - student2.ru = Соединения с повторениями - student2.ru .

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение перестановки, сочетания и размещения без повторений. Вывести формулы для нахождения Соединения с повторениями - student2.ru .

2. Сформулировать основные свойства чисел Соединения с повторениями - student2.ru и установить их связь с треугольником Паскаля и биномом Ньютона.

3. Решить задачи.

а) Сколько можно составить трехзначных чисел, если в каждом трехзначном числе любая цифра встречается только один раз?

б) Сколькими способами можно поставить на полке 10 различных книг, так чтобы выбранная книга стояла первой?

в) Сколькими способами можно сложить 6 различных книг в две сумки (порядок не имеет значения)?

4. Записать формулу исключений и включений для следующей задачи.

Часть жителей одного города умеют говорить только по-русски, часть только по-узбекски, а часть умеют говорить на обоих языках. По-узбекски говорят 85% жителей, по-русски – 75%. Сколько процентов жителей говорят на обоих языках?

5. Записать определение перестановок, сочетаний, и размещений с повторениями. Вывести соответствующие формулы.

6. Решить задачи:

а) Сколькими способами можно составить набор из 8 пирожных, если имеется 4 сорта?

б) Сколько нечетных трехзначных чисел можно составить из цифр 4, 5, 6?

в) Сколькими способами можно раскрасить трехполосный флаг, имея красный, белый и синий карандаши?

7. В чем суть принципа Дирихле? При решении каких комбинаторных задач он применяется?

Наши рекомендации